Центральный банк как основное звено банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Двухуровневая банковская система, функции, принципы деятельности центрального банк и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 2
Глава 1. ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РФ
1.1. История развития денежно – кредитной системы…………....4
1.2. Двухуровневая банковская система ……………………….….6
1.3. Цели, задачи центрального банка России……………….…...11
1.4. Функции, операции центрального банка России ……………11
1.5. Состояние и перспективы развития денежно-кредитной
системы в России …………………………………………......15
Глава 2 . ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Денежно – кредитная политика центрального банка ……….20
2.2. Особенности денежно – кредитной политики РФ…………..21
2.3. Принципы, цели денежно – кредитной политики …………...21
2.4. Инструменты денежно – кредитной политики ЦБ РФ……... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Копия Курсрвая Эконом. теор..doc

— 290.50 Кб (Скачать)

          Особенности денежно – кредитной  политики в России в Современных  условиях прежде всего связаны с инфляционными процессами, преодоление которых предполагает осуществление активных действий, направленных главным образом на укрепление рубля, стабилизацию его покупательной способности. Центральный банк считает необходимым неуклонное постепенное снижение инфляции, т.е. каждый  год целевые показатели по инфляции должны быть ниже ее фактического уровня в предыдущем году. Низкая и стабильная инфляция является обязательным условием для здорового, сбалансированного, долгосрочного экономического роста. Однако необходимо учитывать, что на развитие инфляционных процессов существенное влияние оказывают факторы, находящиеся в не сферы деятельности денежно – кредитной политики. В тоже время выбор темпа снижения инфляции требует осторожного подхода. ЦБ РФ считает оптимальным снижение инфляции до такого уровня, достижение которого не будет препятствовать сбалансированному сочетанию максимально возможного экономического роста, повышения реальных доходов населения, осуществления инвестиций в объектах, необходимых для поддержания устойчивых темпов экономического роста в последующие годы.  

2.3. Принципы денежно-кредитной политики 

          В современных условиях в основе  денежно-кредитной политики большинства  стран лежит принцип «компенсационного  регулирования»,  и состоит в гибком маневрировании денежно – кредитными ресурсами общества, основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла. А именно: предложение этих ресурсов то увеличивается (политика дешевых денег, или кредитной экспансии), то сокращается (политика дорогих денег, или кредитной рестрикции). При этом выстраиваются разные цепочки событий и предусматривают разные конечные цели.  (таблица 1)

    - принципы  экспансии (стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств),

          Проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства – покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя.

        

           
 
 

Таблица 1. Сравнительная характеристика политики

дешевых и дорогих денег 

н

а

п

р

а

в

л

е

н

а

Политика  дешевых денег  Политика  дорогих денег 
против  недоиспользования

хозяйственных ресурсов 

против спада  производства 

против увеличения безработицы

против 

растущей 

инфляции 

 
п

р

е

д

п

о

л

о

г

а

е

т

увеличение  предложения денег  через:

     покупку  государством у банков и 

     населения  гособлигаций

    (образование «лишних» денег)

  

      кредитные

      возможности 

      банков

      увеличиваются

   

     
 

      уменьшение 

      нормы 

      резервного 

      капитала 

      коммерческих 

      банков 

     понижение 

     учетной  ставк

Сокращение предложения денег через:

     продажу  гособлигаций 

     банкам  и населению

     («связывание»  свободных денег)

 

         кредитные 

         возможности 

         банков 

         сокращаются

 

    увеличение 

    нормы 

    резервного 

     капитала

     коммерческих 

     банков 

     повышение 

     учетной  ставки 

     
в 

и

т

о

г

е

 

 предложение  кредитов растет, они 

 становятся  дешевыми и доступными

  

 инвестиции, совокупные расходы 

 и товарный  спрос увеличивается 

 производство  и занятость растут

 
 
 
 

 ссудный процент  по кредитам

 растет, их  доступность снижается 

  

 инвестиции, совокупные расходы 

 и товарный  спрос сокращается 

 цены и  инфляция уменьшается

 
 
 

- принципы рестрикции (ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных  ставок, торможение темпов роста денежной массы в обращении).

          Проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти 

2.4. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ

         Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка на объекты денежно-кредитной политики.                                                               В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:  С точки зрения сущности и влияния на экономику инструменты денежно-кредитной политики подразделяются  на рыночные и нерыночные.

          Рыночные инструменты – учетная ставка и ставка рефинансирования, нормы обязательного резервирования, операции на открытом рынке,  депозитные операции. Использование этих инструментов предполагает создание таких условий, которые стимулируют субъекта предпринимательской деятельности и выполняют действия необходимых для общества.

      Нерыночные инструменты – подразумевают прямое административное воздействие центрального банка на отдельные параметры деятельности банковской системы. Это означает, что центральный банк директивным путем  регулирует объемы денежного предложения и цены на финансовом рынке и может выражаться в ограничении объемов кредитования, регламентации процентных ставок, отдельных видов ссуд ( например, потребительские кредиты).

           По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные.

          Под долгосрочными инструментами подразумевается такие способы воздействия на объекты денежно-кредитной политики, реализация которых может осуществляться в период от одного года до нескольких десятилетий.

          К  краткосрочным, то есть реализуемым в срок менее года,  относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно – кредитного регулирования.                                                                         

           Обязательные резервы.  Представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и используется для контроля денежных агрегатов посредствам снижения денежного мультипликатора. Обычно чем выше уровень инфляции, тем выше норма отчислений в резервные фонды. Цель политики обязательных резервов состоит в усилении зависимости коммерческих банков и рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточении тем самым контроля за ликвидностью.                                                   

           Под минимальными обязательными резервами понимается часть привлеченных денежных средств, перечисляемая в центральный банк и хранимая им. Норму такого отчисления регулирует сам центральный банк, что и дает ему возможность влиять на сумму предоставляемых кредитов. 

Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получать, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается. 
Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковской системы. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации. Ресурсной базы российских кредитных организаций и су четом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.

          Рефинансирование банков – Основным из наиболее эффективных инструментов денежно – кредитной политики в странах с развитой рыночной экономикой является рефинансирование. Под рефинансированием понимают предоставление центральным банком кредитов головным кредитным организациям. Ставка рефинансирования – это процент, под которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая кредиторам последней инстанции. Конечная цель рефинансирования  - контроль над ликвидностью банков. Следует отметить, что изменение ставки рефинансирования, может серьезнейшим образом повлиять на кредитную политику банковского сектора экономики. Размер ставки рефинансирования зависит от уровня инфляции в стране. Наряду с пересмотром ставки рефинансирования изменяются проценты по основным операциям. Центральный банк России, осуществляя операции рефинансирования, с одной стороны, кредитует банки, находящиеся на грани банкротства, в целях сохранения других банков и защиты интересов вкладчиков, с другой – поддерживает ликвидность надежных банков, с тем, чтобы не допустить ухудшения их финансового состояния.   

          Банк России осуществляет рефинансирование банковской системы посредством предоставления кредитов головным кредитным учреждениям. Размер ставки рефинансирования изменяется с четом изменения экономических условий в стране, и в период с 2003- 2010гг. это происходило достаточно часто. (таблица.2 )  

Таблица 2. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

с 2003-2010гг.  

 

Период  действия % Нормативный документ
1 июня 2010 г. –  7,75 Указание  Банка России от 31.05.2010 № 2450-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г. 8 Указание  Банка России от 29.04.2010 № 2439-У "О  размере ставки рефинансирования Банка России"
29 марта 2010 г. – 29 апреля 2010 г. 8,25 Указание  Банка России от 26.03.2010 № 2415-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г. 8,5 Указание  Банка России от 19.02.2010 № 2399-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
28 декабря  2009 г. – 23 февраля 2010 г. 8,75 Указание  Банка России от 25.12.2009 № 2369-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г. 9 Указание  Банка России от 24.11.2009 № 2336-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г. 9,5 Указание  Банка России от 29.10.2009 № 2313-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г. 10 Указание  Банка России от 29.09.2009 № 2299-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г. 10,5 Указание  Банка России от 14.09.2009 № 2287-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г. 10,75 Указание  Банка России от 07.08.2009 № 2270-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г. 11 Указание  Банка России от 10.07.2009 № 2259-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г. 11,5 Указание  Банка России от 04.06.2009 № 2247-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г. 12 Указание  Банка России от 13.05.2009 № 2230-У "О  размере ставки рефинансирования Банка России"
24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г. 12,5 Указание  Банка России от 23.04.2009 № 2222-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г. 13 Указание  Банка России от 28.11.2008 № 2135-У "О  размере ставки рефинансирования Банка России"
12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г. 12 Указание  Банка России от 11.11.2008 № 2123-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г. 11 Указание  Банка России от 11.07.2008 № 2037-У "О  размере ставки рефинансирования Банка России"
10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г. 10,75 Указание  Банка России от 09.06.2008 № 2022-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г. 10,5 Указание  Банка России от 28.04.2008 № 1997-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г. 10,25 Указание  Банка России от 01.02.2008 № 1975-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г. 10 Телеграмма  Банка России от 18.06.2007 № 1839-У
29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г.  10,5 Телеграмма  Банка России от 26.01.2007 № 1788-У
23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г. 11 Телеграмма  Банка России от 20.10.2006 № 1734-У
26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г. 11,5 Телеграмма Банка России от 23.06.2006 № 1696-У
26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г. 12 Телеграмма  Банка России от 23.12.2005 № 1643-У
15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г. 13 Телеграмма  Банка России от 11.06.2004 № 1443-У
15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г. 14 Телеграмма Банка России от 14.01.2004 № 1372-У
21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г. 16 Телеграмма  Банка России от 20.06.2003 № 1296-У
17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г. 18 Телеграмма  Банка России от 14.02.2003 № 1250-У
7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г. 21 Телеграмма  Банка России от 06.08.2002 № 1185-У
 

Информация о работе Центральный банк как основное звено банковской системы