Защита внутреннего рынка РБ от недобросовестной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

На всех исторических этапах развития государства внешнеэкономическая деятельность оказала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий. Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономическая деятельность воздействует на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………...6
Понятие и осуществление государственного регулирования……………………………………………………………..6
1.2 Виды таможенных пошлин Республики Беларусь и их назначение….……………………………………………………………..13
2. ЗАЩИТА ВНУТРЕННЕГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….....17
2.1 Становление механизмов защиты внутреннего рынка в системе ГАТТ/ВТО………………………………………………………………………..18
2.2 Особые виды пошлин как один из методов защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции……………...........................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..………………..………………………………………...24
Список использованных источников ……………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 66.46 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………...6

    1. Понятие и осуществление государственного регулирования……………………………………………………………..6  
      1.2   Виды таможенных пошлин Республики Беларусь и их назначение….……………………………………………………………..13

2. ЗАЩИТА ВНУТРЕННЕГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….....17

2.1  Становление механизмов защиты внутреннего рынка в системе ГАТТ/ВТО………………………………………………………………………..18

2.2  Особые виды пошлин как один из методов защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции……………...........................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..………………..………………………………………...24

Список  использованных источников ……………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Внешнеэкономическая деятельность становится все более  важным фактором развития  народного  хозяйства  и  экономической  стабилизации республики. Сейчас нет практически ни одной отрасли  в  промышленно  развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.

     На  всех исторических этапах развития государства  внешнеэкономическая деятельность оказала влияние на решение экономических проблем на  различных уровнях: народного хозяйства в целом,  отдельных регионов,  объединений, предприятий.    Как    часть    общей    структуры    народного    хозяйства внешнеэкономическая   деятельность   воздействует    на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие  производственных  сил. Еще ни одной стране не удалось создать  здоровую  экономику,  изолировавшись от мировой экономической системы.

      Способствовать  интегрированию белорусской экономики  в мировое хозяйство призвана таможенная политика Республики Беларусь. Как составная часть внешней  политики, таможенная политика служит в современных условиях целям  обеспечения и реализации внешнеэкономических  задач и интересов страны, является одним из активных средств в осуществлении  ее внешнеэкономической деятельности. Только продуманная и сбалансированная таможенная политика страны может оградить находящуюся сегодня в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, способствовать созданию условий для ее оживления, оздоровления и последующего подъема.

      Основная  задача государства в области  международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно  больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом  рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть  методов государственного регулирования  направлена на защиту внутреннего рынка  от иностранных конкурентов и  поэтому относится прежде всего  к импорту. Другая часть методов  имеет своей задачей формирование экспорта.

      Импорт  необходим  любой  стране  для  получения  продуктов,  не производимых  в  стране,  продуктов,  эффективность  производства  которых ниже,  чем  в  других  странах,  или  при  существовании  повышенного спроса  внутри  страны  на  определенные  товары.

      Наиболее  распространенными средствами регулирования  внешней торговли служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

     Сегодня  невозможно  представить  деятельность  ни  одного   крупного предприятия   без  участия  его  во   ВЭД.   Эффективность   работы   любого предприятия,  вовлеченного   в   сферу   внешнеэкономической   деятельности, напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.

       Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном  масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные  природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться  без активного участия во внешнеэкономической деятельности.

       Защита внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, приобретает особую значимость для любого государства в современных условиях. В особенности, это касается Республики Беларусь, которая сегодня поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 140 странами мира.

     Государства вправе принимать защитные меры в случае, если какой-либо товар ввозится на таможенную территорию в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. В Республике Беларусь данным правом наделено Правительство республики. В целях защиты экономических интересов РБ к  ввозимым  товарам  могут временно  применяться  особые  виды  пошлин:  антидемпинговые,   специальные, компенсационные. В республике сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая применение данных видов пошлин. Применению специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин предшествует расследование, проводимое Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

   Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью исследования стало выявить назначение, практику и процедуру применения таможенных пошлин Республики Беларусь. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

  • определить сущность регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь и определить роль таможенных пошлин в данном регулировании;
  • провести классификацию таможенных пошлин Республики Беларусь;
  • раскрыть процедуру применения таможенных пошлин;
  • рассмотреть практику применения таможенных пошлин;
  • проследить становление механизмов защиты товаропроизводителя в системе ГАТТ/ВТО
  • показать процедуру применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин в правовой системе ВТО.

   Характеризуя  степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики, поэтому тема данной работы является актуальной.

     Определенная  значимость и недостаточная научная  разработанность проблемы  определяют научную новизну данной работы.

     Нормативно-правая база состоит из действующего законодательства Республики Беларусь по состоянию на март 2010 года.

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике. Ко второй отнесены учебная  литература (учебники и учебные пособия). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой  проблематике. И к четвертой отнесены специализированные сайты организаций.

     В настоящее время происходят постоянные изменения во внешнеэкономической деятельности современного мира, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

     Во  введении обоснована актуальность выбора темы, определены цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы источники информации, показаны научная и практическая значимость работы.

     В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность.

     Во  второй главе рассматривается тематика курсовой работы в современном мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. РОЛЬ  ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В  ГОСУДАРСТВЕННОМ  РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 

      1.1 Понятие и осуществление государственного   регулирования 

     Внешнеэкономическая деятельность связана с перемещением материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами, что предполагает государственное вмешательство  в эту сферу или, иными словами, активное государственное регулирование.

     Государственное регулирование внешнеэкономической  сферы представлено множеством способов экономического, организационно-правового  и административного характера [2].

     Экономические методы, используемые в механизме  государственного регулирования, предполагают косвенное воздействие на внутрихозяйственные  экономические процессы. Они реализуются  через финансово-кредитную и банковскую сферы экономики посредством  изменения ставки процента, скидок и субсидий, а также налоговой  системы, таможенных инструментов, системы  страхования, стимулирования экспорта, ценового механизма.

     Административные  методы основаны на нормативных актах правительства или управленческих решениях. Они включают в себя различного рода запреты и ограничения, квотирование и лицензирование, технические нормы и правила безопасности, антидемпинговые ограничения, «добровольное» самоограничение поставок, обязательную регистрацию контрактов.

     Административные  инструменты в стабильных условиях рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности  экономических механизмов регулирования.

     Однако  в периоды экономического спада  и разбалансированности экономики  роль этих инструментов регулирования  значительно возрастает.

     Методы  организационно-правовые, к которым  относится и антимонопольное  регулирование, базируются на законодательной основе, определяющей права различных предпринимательских структур и устанавливающей правила конкуренции. Тем самым обеспечивается защита интересов производителей и потребителей от ограничительных акций монополий. Главная цель регулирования конкуренции – недопущение монополизации рынка отдельными компаниями [17].

     Основным  документом, регулирующим внешнеэкономическую  деятельность в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности».

     Согласно  данному Закону, государственное  регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:

     - реализации внешнеторговой политики  как составной части единой  внешней политики Республики  Беларусь;

     - обеспечения национальной безопасности  Республики Беларусь, в том числе  в экономической сфере;

     - единства таможенной территории  Республики Беларусь;

     - приоритета экономических мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

     - невмешательства в частные дела  при осуществлении внешнеторговой  деятельности, за исключением случаев,  когда такое вмешательство осуществляется  на основании правовых норм  в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны  здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

     - обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь  по международным договорам, и  реализации прав, возникающих из  международных договоров Республики  Беларусь;

     - применения в отношении другого  государства (группы государств) мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности с  учетом взаимности;

     - выбора мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными  для ее участников, чем это  необходимо для обеспечения эффективного  достижения целей, преследуемых  данными мерами;

     - обоснованности и объективности  применения мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

     - гарантирования права на судебную  защиту прав, свобод и законных  интересов участников внешнеторговой  деятельности;

     - гласности в применении мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности [25].

Информация о работе Защита внутреннего рынка РБ от недобросовестной конкуренции