Законодательство о таможенном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью и составляющие предмет таможенного права, называются таможенными правоотношениями. Главная особенность таможенных отношений состоит в том. что все они складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей. В общей форме структура общественных отношений в сфере таможенной деятельности определена ТКРФ

Содержание

Введение

Глава 1. Основные положения правового обеспечения таможенного дела

Глава 2. Источники таможенного права

Глава 3. Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

контро Тамож.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОСИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

     КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ 

     УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. ТУПОЛЕВА 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     по  курсу: Таможенное право 
 
 
 

     по  теме:

     Законодательство  о таможенном деле 
 
 

                         Выполнила:

                         Ст.гр.9381

                         Гатина Г.Р. 

                         Проверил:

                         Сафонов Э. Е.  
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

     Казань 2010 г.

     Содержание 

              Введение       
             
     Глава 1. Основные положения правового обеспечения таможенного дела       
             
     Глава 2. Источники таможенного права       
             
     Глава 3. Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе       
             
             Заключение       
             
             Список литературы       
             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     На  территории Российской Федерации действует  единое таможенное законодательство. Его единство обусловлено отнесением таможенного дела к федеральной компетенции и, соответственно, регулированием его только нормами единого федерального законодательства.

     Термин  «таможенное законодательство» следует рассматривать в широком смысле этого слова, когда «законодательство» охватывает не только Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Государственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

     В российской правовой системе таможенное право - комплексная отрасль российского  права, представляющая собой систему  правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики РФ.

     Общественные  отношения, связанные с таможенной деятельностью и составляющие предмет  таможенного права, называются таможенными правоотношениями. Главная особенность таможенных отношений состоит в том. что все они складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей. В общей форме структура общественных отношений в сфере таможенной деятельности определена ТКРФ

     1. Основные положения  правового обеспечения  таможенного дела 

     В зависимости от конкретных целей  выделяются следующие виды таможенных правоотношений, которые охватывают:

     - организацию таможенного дела;

     - перемещение через таможенную  границу РФ товаров и транспортных средств;

     - регулирование таможенных режимов;

     - взимание таможенных платежей;

     - предварительные операции;

     - таможенное оформление;

     - таможенный контроль над товарами  и транспортными средствами, перемещаемыми  через таможенную границу РФ;

     - валютный контроль;

     - совершение правонарушений (административных  и уголовных) в сфере таможенного  дела;

     - обжалование и рассмотрение решений,  действий или бездействия таможенных  органов РФ и их должностных  лиц;

     - организацию государственной службы  в таможенных органах и выполнение государственными служащими возложенных на таможенные органы задач и функций;

     - участие РФ в международно-правовом  сотрудничестве и регулирование  таможенного дела в рамках  СНГ, а также отношения, связанные  с участием РФ в международно-правовых организациях и сотрудничеством со странами Дальнего Зарубежья в области таможенного дела и др.

     Основными целями таможенного права являются:

     • создание условий для эффективной  деятельности таможенных и других государственных  органов по осуществлению таможенного дела. его развитию и совершенствованию:

     • обеспечение оптимальной научно обоснованной организации таможенной системы, объединяющей таможенные и  иные государственные (исполнительные) структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики:

     • создание надежных условий обеспечения  законных прав и свобод граждан, их общественных объединений при осуществлении  таможенного дела: обеспечение соблюдения прав и исполнения обязанностей граждан  России, иностранцев и лиц без  гражданства, а также юридических лиц в процессе их участия в таможенно-правовых отношениях:

     • обеспечение соблюдения социально-экономических  приоритетов и интересов как  России в целом, так и субъектов  федерации. В первую очередь речь идет об экономическом суверенитете и экономической безопасности. защите российского рынка, стимулировании развития национальной экономики, а также об активизации связей российской экономики с мировым хозяйством.

     Субъектом таможенного права признается тот, кто наделяется правами и обязанностями  в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются:

     • таможенные органы;

     • должностные лица таможенных органов;

     • юридические лица;

     • физические лица;

     Эти субъекты могут быть разделены на две группы: общие и специальные  субъекты. Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа. Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица - предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

     Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обуславливает применение практически всех имеющихся в  действующей системе права способов воздействия на субъектов: административно-правового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два правовых метода содержательно выражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере. Административно-правовой (императивный) метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений. Гражданско-правовой (диспозитивный) метод регулирования основан на принципе равенства сторон и возможности регламентирования правоотношений участниками этих отношений

     Принципами  таможенного права являются:

  • законность;
  • демократизм;
  • полномасштабное и четкое таможенное регулирование;
  • обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов;
  • принципы перемещения товаров и транспортных средств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Источники таможенного  права  

     Под источниками таможенного права России следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права. Причем поскольку таможенное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то и источниками таможенного права могут быть только нормативные акты федерального уровня.

     Основным  критерием классификацию источников права является их юридическая сила. В этой связи источники таможенного права можно расположить в следующей последовательности:

     Международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Российская Федерация.

     Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Российской Федерации.

     Федеральные законы (в том числе и законы сводного характера - кодексы), нормы  которых рассчитаны на длительный период действия и так или иначе регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела.

     Подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, а также совместные акты ГТК РФ с другими министерствами и ведомствами.

     Теперь  о каждой группе источников таможенного  права более подробно.

     Общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. По юридической  силе ратифицированные Россией международные договоры (в том числе и по таможенному делу) стоят выше ее внутренних законов, что прямо отражено в ст. 15 Конституции РФ: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Аналогичная норма (хотя и лишняя, поскольку конституционные нормы являются нормами прямого действия и никакого дублирования в иных нормативных актах не требуют) имеется и в Таможенном кодексе РФ (ст. 6). - основное направление развития таможенного дела России на современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, т. е. если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора. Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой

     Конституция РФ, будучи ее основным законом, предопределяет характер таможенного дела в целом и, как уже отмечено, относит таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ) к ведению федеральных органов государственной власти, поэтому правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в число источников таможенного права не входят.

     Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает  установление на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тем самым определяет принцип единства таможенной территории России.

Информация о работе Законодательство о таможенном деле