Вступление России в ВТО: задачи и перспективы таможенного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:07, реферат

Описание работы

В рамках присоединения России к ВТО возрастают роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью. В этих условиях таможенная служба является важнейшим звеном в современном внешнеэкономическом процессе.

Содержание

В рамках присоединения России к ВТО возрастают роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью. В этих условиях таможенная служба является важнейшим звеном в современном внешнеэкономическом процессе.

Работа содержит 1 файл

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

В этой связи 8 февраля 2006 г. Государственной Думой Российской Федерации принят в окончательной редакции проект Федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон " О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (в части порядка взимания и возврата предварительных защитной, антидемпинговой и компенсационной пошлин). Данный Федеральный закон разработан Правительством Российской Федерации в целях согласования положений указанных нормативных актов в части терминологии, а также в части порядка уплаты и возврата предварительных специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлин.

Одно из вносимых Законом изменений касается уточнений термина "временные", используемого в Таможенном кодексе при определении таможенных пошлин, тогда как в Федеральном законе "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" в отношении специальной, антидемпинговой и компенсационной мер, вводимых Правительством Российской Федерации в качестве защитной меры до завершения расследования, используется термин "предварительные". Другое изменение касается несогласуемых процедур взимания и возврата указанных пошлин.

Сложившаяся ситуация требует переосмысления всей деятельности таможенной службы, формирования новой философии управления таможенными процессами, формирование нового мышления у сотрудников таможенных органов в отношении проведения таможенного контроля. С учетом требования времени задача таможенной службы состоит не только в защите экономической безопасности России, осуществления таможенного контроля "в виде сервиса", но в то же время без ущерба для его эффективности.

Содействие развитию торговли со стороны таможенной службы России важно, так как это повлечет за собой:

- снижение транспортных издержек (по данным Всемирного банка за 2002 г., барьеры, связанные со стоимостью перевозок, более значительны, чем тарифные барьеры, в 168 из 216 стран);

- модернизацию таможенной службы;

- снижение коррупции на таможне;

- сокращение сроков поставки на один день путем сокращения задержек в портах и на таможнях способно снизить стоимость импортируемых товаров во всем мире на 0,5% (Хаммелс, 2001 г.)

- сокращение продолжительности торговых операций на один день способно обеспечить развивающимся странам ежегодную экономию в размере 240 миллиардов долларов США (Хаммелс, 2001 г.) <*>.

--------------------------------

<*> Всемирная таможенная организация (ВТО) - Техника таможенной деятельности, сборник рекомендаций, постановлений и норм, глоссарий, руководящие принципы и модель законодательной базы, последние изменения (1995).

 

Содействие торговле в контексте ВТО отражено в трех статьях ГАТТ, Киотской конвенции в новой редакции (см. также ст. V, VIII, X ГАТТ).

Указанные соглашения к нетарифным мерам причисляют также таможенные формальности, ведущие к задержкам таможенного оформления и дающие основания считать, что они выходят за пределы нормальной и общепринятой таможенной практики. ГАТТ в общей форме запрещает использовать меры, ограничивающие внешнюю торговлю, кроме таможенных тарифов.

Проблемы при осуществлении таможенного оформления, очереди на границе влияют на внутренний рынок страны в целом. Согласно исследованиям ОЭСР (декабрь 2003 г.) причинами негативной ситуации в России, влияющими на развитие мировой торговли, являются: совокупность высоких транспортных расходов, долгий срок выполнения заказа, увеличение количества товаров на складах, высокие расходы на погрузку товаров и аренду складских помещений <*>.

--------------------------------

<*> Руководство по Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур. Брюссель, 1999.

 

23 июня в Брюсселе на ежегодной сессии Совета таможенного сотрудничества Всемирной таможенной организации Россией приняты "Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли". Семнадцать стандартов Всемирной таможенной организации сгруппированы в два блока: стандарты взаимодействия таможенных администраций и стандарты взаимодействия таможни и торговли. Это еще один шаг к тому, чтобы новый уровень безопасности мировой торговли стал реальностью.

Одним из кардинальных вопросов, закрепленных Рамочными стандартами безопасности, является использование таможенными администрациями автоматизированных систем управления рисками при досмотре грузов, использование предварительной информации о перемещении товаров. Они представляют собой основу законодательной работы по внесению изменений в таможенное законодательство Российской Федерации.

Рамочные стандарты безопасности состоят из четырех основных элементов. Во-первых, они предусматривают гармонизацию требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при импорте, экспорте и транзите товаров. Во-вторых, все страны, присоединяющиеся к Рамочным стандартам, берут на себя обязательства последовательно подходить к вопросам управления рисками с целью решения вопросов безопасности. В-третьих, Рамочные стандарты требуют, чтобы по обоснованному запросу принимающей стороны, основанной на сопоставимой методике отслеживания рисков, таможенная администрация направляющей стороны производила досмотр контейнеров и грузов повышенного риска при экспорте, с использованием неинтрузивной аппаратуры обнаружения, такой, как крупноформатные рентгенаппараты и детекторы радиации. В-четвертых, в Рамочных стандартах определяются льготы, которые будут предоставляться компаниям, соблюдающим минимальные Стандарты безопасности международной цепи поставок и использующим эффективные методы работы <*>.

--------------------------------

<*> Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли // Стратегическая группа высокого уровня, редакция 2.0. С. 4.

 

Принятие Рамочных стандартов позволит расширить возможности таможенных служб по обнаружению поставок товаров повышенного риска для дальнейшей работы с ними, а также повысит эффективность таможенного администрирования товаров, ускоряя, таким образом, процесс таможенного оформления.

С учетом мировых стандартов государственная стратегия дальнейшей реализации задач в области таможенного дела, объединяющая основные направления деятельности таможенных органов и предусматривающая значительные новации в части обеспечения эффективного таможенного администрирования, закреплена в Концепции развития таможенных органов, утвержденной Правительством Российской Федерации 14 декабря 2005 г. Данная Концепция носит комплексный межведомственный характер, и ее реализация предполагает не только развитие Федеральной таможенной службы России, но и создание цивилизованных условий для работы и развития бизнеса, защиты отечественного производителя, повышения качества таможенного администрирования, борьбы с коррупцией.

Одним из направлений Концепции является проведение мероприятий по оптимизации количества пунктов пропуска, а также совершенствование организации государственного контроля в пунктах пропуска. Принципы "одной остановки" и "одного окна", а также создание межведомственной интегрированной автоматизированной системы существенным образом сократит время таможенного оформления. В целях правового обеспечения реализации этого направления Минэкономразвития России с участием Федеральной таможенной службы России подготовлен проект " О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации". Данным законопроектом предполагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями устанавливать порядок осуществления таможенными органами отдельных действий по обеспечению карантина растений, санитарно-эпидемиологическому надзору, государственному надзору и контролю в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска. В то же время выполнение указанных функций таможенными органами возможно только после установления правительством соответствующего порядка внедрения межведомственной интегрированной автоматизированной системы.

С учетом принятия Рамочных стандартов безопасности одной из самых значительных частей программы является оснащение границы инспекционно-досмотровыми комплексами для контроля контейнеров и большегрузных транспортных средств. Несмотря на высокую себестоимость этих комплексов, они необходимы, поскольку наличие таких комплексов позволяет в считанные минуты увидеть на экране содержимое контейнеров и транспортных средств. Это очень важно с точки зрения борьбы с терроризмом и различными видами контрабанды.

Вступление России в ВТО обусловливает необходимость обеспечения нового уровня информатизации таможенной службы, что является важнейшим условием упрощения и ускорения прохождения таможенных процедур, поскольку, как показывает мировой опыт, для государств с большими территориями и развитыми формами различных транспортных потоков одними административными мерами, без развития информационных технологий таможенного оформления, это сделать невозможно. Одно из условий эффективной работы таможенных органов - это предварительное информирование. Оно предполагает поступление информации о товаре до его фактического перемещения через таможенную границу Российской Федерации. Концепция предусматривает дальнейшие мероприятия по его развитию, в том числе и при подписании межправительственных соглашений с основными торговыми партнерами.

Кроме этого, Концепция предусматривает создание Операционного центра по обработке информации и принятию решений. При этом главной задачей Центра будет мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с применением системы управления рисками, выдача оперативных ориентировок таможенным органам, а также информационный обмен с другими контролирующими органами. Для таможенной службы этот вопрос является очень актуальным, поскольку позволяет повысить эффективность деятельности таможенных органов в отношении имеющихся случаев недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости товаров.

Целью Концепции является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации.

Выбранные ориентиры развития таможенных органов Российской Федерации, основанные на информационных технологиях и в основном совпадающие с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира, определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Тем не менее в настоящее время таможенные органы Российской Федерации еще находятся в стадии активного институционального развития, которое происходит с учетом предстоящего вступления России в ВТО, изменения объемов пассажиро- и товаропотоков, повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров.

Комплексная реализация Концепции позволит сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решать социально-экономические задачи, создать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

 

Используемая литература:

 

1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

2. Федеральный закон от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ "Таможенный кодекс Российской Федерации".

3. Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное Постановлением Правительства от 21 августа 2004 г. N 429 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 35. Ст. 3637.

4. Демченко А.А. Организация и управление в системе таможенных органов: курс лекций. М.: РИО РТА, 1997.

 

 

 

 



Информация о работе Вступление России в ВТО: задачи и перспективы таможенного регулирования