Валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Введение Закона РФ « О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1" впервые определило само понятие «валютного контроля», при этом было установлено, что целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а также определены основные направления валютного контроля:
Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Содержание

Введение 3
Причины необходимости создания эффективного валютного контроля 5
Компетенция таможенных органов в области валютного контроля 6
Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля РФ 7
Компетенция таможенных органов в области валютного контроля РФ 12
Организация контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров 14
Ответственность резидентов за нарушение предписаний валютного и таможенного законодательства 27
Ответственность за представление таможенному органу поддельной копии паспорта сделки 33
Уголовная ответственность должностных лиц 34
Заключение 36
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

Валютный контроль.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

- непосредственным объектом  нарушения таможенных правил  являются товары, помещенные под  таможенный режим экспорта;

- данное правонарушение  может быть совершено как путем  бездействия (экспортер не принял  мер, обеспечивающих зачисление  на счета в уполномоченных банках валютной выручки), так и путем совершения действий, недостаточных для обеспечения зачисления в установленном порядке на счета всей валютной выручки от экспорта товаров в установленные сроки либо прямо повлекших за собой возможность для покупателя уклониться от выполнения предусмотренных договором условий платежа и др.

В целом изложенные выше рекомендации ГТК РФ по применению действующего законодательства не исключают  обязанности должностных лиц  таможенных органов РФ при производстве дел о нарушении таможенных правил и их рассмотрении руководствоваться иными требованиями и положениями Таможенного кодекса РФ, несоблюдение которых может повлечь отмену постановлений таможенных органов.

1. Как следует из  материалов дела, ответчиком была проведена проверка соблюдения валютного и таможенного законодательства АО "ОКАбанк", в ходе которой установлено нарушение порядка учета валютных операций.

2. Нарушения состояли  в следующем. На текущий счет  клиента банка - компании "Орликом"  поступила иностранная валюта в сумме 150 тыс. долл. США. Эта сумма направлена компании "Орликом" американской фирмой по контракту о совместной коммерческой деятельности в производственной сфере и строительстве жилья с целью приобретения ценных бумаг.

Вместе с тем в мемориальном ордере указано, что поступившая сумма является выручкой компании от продажи товаров, а в банковской расшифровке движения валютных средств на счете компании "Орликом" зафиксирована как поступление в уставный фонд компании.

3. В этой связи по  результатам проверки региональный центр Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю принял решение о взыскании с компании "Орликом" штрафа в сумме 50 тыс. долл. США на основании п. 2 ст. 14  Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Заметим, что, согласно указанной  норме, резиденты РФ, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты, в  случаях отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля необходимых документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не представлены в установленном порядке. При этом порядок привлечения к ответственности в указанных случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с законами Российской Федерации.

4. Принимая решение  об удовлетворении исковых требований АО "ОКАбанк" о признании недействительным решения регионального центра Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю, арбитражный суд первой инстанции руководствовался п. 2 ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". А поскольку порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных этим пунктом, в настоящее время не установлен, суд посчитал, что ответчик не имел права применять к истцу штрафные санкции.

Между тем тот факт, что порядок привлечения к ответственности по п.2 ст. 14 Закона не установлен, не лишает органы валютного контроля права применять ответственность к резидентам и нерезидентам РФ.

При таких обстоятельствах  оснований для признания недействительным решения регионального центра Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю в части применения к АО "ОКАбанк" штрафных санкций в сумме 50 тыс. долларов США у арбитражного суда не имелось.

 

Очень часто бывают случаи, когда предприятия-экспортеры подлежат ответственности за нарушение порядка зачисления валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на счета в уполномоченных банках в Российской Федерации в случае, если часть валютной выручки была перечислена в счет уплаты таможенных пошлин непосредственно на счет таможни.

В том случае, если организация, являясь участником внешнеэкономических сделок, в счет заключенных контрактов в отдельных случаях производила зачисление валютной выручки в части экспортных пошлин на счета ГТК России, минуя свои транзитные счета, это не может рассматриваться как сокрытие валютной выручки, поскольку средства поступали в федеральный бюджет через счета в уполномоченных банках в Российской Федерации в полном объеме.

Таким образом, применение к такой организации санкций  за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации, предусмотренных названным Указом, неправомерно, однако необходимо учитывать, что перечисление части валютной выручки в счет уплаты таможенных пошлин непосредственно на счет таможни может привести к занижению объема реализации, а следовательно, к сокрытию налогооблагаемой базы по местным налогам и платежам в дорожные фонды.

 

Ответственность за представление таможенному органу поддельной копии паспорта сделки

За представление таможенному  органу поддельной копии паспорта сделки, копии паспорта сделки, полученной незаконным путем или содержащей недостоверные сведения о вывозимом товаре, а также копии паспорта сделки, относящейся к другому товару, экспортер несет ответственность в соответствии со ст. 278 ТК России ("Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации"), предусматривающей в качестве санкции за данное правонарушение наложение штрафа в размере от 100 до 300% стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств.

Ответственность экспортера за нарушение отдельных требований валютного контроля предусмотрена и в самой Инструкции ЦБ России и ГТК России от 12 октября 1993 г. NN 19, 01-20/10283. Так, экспортер за непредставление в уполномоченный банк информации о внесении в контракт дополнений, изменений, затрагивающих данные паспорта сделки (для оформления дополнительного листа паспорта сделки), за непредставление в установленные Инструкцией сроки копии ГТД или запрашиваемой уполномоченным банком информации несет ответственность в виде штрафа в размере 10 рублей за каждый день просрочки, но не свыше суммы по контракту, по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Такие штрафы взыскиваются территориальным управлением Бака России в бесспорном порядке.

При внесении сторонами  в контракт изменений, затрагивающих сведения,  которые ранее использовались при составлении ПС, подписанного банком по данному контракту, экспортер в 10-дневный срок  с даты  внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых на основании внесенных в контракт изменений и / или дополнений, представляет в банк оригиналы или копии дополнений и / или изменений к контракту, заверенные подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера и скрепленные его печатью.

Уголовная ответственность  должностных лиц

 

За невозвращение из-за границы средств в иностранной  валюте статьей 193 Уголовного Кодекса  Российской Федерации предусмотрена  и уголовная ответственность. К компетенции таможенных органов отнесено дознание по делам о невозвращении в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Субъектом уголовной  ответственности могут быть только физические лица (гл. 4 УК). К уголовной ответственности за это преступление подлежит привлечению руководитель организации, т.е. лицо, имеющее право первой подписи на соответствующих финансовых и банковских документах. Однако соучастниками его могут быть любые физические лица.

Действия указанные  в ст. 193 УК наказываются лишением свободы  на срок до трех лет.

Уголовная ответственность  руководителя организации или предприятия  независимо от форм собственности наступает  в том случае, если иностранная  валюта в крупном размере:

    • не была зачислена по его вине в уполномоченный банк,
    • находится за границей и не была возвращена, хотя ее обязаны были возвратить.

Обязательным условием привлечения руководителя к уголовной  ответственности является невозвращение  из-за границы валюты в крупном размере. Как определено в примечании к ст. 193 УК Российской Федерации, сумму невозвращаемых средств в иностранной валюте следует считать крупной, если она превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Дела о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте передаются таможенными органами следователям органов внутренних дел.

 

Заключение

 

Итак,  на сегодняшний  день в Российской Федерации сформирована система валютного регулирования  и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

Так как по роду объекта  регулирования сфера валютного  регулирования и валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые тем более опасны, что ответственность слишком высока.

Существуют различные  мнения законодателей в отношении  дальнейшего развития валютного  регулирования, однако развитие законодательства в этой области пока движется по пути ужесточения («закручивания гаек»). Однако, суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.

Таким образом, рассмотрев систему валютного регулирования  и валютного контроля, можно сделать  вывод о том, что указанная  система не является основообразующим институтом финансового права и  ее развитие целиком зависит от финансового  и инвестиционного климата страны.

 

Список литературы

 

  1. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г. № 3615-1 в редакции Федеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ и от 05.07.1999 г. № 128-ФЗ
  2. Постановление Правительства РФ «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка» от 06.03.1993 г. № 205 // «Собрание актов Президента и Правительства РФ» от 15.03.1993 г. № 11, ст. 940
  3. Постановление Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю» от 16.06.1993 г. № 560 // «Собрание актов Президента и Правительства РФ» от 21.06.1993 г. № 25, ст. 2394
  4. Инструкция ЦБ РФ «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ» от 16.07.1993 г. № 16 // «Финансовая газета» за 1993 г. № 31
  5. Положение ЦБ РФ «О порядке установления ЦБ РФ официальных курсов иностранных валют к рублю РФ» от 31.12.1998 г. № 66-П //
  6. Письмо ЦБ РФ «О нормах вывоза и ввоза наличной валюты РФ физическими лицами (резидентами и нерезидентами)» от 19.09.1996 г. № 331 // «БНА ФОИВ» № 8 за 1996 г.

7. Международные валютно-кредитные  и финансовые отношения: Учебник/Под  ред. Л.Н.Красавиной. — М.:Финансы  и статистика, 2004. — 592 с.: ил.

8. Курс экономики: Учебник.—  2-е изд., доп./Под ред. Райзберга  Б.А..— М.:ИНФРА-М, 2003. — 716 с.

 

 

 




Информация о работе Валютный контроль