Валютный контроль при таможенном режиме «выпуск товаров для свободного обращения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:58, реферат

Описание работы

Выпуск товаров для свободного обращения может быть осуществлен при соблюдении требований валютного законодательства. Что необходимо знать участнику ВЭД по этому вопросу?
Основными документами валютного контроля являются:- паспорт сделки по импорту (далее - ПС по импорту) – это документ установленной формы, в котором отражаются сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям;

Работа содержит 1 файл

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ТАМОЖЕННОМ РЕЖИМЕ.docx

— 46.84 Кб (Скачать)

 
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ТАМОЖЕННОМ РЕЖИМЕ «ВЫПУСК ТОВАРОВ ДЛЯ СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ»

 

Выпуск товаров для свободного обращения может быть осуществлен  при соблюдении требований валютного  законодательства. Что необходимо знать  участнику ВЭД по этому вопросу?

Основными документами  валютного контроля являются:- паспорт сделки по импорту (далее - ПС по импорту) – это документ установленной формы, в котором отражаются сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям;

- электронная копия ПС по  импорту - (далее - электронная  копия ПС) – это электронная  копия паспорта сделки, сформированная  согласно форматам, утвержденным  АТК РК. 

Оформление паспорта сделки не требуется:

-Оформление паспорта сделки  не требуется:

1) при перемещении наличных денег  через таможенную границу Республики  Казахстан, осуществляемых Национальным  Банком Республики Казахстан  и банками;

2) при вывозе Национальным Банком  Республики Казахстан и банками  драгоценных металлов для размещения  на металлических счетах за  границей;

2-1) при ввозе Национальным Банком  Республики Казахстан и банками  драгоценных металлов на территорию  Республики Казахстан;

3) по контрактам, оплата товаров  по которым производится за  счет государственных внешних  займов либо внешних займов, обеспеченных  гарантией государства. Документом, подтверждающим приобретение товаров  за счет государственных внешних  займов, является письмо соответствующего  государственного органа;

4) по контрактам, не предусматривающим  перемещение товаров через таможенную  границу республики и не требующим  соответственно таможенного оформления;

5) по контрактам, инвойсам, счет-фактурам, оформленным либо заключенным на сумму, не превышающую на дату заключения экспортером/импортером контракта эквивалент десять тысяч долларов США, при этом банки, как агенты валютного контроля и таможенные органы, как органы валютного контроля, также осуществляют контроль за такими операциями экспортеров/импортеров;

6) при перемещении товаров по  договорам безвозмездного характера,  не требующим встречного исполнения  обязательств.

Оформление паспорта сделки требуется:Оформление паспорта сделки требуется:

1) по контрактам, заключенным на  сумму в эквиваленте свыше  десяти тысяч долларов США:

- при перемещении товаров через  таможенную границу Республики  Казахстан по контрактам (договорам,  соглашениям) купли-продажи товаров;

- при заявлении таможенным органам  товаров для экспорта (выпуска  для свободного обращения) в  связи с переходом права собственности  на эти товары от резидента  к нерезиденту (нерезидента к  резиденту), ранее оформленных в  таможенном режиме, отличном от  экспорта (выпуска свободного обращения);

2) при перемещении товаров (экспорт/выпуск  для свободного обращения) по  контрактам на услуги, в случае  если стоимость товара по контракту  превышает эквивалент десять  тысяч долларов США на дату  заключения данного контракта.

8.1. Порядок оформления  паспорта сделки 

После заключения внешнеторгового  контракта, предусматривающего проведение оплаты за товар в валюте или валютных ценностях (например, вексель), Вам необходимо заблаговременно, до момента наступления  срока исполнения обязательств по контракту  любой из сторон произвести оформление ПС в таможенном органе и банке.Необходимо отметить, что в данном случае Вы выступаете в качестве импортера.Независимо от условий контракта (оплата до или после завершения таможенного оформления товара на территории Республики Казахстан) Вы должны начать оформление ПС в таможенном органе, в котором Вы состоите на учете в качестве участника ВЭД.Для этого Вам необходимо представить в таможенный орган три экземпляра ПС. Одновременно с ПС в таможенный орган представляется оригинал контракта либо его нотариально засвидетельствованную копию, на основании которого был составлен ПС, и электронную копию ПС, а также справку адресного бюро, содержащую сведения о месте жительства руководителей экспортера или импортера.В случае заключения контракта с Продавцом по факсу, Вы вправе представить в таможенный орган его факсимильную копию с обязательством представления оригинала либо нотариально засвидетельствованной копии контракта в течение 1 месяца с даты оформления ПС. После представления Вами оригинала либо нотариально засвидетельствованной копии контракта, таможенные органы осуществляют сверку с факсимильной копией, принятой ранее и, в случае их идентичности, заверяют факсимильную копию контракта надписью "копия верна" и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

Форма и порядок оформления ПС по импорту приводятся в Приложении 7.Должностное лицо таможенного органа в течение 2 рабочих дней, не считая дня подачи документов, рассматривает представленные документы, проверяет соответствие данных ПС условиям контракта и, при отсутствии оснований для отказа в оформлении ПС, подписывает представленные Вами экземпляры ПС.Первый экземпляр ПС, подписанный должностным лицом таможенного органа, заверенный его личной номерной печатью, возвращается Вам, что должно быть зафиксировано в специальном журнале таможенного органа.

Второй экземпляр ПС остается в  таможенном органе для дальнейшего  контроля за исполнением обязательств по данному ПС.

Третий экземпляр ПС не позднее  дня, следующего за днем оформления, направляется таможенным органом в банк, который  будет производить банковские операции по внешнеторговому контракту. 

 

После получения экземпляра ПС в  таможенном органе, Вам необходимо представить в банк оригинал контракта  либо его нотариально засвидетельствованную  копию, ПС, оформленный в таможенном органе, и по требованию банка, его электронную копию Банк в течение 2 рабочих дней, не считая дня подачи документов, рассматривает представленные документы (проверяет наличие счета, соответствие подписи и печати на ПС по импорту образцу подписи и печати в документе с образцами подписей лиц, имеющих право первой подписи по счету, соответствие данных, содержащихся в ПС, поступившем от таможенного органа, ПС, представленному Вами. В случае отсутствия расхождений и оснований для отказа в оформлении ПС, ответственный сотрудник банка ставит подпись и печать на экземплярах ПС, представленных Вами и полученных от таможенного органа, после чего один экземпляр возвращает Вам. Не позднее следующего рабочего дня банк направляет в таможенный орган уведомление о принятии ПС к валютному контролю. Информация о данном ПС заносится в базу данных банка.В случае установления расхождений в представленных документах либо при наличии оснований для отказа в оформлении ПС банк не позднее следующего рабочего дня письменно уведомляет таможенный орган о данном факте и ПС к оформлению не принимает. Текст уведомления является произвольным.Таможенный орган, получив уведомление банка о принятии ПС к валютному контролю, заносит информацию в базу данных, после чего производит таможенное оформление товаров по этому ПС в соответствии с таможенным законодательством.В случае получения уведомления банка о непринятии ПС валютному контролю, таможенный орган не принимает его к дальнейшему оформлению.

Таможенный орган и/или банк может отказать Вам в подписании ПС, если имеются в наличие хотя бы одно из следующих оснований:

1) несоответствие данных, содержащихся  в контракте, сведениям, указанным  в ПС;

2) наличие в контракте условий,  противоречащих требованиям законодательства  Республики Казахстан (например, в контракте предусмотрена оплата  товара наличными денежными средствами);

3) оформление ПС с нарушением  установленных требований (Приложение 7);

4) отсутствие в контракте каких-либо  сведений, необходимых для оформления  ПС;

5) отсутствие в контракте условий,  устанавливающих конкретные сроки  возврата денег, переведенных  в оплату импортируемого товара, в случае его непоставки, если контрактом предусмотрена оплата товара до его ввоза на территорию Республики Казахстан за исключением случаев, когда в качестве формы оплаты предусмотрен документарный аккредитив либо предоставлена банковская гарантия;

6) несоответствие подписи и печати  в ПС образцу подписи и печати  в документе с образцами подписей  лиц, имеющих право первой подписи  по счету импортера, а также  отсутствие счета импортера;

7) отсутствие лицензии и/или  регистрационного свидетельства  Национального Банка Республики  Казахстан, в случае если требование  об их наличии установлено  законодательством Республики Казахстан.

При мотивированном отказе в подписании ПС таможенный орган или банк возвращает Вам представленные документы и  дает рекомендации по оформлению ПС и/или  внесению соответствующих изменений  в условия контракта либо выполнению иных требований законодательства до оформления ПС. По Вашему желанию отказ  и рекомендации по оформлению ПС таможенный орган должен оформить в письменном виде.С подписанием ПС Вы принимаете на себя ответственность перед таможенным органом и уполномоченным банком за полное соответствие сведений, приведенных в этом документе, условиям внешнеторгового контракта, в том числе за поставку в Казахстан импортных товаров в установленные сроки или возврат суммы перечисленной в качестве предоплаты или аванса по контракту.

8.2. Особенности оформления  паспорта сделки в зависимости  от условий поставки и контракта

· В случае поставки товаров по сделкам, заключенным через телекоммуникационную сеть, а также при отсутствии контрактов (договоров, соглашений) оформление ПС осуществляется на основании инвойса, содержащего все необходимые  сведения для заполнения граф ПС, а  по долгосрочным контрактам, не устанавливающим  сумм и других, необходимых для  заполнения ПС данных - приложений к  таким контрактам, спецификациям  или инвойсам, в зависимости от того, как это предусмотрено условиями контракта. При этом Вы должны обеспечить идентификацию переводимых сумм в соответствии с номером ПС и реквизитами таких инвойсов, приложений или спецификаций, о чем уполномоченному банку необходимо Вас известить при оформлении ПС.

·При оформлении паспорта сделки по контрактам, предусматривающим ориентировочные  цены на поставляемый товар, в ПС в  разделе "Особые отметки" указывается, что цены являются ориентировочными. При установлении фактической стоимости  товара дополнительный лист к ПС оформляется  на основании документов, подтверждающих фактическую стоимость товара.

· По дистрибьюторским соглашениям, устанавливающим  проведение платежей через банковский счет дистрибьютора, по которым ввозимые товары оформляются в режиме выпуска  для свободного обращения, ПС может  быть принят к оформлению с открытыми  графами, заполняемыми перед осуществлением таможенного оформления товаров  или проведением платежей уполномоченными  банками на дополнительных листах к  ПС с учетом следующих особенностей:

- основанием для заполнения  таких листов являются инвойсы;

- таможенные органы осуществляют  таможенное оформление при наличии  ПС дополнительных листов к  нему.

Указанный порядок применяется  также в отношении товаров, ввозимых по дилерским соглашениям. 

 

· ПС по контрактам, предусматривающим  проведение платежей со счетов за границей, при наличии лицензии Национального  Банка Республики Казахстан на их открытие (кроме банков), заполняется  со следующими особенностями:

- в разделе "Реквизиты банка"  указываются реквизиты иностранного  банка, в котором открыт счет  резидента Республики Казахстан;

- в разделе "Подписи уполномоченных  лиц" не требуется заверения  со стороны иностранного банка,  так как подтверждением наличия  счета за границей является  лицензия Национального Банка  Республики Казахстан и подтверждение  иностранного банка о наличии  такого счета, а для банков, перемещающих товары через таможенную  границу республики, таким подтверждением  является извещение иностранного  банка об открытии корсчета;

- для осуществления валютного  контроля подтверждением произведенной  оплаты товаров является: извещение  Национального Банка Республики  Казахстан о движении денег  по счету в иностранном банке,  открытому для конкретного резидента,  направляемое в таможенные органы  по их письменному обращению. 

 

· ПС по контрактам, платежи по которым  осуществляются за счет кредита, получаемого  резидентом от нерезидента, и предусматривающим  зачисление на счет третьего лица без  лицензии Национального Банка Республики Казахстан, заполняется со следующими особенностями:

- в разделе "Реквизиты банка"  указываются реквизиты банка,  в котором открыт счет импортера,  через который в дальнейшем  будет осуществляться возврат  кредитных средств иностранному  кредитору;

· При оплате контракта третьим  лицом-резидентом ПС оформляется в  трех экземплярах. При этом раздел ПС по импорту "Реквизиты третьего лица" не заполняется. После надлежащего оформления ПС по импорту Вам необходимо предоставить в таможенный орган дополнительный лист к ПС в пяти (по одному из сторон - Вы, Ваш банк, таможенный орган, третье лицо и банк третьего лица) или более экземплярах (в зависимости от количества участвующих в контракте по импорту третьих лиц), в котором заполняется только раздел "Реквизиты третьего лица". В этом случае представление к оформлению дополнительного листа к ПС по импорту в таможенный орган производится Вами с участием третьего лица.

Оплата третьими лицами-резидентами  внешнеторговых контрактов допускается  только при наличии соответствующего договора между лицом, за которое  осуществляется платеж и/или перевод  денег, и вышеуказанными третьими лицами-резидентами.

Таможенный орган направляет два  экземпляра дополнительного листа  к ПС по импорту в банк третьего лица, который оформляет дополнительный лист к ПС по импорту. В случае отказа в оформлении ПС по импорту банк третьего лица направляет соответствующее  уведомление в таможенный орган. В случае принятия банком третьего лица к валютному контролю дополнительного  листа к ПС по импорту банк третьего лица направляет один экземпляр дополнительного  листа к ПС по импорту в уполномоченный банк, в котором у Вас открыт счет.

Вы и третье лицо представляете  свои экземпляры дополнительного листа  к ПС по импорту для оформления в Ваш уполномоченный банк. Ваш  уполномоченный банк оформляет дополнительный лист к ПС по импорту либо, при  наличии оснований, отказывает в  его оформлении и направляет уведомление  в таможенный орган и банк третьего лица. Банк третьего лица не осуществляет платежи по данному ПС до получения уведомления Вашего уполномоченного банка о принятии ПС по импорту к валютному контролю.

Банк третьего лица в течение 3 рабочих дней с даты осуществления платежа обязан направить информацию о проведенных платежах по дополнительному листу к ПС по импорту в Ваш уполномоченный банк.

По операциям, связанным с движением  капитала, оплата третьим лицом-резидентом производится на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан, полученной Вами, копия которой  представляется третьим лицом в  свой обслуживающий банк. Ваш уполномоченный банк, в случае превышения общей  суммы выплаченных банком третьего лица платежей над суммой, указанной  в лицензии Национального Банка  Республики Казахстан, информирует  об этом Национальный Банк Республики Казахстан и таможенные органы.

При оплате импортного контракта третьим  лицом-нерезидентом в разделе "Реквизиты  банка" ПС указываются реквизиты  банка третьего лица-нерезидента. Соответственно подпись этого банка в ПС не требуется. Вместо извещения банка  об оплате товаров по таким контрактам, Вами в таможенный орган представляются документы, подтверждающие оплату контракта  третьим лицом-нерезидентом (выписка  со счета, телекс и т.д.).

Если оплата импортного контракта  производится третьим лицом-нерезидентом в счет кредита, получаемого резидентом от третьего лица-нерезидента и предусматривающего зачисление на счета других лиц, то в разделе "Реквизиты банка" ПС указываются реквизиты уполномоченного  банка, через который будет производиться  погашение кредита, и в разделе "Особые отметки банка, таможенного  органа" указываются реквизиты  и сумма кредитного договора. ПС в таких случаях не закрывается до погашения кредита или до прощения долга по кредиту нерезидентом.

Если оплата импортного контракта  производится третьим лицом-нерезидентом в счет задолженности нерезидента  перед резидентом по другому ПС, то в разделе "Реквизиты банка" ПС указываются реквизиты уполномоченного банка, в котором оформлен другой ПС, и в разделе "Особые отметки банка, таможенного органа" указываются реквизиты другого ПС, реквизиты соглашения о зачете требований и сумма зачитываемой задолженности.

При этом банк вправе запросить, а  Вы обязаны по запросу банка представить  сведения о проведенных платежах и переводах по кредиту, полученному  от третьего лица-нерезидента.

·В случае, если оплата импортного контракта осуществляется одним третьим лицом, то допускается оформление ПС в пяти экземплярах (по одному из сторон - Вы,  Ваш банк, таможенный орган, третье лицо и банк третьего лица) с заполнением раздела "Реквизиты третьего лица" без оформления дополнительных листов к ПС.

В этом случае представление к оформлению ПС по импорту производится Вами с  участием третьего лица .

· Извещение уполномоченного банка  в таможенные органы при аккредитивной  форме расчетов либо исполнении банковской гарантии направляется при осуществлении  фактического платежа.

В случае, если исполняющим является иной банк, последний должен направить в уполномоченный банк копию платежного документа, подтверждающего осуществление платежа и/или перевода денег по внешнеторговому контракту, предусматривающему аккредитивную форму расчетов либо исполнение банковской гарантии.

· В случае, если внешнеторговый контракт предусматривает наличие банковской гарантии с Вашей стороны, то в разделе "Особые отметки банка, таможенного органа" ПС отмечается наличие банковской гарантии. 

 

В случае осуществления оплаты по внешнеторговому контракту банком, выпустившим гарантию, ПС закрывается  только после предоставления таким  банком в уполномоченный банк платежного документа, подтверждающего осуществление  платежа в пользу нерезидента.

· В случае, если эмитентом векселя являетесь Вы сами, и товар по импортной сделке был поставлен до наступления срока платежа по векселю, ПС подлежит контролю до момента предъявления к оплате данного векселя, при этом сумма векселя не должна превышать общую сумму контракта. В случаях, когда по импортным контрактам с вексельной формой расчетов эмитентом векселя является третье лицо, ПС не закрывается до момента поставки Вам товара.

· При ввозе на таможенную территорию Республики Казахстан носителей  информации (магнитных дисков, магнитных  лент, компакт-дисков, флоппи-дисков, бумажных носителей информации и т.д.) с  записанной на них информацией, ПС оформляется  на сумму стоимости самой информации и ее носителя.

· По договорам лизинга (финансовой аренды) ПС оформляется на стоимость  ввозимого оборудования, заявленную в ГТД. 

 

8.3. Порядок предоставления  паспорта сделки при таможенном  оформлении товара и проведении  банковских операций по контракту. Контроль за исполнением импортных контрактов 

 

В случае прибытия товара по данному  внешнеторговому контракту, Вам  необходимо предоставить в таможенный орган ПС по данному контракту  и другие документы, необходимые  для таможенного оформления. Таможенные органы сверяют данные, занесенные в ГТД, с данными ПС и контрактом.

При проведении оплаты по внешнеторговому  контракту платежные документы  для предоставления в уполномоченный банк также оформляются на основании  ПС по импорту и контракта с  иностранным партнером. При этом уполномоченный банк сверяет данные, занесенные в банковский платежный  документ, с данными ПС и контрактом.

В случае соответствия сведений, содержащихся в ПС, контракте и платежных  документах, а также обоснованности платежа, ответственный сотрудник  уполномоченного банка ставит разрешительную визу на банковском платежном документе  на оплату контракта по импорту.

В случае, если оформляемая импортная сделка предусматривает поступление  товара в срок, превышающий 180 дней с даты фактического исполнения обязательств по контракту одной из сторон, Вы обязаны до оформления ПС получить соответствующую лицензию Национального Банка Республики Казахстан, копии которых являются обязательным приложением к ПС.

В случае внесения сторонами в контракт изменений или дополнений, затрагивающих  сведения, которые ранее использовались при составлении ПС, подписанного таможенным органом и уполномоченным банком по данному контракту, а также заключения иных контрактов, предусматривающих уступку права требования, перевод долга или взаимный зачет обязательств, Вы, не позднее даты проведения платежа или даты представления к таможенному оформлению товаров, осуществляемых на основании внесенных в контракт изменений и/или дополнений или иных контрактов, представляете в таможенный орган и уполномоченный банк:

1) дополнения и/или изменения  к контракту (иные документы,  подтверждающие внесение таких  изменений и/или дополнений) либо  иные контракты;

2) дополнительные листы к ПС, составляемые по форме ПС, но  с заполнением только тех граф (позиций), сведения в которых  подлежат уточнению.

Дальнейшее оформление и использование  дополнительных листов к ПС осуществляется в порядке, предусмотренном для  самого ПС.

При наличии в контракте условий, предусматривающих возможность  внесения изменений и дополнений в контракт на основании письменной переписки между сторонами контракта, таможенный орган обязан принять  к оформлению дополнительный лист к  ПС на основании данной переписки.

Изменения и/или дополнения в контракты  либо письменная переписка представляется Вами в таможенный орган и уполномоченный банк в заблаговременно с момента внесения дополнений иили изменений в контракт.

В целях облегчения идентификации  поступающих сумм Вам необходимо уведомить иностранного плательщика  о необходимости указания в платежных  документах на перечисление денег в  Вашу пользу реквизитов контракта и  номера ПС.

В случае отсутствия в межбанковском  документе необходимых данных для  отнесения уполномоченным банком поступивших  денег к конкретному ПС, уполномоченный банк зачисляет их на внутрибанковский счет, предварительно письменно уведомив Вас о таких поступлениях, которые не поддаются идентификации. При получении письменного уведомления уполномоченного банка, Вы обязаны письменно информировать уполномоченный банк о характере поступившей суммы с указанием реквизитов контракта и номера ПС, а в случае поступления денег по данному контракту в иной банк, также дать иному банку поручение на перевод поступивших денег в полной сумме на свой банковский счет в уполномоченном банке. К поручению на перевод также прилагается заверенный уполномоченным банком экземпляр ПС, который вместе с заявлением на перевод служит для иного банка основанием для осуществления перевода.

Деньги, поступившие на внутрибанковский счет и идентифицированные по конкретному  ПС, по которому требуется получение  лицензии/регистрационного свидетельства  Национального Банка Республики Казахстан или выполнение бенефициаром-экспортером/импортером иных действий по предоставлению необходимых  документов и сведений, предусмотренных  валютным законодательством, зачисляются  на Ваш счет после выполнения Вами всех необходимых действий.

Если в течение 180 дней поступившие  деньги не будут идентифицированы по конкретному ПС или Вами не будут  выполнены иные действия по предоставлению необходимых документов и сведений, предусмотренных валютным законодательством, уполномоченный банк обязан вернуть такое указание отправителю без исполнения.

При несовпадении валюты контракта  и валюты платежа по ПС, пересчет осуществляется через рыночные курсы  обмена валют, определенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан на день платежа, либо кросс-курсы, рассчитанные на основании указанных  курсов на день платежа.

Допускается расхождение с рыночными  курсами обмена валют, определенными  в соответствии с законодательством  Республики Казахстан, или с кросс-курсами, рассчитанными на основании указанных  курсов, в пределах не более 5 %, либо с курсами, сообщенными Национальным Банком Республики Казахстан таможенному  органу.

Кросс-курс - курсовое соотношение между двумя иностранными валютами, определяемое на основе курса этих валют по отношению к казахстанскому тенге;

В случае заключения контракта в  валюте, по которой в соответствии с законодательством Республики Казахстан не определяется рыночный курс обмена валют, пересчет осуществляется по текущему рыночному курсу этой валюты к доллару США (котировкам спроса) на день платежа, полученному  по каналам информационного агентства "REUTERS", сообщаемому Вам уполномоченным банком. После чего пересчет в тенге  осуществляется по рыночному курсу  тенге к доллару США, определенному  в соответствии с законодательством  Республики Казахстан.

В спорных случаях, при признании  таможенным органом представленного  расчета необоснованным, таможенный орган направляет письменное обращение  в Национальный Банк Республики Казахстан  с просьбой предоставить информацию о фактическом рыночном курсе  этой валюты на день платежа к курсу  любой из валют, по которой в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяется рыночный курс обмена валют. На основании полученной информации таможенный орган пересчитывает фактически поступившую сумму в валюте платежа по экспорту или фактически поступивший товар по импорту через кросс-курс иностранных валют к тенге, о чем письменно должен уведомить Вас.

Если валюта платежа по ПС не совпадает  с фактической валютой платежа, уполномоченный банк вправе до зачисления к Вам на банковский счет с Вашего согласия провести конвертацию поступивших  денег в валюту, предусмотренную  условиями контракта, по согласованному с Вами курсу.

Вы можете отказать в проведении указанной конвертации. В этом случае Вы обязаны оформить дополнительный лист к ПС по импорту и представить  в таможенный орган расчет курса  валюты контракта к новой валюте платежа с необходимыми пояснениями. Таможенный орган проверяет указанный  расчет с точки зрения соответствия условиям контракта и обоснованности курса, и в случае признания расчета  обоснованным, учитывает поступление/возврат  денег/товара в валюте контракта                    

 

В случаях, когда товар по импорту  не поступает в сроки установленные  валютным законодательством , Вы обязаны в течение 10 рабочих дней с даты окончания данных сроков поступления товаров по импорту представить в таможенный орган письменное объяснение о причинах непоступления товара с приложением копий документов, подтверждающих обоснованность непоступления товаров по импорту.

Для целей облегчения идентификации  поступающих товаров Вам необходимо заранее уведомить поставщика о  необходимости указания в сопроводительных документах, направляемых в Ваш адрес  и подтверждающих отгрузку товаров, реквизитов контракта и номера ПС, оформленного по данному контракту.

В случае, если Вы получаете  товар не по месту своего учета в качестве участника ВЭД, оформление ПС осуществляется в таможенном органе, в зоне деятельности которого Вы поставлены на учет. При этом, в графе ПС "особые отметки" указывается место таможенного оформления товара по контракту.

Копия ПС, заверенная печатью таможенного  органа по месту Вашего учета в  качестве участника ВЭД , направляется в таможенный орган по месту оформления товара. В целях валютного контроля таможенный орган по месту оформления товара обязан направлять информацию о движении товаров по экспорту/импорту в таможенный орган, оформивший ПС. 

 

8.4. Порядок закрытия  паспорта сделки 

 

Хотелось бы отдельно разъяснить о  порядке закрытия ПС. Так, закрытие ПС по импортному контракту осуществляется таможенным органом, оформившим данный ПС. При необходимости таможенный орган, по согласованию с уполномоченным банком составляет акт сверки о проведенных платежах и поставках товаров. На основании акта сверки таможенный орган, при наличии оснований для закрытия ПС, в течение 10 дней закрывает ПС и направляет уведомление о его закрытии в уполномоченный банк. Уполномоченный банк, при наличии оснований считать закрытие ПС необоснованным, направляет соответствующее возражение таможенному органу, закрывшему данный ПС. В случае признания возражений уполномоченного банка обоснованными, закрытие ПС признается недействительным, о чем таможенный орган уведомляет уполномоченный банк.

Наличие хотя бы одного из следующих  условий является основанием для  закрытия ПС:

1) полное исполнение обязательств  по внешнеторговым контрактам. Допускается  увеличение платежей по импорту  на сумму удерживаемой комиссии, в случаях, если это предусмотрено  условиями импортного договора  либо обычаями делового оборота  согласно международным договорам  (конвенциям);

2) внесение в контракт условий,  предусматривающих изменение денежной  формы оплаты на исполнение  обязательств в иной форме  эквивалентно стоимости импортированных  товаров;

3) внесение изменений и/или дополнений  в контракт, предусматривающих осуществление  взаимного зачета требований  при условии полного покрытия  неоплаченных/непоставленных импортированных товаров и наличия документов, подтверждающих зачет взаимных требований (акт сверки и др.);

4) перевод Вами своего долга  перед партнером-нерезидентом по  контрактам другому лицу на  основании документов, подтверждающих  согласие партнера-нерезидента и  наличии письменного уведомления экспортером/импортером таможенного органа и уполномоченного банка о прекращении действия данного контракта. При переводе своего долга другому лицу-резиденту, другое лицо-резидент обязано оформить новый ПС по импорту;

5) уступка Вами другому лицу  права требования к партнеру-нерезиденту  на основании документов, подтверждающих  переход права требования к  партнеру-нерезиденту (договор уступки  прав требования, акт сверки по  взаимным обязательствам, акт приема-передачи  товара, товаросопроводительные документы  и т.д.) и наличии письменного  уведомления Вами таможенного  органа и уполномоченного банка  о прекращении действия данного  контракта. При уступке Вами  права требования другому лицу-резиденту,  другое лицо-резидент обязано  оформить новый ПС по импорту.

6) возврат ранее полученного  товара  либо авансовых платежей по импортному контракту, в случае неисполнения обязательств одной из сторон и наличии письменного уведомления Вами таможенного органа и уполномоченного банка о прекращении действия данного импортного контракта;

7) предоставление документов, подтверждающих  отсутствие претензий со стороны  нерезидента, выполнившего свои  обязательства в полном объеме, в адрес резидента, заключившего  импортный контракт и не исполнившего  встречные обязательства перед  нерезидентом;

8) отсутствие по ПС движения  денег и товаров в течение  1 года с даты его оформления  в таможенном органе, при наличии  одновременного подтверждения об  отсутствии фактического движения  товара по ПС со стороны  таможенного органа, подтверждения  об отсутствии фактического движения  денег по ПС со стороны уполномоченного  банка и письменного уведомления  Вами уполномоченного банка и  таможенного органа о прекращении  действия данного контракта;

9) отсутствие по ПС движения  денег и товаров в течение  1 месяца после истечения срока  действия контракта, при наличии  одновременного подтверждения об  отсутствии фактического движения  товара по ПС со стороны  таможенного органа, подтверждения  об отсутствии фактического движения  денег по ПС со стороны уполномоченного  банка и письменного уведомления  Вами уполномоченного банка и  таможенного органа о прекращении  действия данного контракта;

10) эквивалентное исполнение сторонами  обязательств по ПС по бессрочному  контракту и отсутствие по  нему дальнейшего движения денег  и товаров в течение 1 года  с момента последней поставки  товара и/или перевода денег,  при наличии одновременного подтверждения  об отсутствии фактического движения  товара по ПС со стороны  таможенного органа и подтверждения  об отсутствии фактического движения  денег по ПС со стороны уполномоченного  банка, а также наличии Вашего письма о прекращении действия данного контракта;

10-1) отсутствие по паспорту сделки  движения денег и товаров в  течение 1 месяца после истечения  срока действия контракта, при  наличии одновременного подтверждения  об отсутствии фактического движения  товара по паспорту сделки  со стороны таможенного органа, подтверждения об отсутствии  фактического движения денег  по паспорту сделки со стороны  банка паспорта сделки и письменного  уведомления экспортером/импортером  банка паспорта сделки и таможенного  органа о прекращении действия данного контракта;

10-2) отсутствие по паспорту сделки  движения денег и товаров в  течение 1 (одного) года с последней  даты исполнения обязательств, при  наличии эквивалентного исполнения  обязательств сторонами и истечения сроков сделок по экспорту или импорту, без письменного уведомления экспортером или импортером банка паспорта сделки и таможенного органа о прекращении действия данной сделки;

11) наличие судебного решения  о ликвидации или о признании  должника-нерезидента банкротом  либо документа иного уполномоченного  государственного органа иностранного  государства о его ликвидации  с официальным подтверждением  невозможности исполнения им  обязательств по контракту либо  акт государственного органа  иностранного государства, в результате  издания которого исполнение  обязательства становится полностью  невозможным. При этом в случае возврата денег повторное открытие ПС не требуется;

12) ликвидация или признание  Вас банкротом в порядке, установленном  законодательством Республики Казахстан;

13) наличие после истечения последней  даты ПС неисполненных сторонами  обязательств по внешнеторговым  контрактам на сумму, не превышающую  двадцати месячных расчетных  показателей, при наличии Вашего  согласия.

13-1) наличие после истечения  последней даты паспорта сделки  неисполненных сторонами обязательств  по сделкам по экспорту или  импорту на сумму, не превышающую  двадцати месячных расчетных  показателей, при наличии согласия  экспортера/импортера;

13-2) получение страховой выплаты  при наступлении страхового случая  по договорам страхования риска  неисполнения нерезидентом обязательств;

13-3) неисполнение нерезидентом  своих обязательств перед резидентом  в течение пяти лет с даты принятия решения уполномоченного органа по делу об административном правонарушении или решение по уголовному делу по сумме нарушения по паспорту сделки;

13-4) отсутствие по месту нахождения  резидента, оформившего паспорт  сделки, в течение пяти лет,  подтвержденное в порядке, предусмотренном пунктом 49 настоящей Инструкции;

14) иные основания, предусмотренные  настоящей Инструкцией.

ПС по действующему контракту подлежит закрытию при ликвидации либо банкротстве  уполномоченного банка. При этом Вы обязаны открыть новый ПС по незавершенным контрактам.

ПС по импорту подлежит закрытию при учете уполномоченным банком предъявленного нерезидентом векселя, выпущенного импортером для расчета  по контракту, при условии полного  исполнения обязательств по контракту.  

 

8.5. Вопросы лицензирования  и регистрации операций, связанных  с движением капитала. 

 

а) порядок получения  лицензии:

В случае непоставки товара по импортному контракту в срок, превышающий 180 дней с даты осуществления авансового платежа, в том числе передачи векселя, Вам необходимо получить лицензию Национального Банка (его территориального филиала).

Внимание: если сумма экспортно-импортной сделки не превышает эквивалента 10 000 долларов США, то лицензированию в Национальном Банке данная сделка не подлежит.

Согласно принятому  Закону РК от 13 июня 2005 года № 57-III «О валютном регулировании и валютном контроле», Национальному банку РК дано полномочие своими нормативными правовыми актами устанавливать минимальную сумму валютной операции, подлежащей лицензированию, а также форму и порядок предоставления информации по валютным операциям в соответствии с выданной лицензией.

Лицензии Национального Банка  на проведение операций, связанных  с движением капитала, по экспортно-импортным  сделкам являются разовыми и прекращают свое действие по истечении указанного в них срока.

Срок действия лицензии устанавливается  Национальным Банком с учетом предоставленной  Вами информации.

Для получения лицензии Вам необходимо предоставить в Национальный Банк (его  территориальный филиал) следующие  документы:

1) нотариально засвидетельствованная  копия учредительных документов (для юридических лиц);

2) копия свидетельства о государственной  регистрации в уполномоченном  органе Республики Казахстан  (для юридических лиц);

3) копия статистической карточки, выданной уполномоченным государственным  органом Республики Казахстан  по статистике (для юридических  лиц);

4) копия документа, удостоверяющего  личность (для физических лиц);

5) копия свидетельства налогоплательщика;

6) копия документа, подтверждающего  уплату в бюджет лицензионного  сбора; 

7) справка банка о наличии  у резидента счета в иностранной  валюте.

Ставка лицензионного сбора  составляет 10 МРП, но не более суммы операций.

8) заявление, в котором Вы  должны указать предполагаемый  срок действия лицензии (календарная  дата) с обоснованием его продолжительности;

9) копии договоров с нерезидентами  и копии иных документов, подтверждающих  обоснованность проведения платежа  либо поставки товара, работ или  услуг (копии платежных документов, грузовых таможенных деклараций, счетов фактур для валютных  операций, перешедших из текущих  в операции, связанные с движением  капитала, и других документов).

Национальный Банк вправе запросить  дополнительную информацию или документы  о проводимой операции, необходимые  для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе документы, ссылки на которые имеются в представленных Вами документах, а также лицензии, иные разрешения, сертификаты и другие документы уполномоченных органов (включая органов заявителя), необходимые для осуществления импортной операции.

Копии договоров (контрактов, соглашений), представляемые в Национальный Банк, должны быть прошиты и засвидетельствованы  Вашей подписью, а также печатью  юридического лица или индивидуального  предпринимателя.

Документы, составленные на иностранном  языке, подлежат представлению в  Национальный Банк вместе с их нотариально  засвидетельствованным переводом  на государственный и/или русский  языки.

Заявление о выдаче лицензии рассматривается  Национальным Банком (его территориальным  филиалом) в месячный срок со дня  предоставления Вами всех необходимых  документов.

Срок подачи документов для получения лицензии Национального  Банка:

1) в случае перехода текущей  валютной операции (поступление  товара в срок не более 180 дней с даты авансового платежа) в операцию, связанную с движением капитала (непоступление товара в срок 180 дней с даты авансового платежа), составляет тридцать календарных дней со дня такого перехода;

2) в иных случаях - до начала  исполнения обязательств по сделке  одной из сторон. При этом подача  документов для получения лицензии  не предоставляет Вам права  до получения лицензии начать  исполнение обязательств по сделке.

С получением лицензии Вам, необходимо:

1) соблюдать условия, на которых  выдана лицензия;

2) представлять в Национальный  Банк ежеквартально, до двадцатого  числа месяца, следующего за отчетным  кварталом, отчет в соответствии  с Приложением 9 (по экспортно-импортным сделкам, по которым не оформляется паспорт сделки).

По отдельным экспортно-импортным  сделкам, в случае невозможности  установить точную сумму операции, подлежащей лицензированию, Национальным Банком может быть выдана лицензия на общую сумму авансовых платежей по импортным сделкам.

По долгосрочным импортным сделкам, действующих в рамках единых с  нерезидентами транспортных систем, предусматривающих непрерывный  цикл взаимного импорта товаров (работ, услуг) и осуществления расчетов по принципу взаимного зачета требований, которые не позволяют заранее  установить сумму сделки и операции, подлежащей лицензированию, Национальный Банк выдаст лицензию с учетом следующей  особенности:

срок действия лицензии совместно  определяется Национальным Банком и  Вами, исходя из достаточного времени  для погашения задолженности  нерезидента деньгами или встречным  импортом товаров (работ, услуг), но не более, чем на один календарный год после истечения года, в котором были экспортированы товары (работы, услуги).

При оплате импортного контракта третьим  лицом, не являющимся импортером по внешнеэкономическому контракту, за получением лицензии в  Национальный Банк обращаетесь Вы.

Лицензируемые территориальными филиалами  Национального Банка операции, связанные  с движением капитала, по экспортно-импортным сделкам, (перешедшие из текущих валютных операций в операции, связанные с движением капитала), считаются завершенными при поступлении для таможенного оформления в Республике Казахстан товара, на всю сумму авансового платежа, срок которого превышает 180 дней.

Заявление о выдаче лицензии рассматривается  территориальным филиалом Национального  Банка в течение 15 календарных  дней со дня представления Вами всех необходимых документов.

Для получения лицензии на проведение операций, связанных с движением  капитала, по экспортно-импортным сделкам (при переходе текущей валютной операции в операцию, связанную с движением  капитала), по которым оформлены  ПС, осуществляется территориальными филиалами Национального Банка. В территориальный филиал Национального  Банка в дополнение к вышеуказанным  документам, за исключением нотариально  засвидетельствованной копии устава, представляются следующие документы:

1) справка уполномоченного банка,  осуществляющего валютный контроль  по данной сделке, о проведенных  платежах и переводах денег;

справка таможенного органа о движении товаров по данной сделке.

Банк может отказать в выдаче лицензии в следующих случаях:

1) непредставления вышеуказанных  документов;

2) представления недостоверной  информации;

3) несоответствия проводимой операции  законодательству Республики Казахстан;

4) наличия налоговой задолженности,  просроченной задолженности по  кредитам, выданной за счет бюджетных  средств;

5) наличия иных оснований, предусмотренных  Законом Республики Казахстан  "О лицензировании".

При отказе в выдаче лицензии банк должен предоставить Вам мотивированный ответ в письменной форме с  указанием причин отказа.

Основаниями для отзыва либо приостановления  действия лицензии являются:

1) непредставление Вами информации  или представление Вами заведомо  недостоверной информации, требуемой  в соответствии с нормативными  правовыми актами Национального  Банка Республики Казахстан;

2) нарушение Вами валютного законодательства;

Приостановление действия лицензии субъекта малого предпринимательства производится судом по заявлению лицензиара, государственных  органов, осуществляющих контрольные  и надзорные функции.

Заявление о приостановлении действия лицензии субъекта малого предпринимательства  направляется уполномоченным государственным  органом в суд в порядке  и на основаниях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

Приостановление действия лицензии субъекта малого предпринимательства без  судебного решения допускается  в исключительных случаях, установленных  законодательством Республики Казахстан, на срок не более 3 дней, с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При  этом акт о приостановлении действует  до вынесения судебного решения.

Приостановление действия лицензии производится на срок до шести месяцев с указанием  причины приостановления и мер  по устранению выявленных нарушений.

В случае отзыва лицензии либо приостановления  ее действия, копия соответствующего решения доводится Национальным Банком (его территориальным филиалом) до Вашего сведения в течение десяти календарных дней со дня принятия решения. При этом Вам в течение  десяти календарных дней со дня получения  копии такого решения необходимо вернуть имеющуюся лицензию в  Национальный Банк (его территориальный  филиал). После представления Вами документов, подтверждающих факт устранения причин, по которым действие лицензии было приостановлено, Национальный Банк (его территориальный филиал) возвращает Вам лицензию.

Лицензия прекращает свое действие только в случаях:

1) истечения срока, на который  выдана лицензия;

2) совершения действий в полном  объеме, на осуществление которых  выдана лицензия;

3) отзыва лицензий;

4) прекращения Вами предпринимательской  деятельности, реорганизации или  ликвидации юридического лица, за  исключением преобразования юридического  лица одного вида в юридическое  лицо другого вида (изменения  организационно-правовой формы), кроме  случаев, когда порядок и условия  выдачи лицензий устанавливаются  в соответствии с законодательными  актами Республики Казахстан;

5) добровольного возврата лицензии  лицензиару.

Споры, связанные с прекращением действия лицензии, разрешаются судами.

Национальный Банк не отвечает по обязательствам резидента по операциям, проведенным на основании выданной лицензии.

б) порядок регистрации  импортных сделок 

В случае если не произведен платеж в  срок, превышающий 180 дней с даты импорта товара по импортному контракту, Вам необходимо провести регистрацию импортного контракта.

При этом, регистрации подлежат валютные операции, связанные с движением капитала, предусматривающие поступление имущества (средств) в Республику Казахстан и/или возникновение обязательств у резидента по возврату средств нерезиденту в сумме, превышающей эквивалент 300 тысяч долларов США.

Внимание: Согласно принятому  Закону РК от 13 июня 2005 года № 57-III «О валютном регулировании и валютном контроле», Национальному банку РК дано полномочие своими нормативными правовыми актами устанавливать минимальную сумму сделки, подлежащей регистрации, и исключения из порядка регистрации.

Для регистрации импортного контракта  Вам необходимо обратиться в Национальный Банк в течение тридцати дней с даты вступления  контракта  в силу.

В иных случаях Вы можете обратиться в территориальный филиал Национального  Банка: если Вы зарегистрированы в качестве юридического лица - по месту его  нахождения либо в качестве  физического лица - по месту своего постоянного проживания.

Для регистрации валютных операций, связанных с получением резидентами  кредитов от нерезидентов и кредитованием  нерезидентами экспортно-импортных  сделок резидентов, Вы должны представить  в Национальный Банк следующие документы:

- заявление на регистрацию договора (Приложение 10);

- график поступления (получения)  средств и погашения задолженности  по договору (Приложение 11);

копию Договора (а также его перевод  на государственный или русский  языки), прошитую и засвидетельствованную  печатью резидента (юридического лица или индивидуального предпринимателя) или засвидетельствованную нотариально (для физического лица);

подтверждение уполномоченного банка  об обслуживании соответствующего договора, составленное в произвольной форме (за исключением банков второго уровня);

копию статистической карточки заявителя (для юридических лиц);

копию свидетельства о государственной  регистрации юридического лица на государственном  и русском языке;

копию ПС для сделок, подпадающих  под экспортно-импортный валютный контроль (при наличии его на дату подачи заявления);

копии ГТД, выписок по счету клиента, инвойсов, счетов-фактур и/или иных документов, подтверждающих исполнение сторонами обязательств по данному  Договору на дату подачи заявления, в  случае, если такие обязательства  исполнялись. По сделкам, подпадающим  под экспортно-импортный валютный контроль, допускается представление  справки уполномоченного банка  и/или таможенного органа о проведенных  платежах и поставках по ПС;

копию лицензии Национального Банка, если условиями договора предусмотрено  зачисление средств на счета третьих  лиц-нерезидентов или/и открытие счета  в зарубежном банке для обслуживания данного Договора;

копию документа, подтверждающего  регистрационный номер налогоплательщика (далее - РНН);

копию документа, удостоверяющего  личность (для физических лиц).

Регистрация осуществляется в течение десяти рабочих дней с даты представления Вами полного пакета документов. После проведения регистрации выдается регистрационное свидетельство установленного образца (Приложение 12) на государственном и русском языках.

Для операций, связанных с движением  капитала, перерегистрация требуется  при наличии следующих изменений:

суммы договора в сторону увеличения,

валюты договора;

участников договора;

предмета договора;

срока действия договора - при переходе с краткосрочного (один год и менее) на долгосрочный (более одного года);

места нахождения (постоянного проживания) резидента - при передислокации в  другую область;

места нахождения (постоянного проживания) нерезидента - при передислокации в  другую страну (изменении страны регистрации  юридического лица или постоянного  проживания физического лица).

Отказ в регистрации осуществляется в следующих случаях:

1)      предоставление недостоверной либо неполной информации;

2)      несоответствие проводимой операции законодательству Республики Казахстан.

Внимание: При перерегистрации не требуется повторного представления документов, если они не изменились с момента последнего представления в Национальный Банк

Перерегистрации договора не требуется  в случаях досрочного расторжения  договора сторонами, полного или  частичного списания (прощения) долга  кредитором.

Вам необходимо уведомить в письменной форме по месту регистрации обо  всех изменениях и дополнениях к  зарегистрированному Контракту, возникающих  в период его действия и не требующих  перерегистрации, не позднее 30 дней с даты внесения таких изменений и дополнений.

Регистрационное свидетельство признается утратившим силу в следующих случаях:

Регистрационное свидетельство считается  утратившим силу в следующих случаях:

при перерегистрации валютного  договора и выдаче нового регистрационного свидетельства;

если валютная операция признана недействительной в установленном законодательством  порядке;

после получения Национальным Банком письменного сообщения резидента  о полном исполнении обязательств сторонами, полном списании (прощении) долга кредитором и (или) расторжении валютного договора сторонами;

после получения Национальным Банком письменного сообщения резидента  о закрытии счета в иностранном  банке;

после получения Национальным Банком письменного сообщения резидента  о закрытии филиала и (или) представительства, для финансирования которого был открыт счет в иностранном банке;

в силу невозможности исполнения обязательств в связи с ликвидацией юридического лица или со смертью физического лица, при отсутствии правопреемника.

Регистрационное свидетельство действительно  до полного исполнения обязательств сторонами (в том числе обязательств, не исполненных к дате окончания срока действия договора), либо до прекращения действия договора.

В случае признания регистрационного свидетельства утратившим силу, Национальный Банк уведомляет об этом территориальные подразделения таможенного органа и агентов валютного контроля. 

 

При утере оригинала регистрационного свидетельства по заявлению резидента  Национальный Банк выдает его дубликат.  

 

Для получения дубликата регистрационного свидетельства Вам необходимо представить  по месту регистрации заявление  с указанием причин и обстоятельств  утраты регистрационного свидетельства.

Национальный Банк в течение 5 рабочих дней с даты поступления документов оформляет и выдает дубликат регистрационного свидетельства.

Дубликат регистрационного свидетельства  выдается за номером и датой первоначального  регистрационного свидетельства с  указанием слова "Дубликат" и  даты выдачи дубликата.

Внимание: Вы должны ежеквартально представлять по месту регистрации сведения по зарегистрированному договору, по установленной форме (Приложение 13) до 10 числа (включительно) месяца, следующего за отчетным кварталом. В целях контроля за достоверностью сведений по представленной форме отчетности Национальный Банк вправе также требовать копии ГТД, выписок по счету клиента или иных документов, подтверждающих фактическое движение средств по Договору.

В случае перехода текущих валютных операций в операции, связанные с  движением капитала, для регистрации  соответствующего договора, резидент обращается в Национальный Банк в  течение тридцати дней с даты такого перехода.

Внимание: По текущим валютным операциям, связанным с кредитованием нерезидентами экспортно-импортных сделок резидентов, регистрация договора осуществляется только в случае, если на дату перехода операций из текущих в операции, связанные с движением капитала, сумма задолженности резидента по договору превышает эквивалент 300 тысяч долларов США. Исчисление срока перехода текущих валютных операций в операции, связанные с движением капитала, начинается с даты образования первой неполностью погашенной в 180 дней задолженности резидента. Исчисление суммы задолженности производится по всем неполностью погашенным поставкам/платежам нерезидента в рамках Договора. 

 

8.6. Форс-мажорные обстоятельства  

 

В случае утери Вами ПС по контракту, расчеты по которому еще не завершены, дубликат ПС оформляется на основании  письменного заявления. Дубликат ПС должен быть точной копией оригиналов ПС, находящихся в досье таможенного  органа и деле уполномоченного банка. При оформлении дубликата ПС таможенный орган проставляет отметку "Дубликат".

Оформление дубликата дополнительного  листа к ПС в случае его утери  производится аналогично оформлению дубликата  ПС.

 

 


Информация о работе Валютный контроль при таможенном режиме «выпуск товаров для свободного обращения»