Валютные отношения и бартерные операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Валютные отношения занимают особое место не только в мировом, но и в национальном хозяйстве. На национальном уровне их регулированию уделяется значительное внимание, так как в них как в зеркале отражаются проблемы политики и экономики, дипломатии и коммерции, промышленного производства и торговли. Именно поэтому изучение мирового опыта необходимо для российских предпринимателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Валютные отношения во внешнеэкономической деятельности
1.1 Механизм валютного контроля и валютного регулирования в РФ……...….2
1.2 Бартерная сделка………………………………………………………………11
Глава 2. Валютный контроль бартерных сделок
2.1 Паспорт сделки - основной документ валютного контроля………………..14
2.2 Осуществление валютного контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..…..21
Список литературы……………………………………………………………..….23

Работа содержит 1 файл

вал контроль курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………….2 

Глава 1. Валютные отношения во внешнеэкономической  деятельности 

1.1 Механизм валютного контроля и валютного регулирования в РФ……...….2 

1.2 Бартерная сделка………………………………………………………………11 

Глава 2.  Валютный контроль бартерных сделок 

2.1 Паспорт сделки - основной документ валютного контроля………………..14 

2.2 Осуществление валютного контроля  за исполнением внешнеторговых бартерных сделок………………………………………………………………….18 

Заключение……………………………………………………………………..…..21 

Список литературы……………………………………………………………..….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Эффективное функционирование национальной экономики  в системе мирохозяйственных связей предлагает выработку каждой страной собственной валютной политики.

     Обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества в настоящее время регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».

     Настоящий Федеральный закон устанавливает  правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

     Для создания эффективной системы валютного регулирования и контроля ВЭД в России стало принятие в 1996 г. ряда законодательных и нормативных документов, устанавливающих действенный контроль за бартерными сделками. Необходимость в принятие мер по упорядочению бартерных операций диктовалась стремлением сократить неоправданно высокий их удельный вес во внешнеторговом обороте страны, приносящий большие косвенные валютные потери, особенно из-за неэквивалентного обмена и несбалансированности экспорта и импорта бартерных товаров. 

Глава 1. Валютные отношения  во внешнеэкономической  деятельности

    1. Механизм валютного контроля и валютного регулирования в РФ

    Валютные  отношения занимают особое место  не только в мировом, но и в национальном хозяйстве. На национальном уровне их регулированию уделяется значительное внимание, так как в них как в зеркале отражаются проблемы политики и экономики, дипломатии и коммерции, промышленного производства и торговли. Именно поэтому изучение мирового опыта необходимо для российских предпринимателей.                                     

    Регулирование валютных отношений в России возникло после того, как                              

валютная монополия государства сменилась государственным регулированием этих отношений. Причиной такого рода изменений явилось значительное увеличение объема внешнеэкономических связей России, в результате чего валютные отношения стали играть огромную роль в экономике страны. С точки зрения правового регулирования начало этого процесса было заложено в 1991 г. С принятием Указа Президента РФ "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РФ" выполнение валютных операций было разрешено всем российским предприятиям при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

    Под государственно-правовым регулированием валютных отношений в РФ понимается деятельность компетентных органов государственной власти по нормативному закреплению:

      - порядка совершения валютных операций;

      - порядка образования централизованного валютного фонда страны;

     - порядка ввоза и вывоза российской и иностранной валюты;

    - и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

    - мер ответственности за нарушение валютного законодательства.

      Правовое регулирование валютных отношений в России осуществляется на законодательном уровне, уровне подзаконных актов, уровне нормативных актов, принимаемых Центральным банком РФ, совместных инструкций ЦБ РФ и ГТК РФ (ФТС). Такое многоуровневое регулирование объяснимо, тем, что Закон РФ 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" содержал лишь основные принципы регулирования валютных отношений, а большинство его статей имели бланкетный характер, т.е. относили определение порядка решения тех или иных вопросов регулирования к ведению Центрального банка России или отсылали к другим нормативным актам. Все аспекты практического регулирования валютных отношений были отнесены к ведению ЦБ РФ, что сделало его фактическим монополистом в сфере валютного регулирования. Практическое применение таких актов вследствие их многообразия вызывает определенные трудности и из-за отсутствия их систематизации.

    Особенностью сферы валютных отношений является то, что здесь используются нормы различных отраслей права: гражданского, финансового, административного, т.е. регулирование носит комплексный характер. Тем не менее следует отметить, что в России в начале 90-х годов была создана правовая основа осуществления валютных отношений и валютного контроля, при этом были урегулированы все основные аспекты таких отношений, а именно был определен порядок открытия и  ведения валютных счетов, осуществления валютных операций, купли-продажи валюты на внутреннем валютном рынке через валютные биржи непосредственно между уполномоченными банками, а также создана система валютного контроля за проведением валютных операций и расчетов в валюте по экспортным и импортным сделкам. Вступление России в международные валютно-финансовые структуры во многом способствовало этому процессу. В целом законодательное и нормативное регулирование отношений соответствовало как законодательной практике других стран, так и основному требованию Международного валютного фонда по отношению к стране-члену - обязательности отказа от валютных ограничений в своем законодательстве. Российское валютное законодательство в основном отменило существовавшие ранее валютные ограничения по отношению к резидентам, хотя некоторые ограничения валютных операций нерезидентов все еще присутствуют в нашем законодательстве. Это положение можно признать как частично соответствующее международной практике, так как представляется вполне логичным, что государство должно регулировать деятельность нерезидентов на территории своей страны.

    Большинство нормативных актов, принятых в 1992-1996 гг., к настоящему времени успело пройти испытание на практике, а с учетом изменений, произошедших в экономике нашей страны в последние годы, способствовало принятию новых правовых актов. Основное место среди них принадлежит Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле".1

    Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" установил правовые основы и принципы правового регулирована валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования и валютного контроля, определил права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и расположения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации.

    Закон отдает приоритет экономическим мерам в реализации государственной политики в области валютного регулирования (ст. 3), воспроизводит конституционные принципы исключения неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов, обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций.

    Следует сказать о том, что в действующем Законе 2003 г. даны следующие определения понятия "резидент" и "нерезидент":

      «6. Резиденты

   а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно 
проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;  

        б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании   вида  на                                                                                             

жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

   в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством 
Российской Федерации;

   г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

   д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных и межправительственных организациях;

    е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятым в соответствии с ними иными федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами.

      7. Нерезиденты:

    а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта  6 настоящей статьи;

    б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; 

      в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с  законодательством иностранных                                                                                                                                      государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

   г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

   д) межгосударственные и межправительственные организации филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

   е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов».

   К правам резидентов и нерезидентов Закон  относит осуществление, между ними валютных операций за исключением ограничений, предусмотренных в отношении операций, связанных с движением капитала (ст. 7,8,11 Закона).

   Для валютных операций резидент обязан оформить специальный счет в уполномоченном банке.

    Закон разграничивает права и обязанности по валютным операциям между резидентами и между нерезидентами. В целом валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (ст. 6),  а операции между резидентами запрещены. Исключения составляют операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования, операции, связанные с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов) в федеральный бюджет и бюджет субъекта Федерации в иностранной валюте. Без ограничений проводятся валютные операции между резидентами и уполномоченными банками по операциям, отнесенным законодательством к банковским операциям в соответствии с законом (ст. 9).

      Валютные операции между нерезидентами  могут осуществляться без ограничений через банковские счета как в уполномоченных банках, так и в банках за пределами территории Российской Федерации (ст. 10).

    Резиденты Российской Федерации могут открывать  счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств. Причем такое право предоставляется им без ограничений, если банки расположены в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии и закрытии таких счетов не позднее одного месяца со дня заключения (расторжения) договора. Для открытия счета (вклада) в банках стран, не входящих в указанные международные структуры, резиденты обязаны пройти предварительную регистрацию открываемого счета в налоговых органах РФ. (ст. 12).

Информация о работе Валютные отношения и бартерные операции