Таможенные пошлины

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:29, реферат

Описание работы

Таможенная пошлина выполняет три основные функции:
 фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части государственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам);
 протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин);
 балансировочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).

Работа содержит 1 файл

Таможенные пошлины.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

    Рыночные  реформы, начавшиеся во второй половине 80-х годов, в качестве одного из важнейших  своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы  государственной монополии внешней  торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования. Таможенной пошлине было возвращено ее "законное" место среди косвенных налогов.

    В статье 111 ТК РФ закреплено, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе". И Таможенный кодекс, и Закон РФ "О таможенном тарифе" дают определение таможенной пошлины в самых общих чертах. Так, в ст. 18 ТК РФ под таможенной пошлиной понимается "платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза". Аналогичным образом таможенная пошлина определяется и в Законе РФ "О таможенном тарифе".

    Таможенная  пошлина выполняет три основные функции:

  • фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части государственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам);
  • протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин);
  • балансировочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).
 

ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН.

ИНЫЕ ПОШЛИНЫ, ВЗИМАЕМЫЕ С ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ.

    Таможенная  пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров через таможенную границу.

    Виды  таможенных пошлин. Иные пошлины, взимаемые  с товаров, перемещаемых через таможенную границу

    Таможенные  пошлины могут классифицироваться по различным критериям. По объекту  взимания различают ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины.

    Транзитные  пошлины в России не взимаются. В Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 14) закрепляется, что ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) таможенные пошлины устанавливаются "в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике".

    Ввозные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов. Действие ввозных пошлин не ограничивается только удорожанием импортных товаров. Они дают возможность повышать внутренние цены на отечественные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер таможенных платежей.

    Вывозная  пошлина играет первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно-тарифного регулирования. Ставки вывозных таможенных пошлин, а также перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством России и являются "исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации" (ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе").

    По  способу взимания (точнее говоря, в зависимости от вида ставок) таможенные пошлины делятся на адвалорные, специфические и комбинированные. Более подробно об этом речь пойдет ниже, при рассмотрении ставок таможенных пошлин.

    Другим  критерием классификации таможенных пошлин является способ их введения.

    Автономные  пошлины устанавливаются государством самостоятельно, безотносительно к каким-либо торговым обязательствам перед другим государством. С активизацией в последние десятилетия многосторонней торговой дипломатии таможенные пошлины, как правило, являются результатом соответствующих международных соглашений. Такие пошлины называются договорными или конвенционными. В настоящее время большинство государств предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования, РНБ), поэтому действие каждой таможенно-тарифной уступки автоматически распространяется на торговлю со всеми странами, пользующимися РНБ. Таким образом, ставки автономных пошлин могут применяться, когда они ниже договорных или когда отсутствует договорная пошлина.

    В качестве критерия классификации таможенных пошлин может использоваться также и цель таможенно-тарифного регулирования. По этому признаку таможенные пошлины условно могут быть разделены на протекционистские (или покровительственные) и фискальные. Надо признать, что четкого разграничения между этими двумя видами пошлин не существует (т.е. протекционистские пошлины могут выполнять фискальные цели, равно как и фискальное - выполнять протекционистические задачи, и наоборот). Фискальные пошлины нацелены преимущественно на увеличение размера доходных поступлений в бюджет. Протекционистские пошлины защищают определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных товаров, а также используются в ходе торговых переговоров как средство давления на конкурентов, вынуждающее их пойти на определенные уступки.

СЕЗОННЫЕ ПОШЛИНЫ

    В целях оперативного регулирования  ввоза и вывоза товаров Правительство  РФ может устанавливать сезонные пошлины (ст. 6 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году. При обложении товара сезонной пошлиной ставки, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Сезонные пошлины появились в российском таможенном законодательстве еще в 1991 г. В Законе СССР "О таможенном тарифе" (ст. 8) по причинам экономического характера разрешалось установление сезонных таможенных пошлин на ввоз и вывоз отдельных товаров. Максимальный срок действия таких пошлин определялся в четыре месяца.

    Таким образом, таможенно-тарифное регулирование  внешнеторговых операций с помощью сезонных пошлин носит ограниченный во времени характер. Сезонные пошлины обычно применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов. От других временных мер таможенно-тарифного регулирования (антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин) сезонные пошлины отличаются тем, что связаны с периодическими, сезонными (отсюда и само название пошлин) колебаниями закупочных и розничных цен на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты), циклически меняющиеся по временам года. Сезонная дифференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары. На ранние сорта картофеля, овощей, фруктов и т.д. устанавливаются повышенные закупочные цены, обеспечивающие возмещение дополнительных затрат сельскохозяйственных производителей, связанных с производством продукции при неблагоприятных климатических условиях и ее длительным хранением. В зависимости от сезона проводится изменение розничных цен с целью улучшения организации розничного товарооборота на протяжении всего года и увеличения емкости рынка.

    Эффективная защита интересов отечественных  потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий  мирового рынка предполагает немедленное  реагирование таможенного законодательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохозяйственные и иные товары. Полномочия по введению сезонных пошлин закреплены за Правительством РФ, что соответствует ст. 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", наделяющей Правительство РФ правом принимать временные меры по защите внутреннего рынка Российской Федерации. 

ОСОБЫЕ ВИДЫ ПОШЛИН

    Отдельную группу образуют так называемые особые виды пошлин, под которыми понимаются пошлины, установленные на определенный срок и применяемые к ввозимым на российскую таможенную территорию товарам "в целях защиты экономических интересов Российской Федерации" (ст. 7 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Особыми видами являются:

    - специальные пошлины (ст. 8 Закона  РФ "О таможенном тарифе");

    - антидемпинговые пошлины (ст. 9 Закона  РФ "О таможенном тарифе");

    - компенсационные пошлины (ст. 10 Закона  РФ "О таможенном тарифе").

    Правительство РФ наделено правом принимать защитные меры в случае, если какой-либо товар  ввозится на российскую таможенную территорию в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров в Российской Федерации (ст. 18 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). Под непосредственно конкурирующими или подобными товарами понимаются группы товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также другим основным параметрам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить их друг другом в процессе производства или потребления, и имеют один и тот же код по ТН ВЭД. Существенный ущерб производителям конкурирующих товаров - это общее ухудшение состояния отечественного производства в данной отрасли, отражаемое в показателях сокращения производства или рентабельности соответствующих товаров или услуг. Угрозой причинения существенного ущерба законодатель считает очевидную неотвратимость такого ущерба, подтвержденную фактическими доказательствами с целью исключения субъективных соображений о возможности причинения существенного ущерба. Существенный ущерб определяется в каждом конкретном случае с учетом отраслевых, технико-экономических и социально-экономических особенностей отечественного производства. Формой защитных мер, принимаемых Правительством РФ, могут быть количественные ограничения внешнеторговых операций и указанные выше особые виды пошлин. 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ

    Специальные пошлины (ст. 8 Закона РФ "О таможенном тарифе") применяются в двух основных случаях:

    1) в качестве защитной меры, если  товары ввозятся на таможенную  территорию Российской Федерации  в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести  ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

    2) в качестве ответной меры на  дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России, со  стороны других государств.

    Таким образом, особенность этого вида пошлин состоит в том, что они могут вводиться как по причинам экономического характера, так и по политическим соображениям. В первом случае специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на российскую таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров. Во втором случае специальная пошлина выступает в роли карательной пошлины, применяющейся в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов. Специальная пошлина, вводимая по политическим соображениям, может также именоваться реторсионной. Под реторсиями в международном праве понимаются не связанные с использованием вооруженных сил правомерные принудительные меры, принимаемые государством в ответ на нанесший ему моральный или материальный ущерб недружественный, но не нарушающий норм международного права акт другого государства. Таким образом, цель применения реторсионных пошлин - прекращение недружелюбных действий со стороны другого государства и предотвращение их в будущем.

    Предложения о целесообразности введения специальных  пошлин в качестве ответных мер на дискриминационные и иные действия со стороны других государств или их союзов, ущемляющих интересы Российской Федерации, разрабатываются Комиссией Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике (постановление Правительства РФ от 27 мая 1997 г. N 648*(229). Процедуры применения специальных пошлин, закрепленные в утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 274*(230) Положении о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, будут рассмотрены ниже. 

АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПОШЛИНЫ

    Антидемпинговые пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более  низкой, чем их нормальная стоимость  в стране вывоза в момент этого  ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации (ст. 9 Закона РФ "О таможенном тарифе").

Информация о работе Таможенные пошлины