Таможенные органы в обеспечении экономической безопасности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 19:22, реферат

Описание работы

Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.

Работа содержит 1 файл

теневая.docx

— 33.85 Кб (Скачать)

                                             ВВЕДЕНИЕ

            Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.

     Как показывает мировой опыт, обеспечение  экономической безопасности - это  гарантия независимости страны, условие  стабильности и эффективной жизнедеятельности  общества, достижения успеха. Это объясняется  тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства  и личности, и, следовательно, понятие  национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных  внешних и внутренних угрозах. Поэтому  обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших  национальных приоритетов.

     Важную  роль в защите экономической интересов  страны играют таможенные органы.

     Проводимые  в России реформы глобальным образом  затронули и сферу внешнеэкономической  деятельности, и систему таможенного  регулирования. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений  предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии  внешней торговли привел к возобновлению  нормальной практики таможенно-тарифного  регулирования, как основного направления  таможенной политики.

     Среди направлений, значение которых за последние  годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становиться важными  активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической  деятельности.

               1. Экономическая безопасность государства и механизм    

                         государственного  регулирования экономики.

     Обеспечение государственной безопасности и  обороноспособности страны во все времена  требовало развитой экономики. Постепенно, развитие военных техники и технологии привело к практической невозможности  ведение войны в больших масштабах. Основным оружием сейчас становятся экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним можно отнести и Россию, зависят от политики МВФ и МБРР - финансовых структур развитых стран.

     Современное состояние экономики, и рост ее теневой  составляющей, при котором государство  недополучает в казну около 40-50% от доходной части бюджета, представляет собой огромную угрозу национальной безопасности и независимости России. Резкое падение уровня доходов и  жизни населения ставит под вопрос само существование государственности  России. Всему этому виной - состояние  экономики. Правительством России проблема экономической безопасности и борьбы с теневой экономикой долгое время  игнорировалась (ей не придавалось  должного значения).

     Как показывает мировой опыт, обеспечение  экономической безопасности - это  гарантия независимости страны, условие  стабильности и эффективной жизнедеятельности  общества, достижения успеха. Это объясняется  тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства  и личности, и, следовательно, понятие  национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных  внешних и внутренних угрозах. Поэтому  обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших  национальных приоритетов.

     Сама  экономическая безопасность имеет  сложную внутреннюю структуру, в  которой можно выделить три её важнейших элемента:

     Экономическая независимость не носит абсолютного  характера потому, что международное  разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая  независимость означает возможность  контроля за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность  и позволяет на равных участвовать  в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

     Стабильность  и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности  во всех её формах, создание надежных условий  и гарантий для предпринимательской  активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными и теневыми структурами в экономике, недопущение  серьезных разрывов в распределении  доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

     Экономическая безопасность - это совокупность условий  и факторов, обеспечивающих независимости  национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к  постоянному обновлению и самосовершенствованию.

     Сущность  экономической безопасности реализуется  в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики  с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической  безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности  использования ресурсов, капитала и  труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых  странах, а также уровню, при котором  угрозы внешнего и внутреннего характера  сводятся к минимуму; конкурентоспособности  экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

     Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет  заблаговременно сигнализировать  о грозящей опасности и предпринимать  меры по её предупреждению.

     Важно подчеркнуть, что наивысшая степень  безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится  в пределах допустимых границ своих  пороговых значений, а пороговые  значения одного показателя достигаются  не в ущерб другим. Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами  значений пороговых показателей  национальная экономика теряет способность  к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность  на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных  и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.

     Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

     - экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

     - характеризующие природно-ресурсный,  производственный, научно-технический  потенциал страны;

     - характеризующие динамичность и  адаптивность хозяйственного механизма,  а также его зависимость от  внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета,  действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

     - качества жизни (ВВП на душу  населения, уровень дифференциации  доходов, обеспеченность основных  групп населения материальными  благами и услугами, трудоспособность  населения, состояние окружающей  среды и т. д.)

     Пороговые уровни снижения безопасности можно  охарактеризовать системой показателей  общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

     - предельно допустимый уровень  снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования  и финансирования, за пределами  которого невозможно самостоятельное  экономическое развитие страны  на технически современном, конкурентоспособном  базисе, сохранение демократических  основ общественного строя, поддержание  оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного  потенциала;

     - предельно допустимое снижение  уровня и качества жизни основной  массы населения, за границами  которого возникает опасность  неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее  продуктивной части национального  “человеческого капитала” и  нации как органичной части  цивилизованной общности;

     - предельно допустимый уровень  снижения затрат на поддержание  и воспроизводство природно-экологического  потенциала, за пределами которого  возникает опасность необратимого  разрушения элементов природной  среды, утраты жизненно важных  ресурсных источников экономического  роста, а также значительных  территорий проживания, размещения  производства и рекреации, нанесение  ущерба здоровью нынешнего и  будущего поколений.

     Обобщая выше сказанное, можно сказать, что  экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

     Таким образом, экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она  должна защищать сама себя на основе высокой  производительности труда, качества продукции  и т. д.

     В современных условиях государственное  регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение  прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка  экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования  экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. 
 

                         2.  Функции таможенных органов в защите

                                экономических интересов государства. 

      Важнейшая роль  в деле   обеспечения   экономических    интересов государства принадлежит  таможенной  службе - одному из  базовых  институтов экономики.   Участвуя   в   регулировании   внешнеторгового    оборота     и осуществляя  фискальную  функцию,  таможенная  служба  регулярно   пополняет государственный бюджет и тем  самым   способствует   решению   экономических проблем.

      Путем разумных протекционистских мер  таможенная  служба   оберегает

национальную  промышленность.

        В новых рыночных условиях,  когда российская   экономика   стала   "открытой ",  а   государственные  границы  "  прозрачными  "  или  во  многих местах " размытыми ",  гораздо  более  сложной  и  масштабной,  чем  раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

        В ее обеспечении зоной ответственности   таможенной  службы  является

сфера внешнеэкономической деятельности государства.

      Государственный таможенный комитет  Российской  Федерации  сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

-  создание  таможенной  инфраструктуры,  способной   обеспечить   выполнение главной задачи,  поставленной перед таможенной службой;

Информация о работе Таможенные органы в обеспечении экономической безопасности государства