Таможенная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:33, доклад

Описание работы

Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.

Работа содержит 1 файл

Таможенная политика.docx

— 20.70 Кб (Скачать)

Таможенная  политика.

Определение:

Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или  экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

Административные инструменты  регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дифицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.

 

 

Цели и задачи таможенной политики:

Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются:

участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

содействие проведению структурной  перестройки;

обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного  контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической  политики нашего государства.

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены  следующие основные функции:

участие в разработке и  реализации таможенной политики; защита экономических интересов РФ;

обеспечение в пределах своей  компетенции экономической безопасности РФ;

принятие средств таможенного  регулирования торгово-экономических  отношений;

взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению  товарооборота через таможенную границу РФ;

осуществление валютного  контроля в пределах своей компетенции; участие в разработке мер экономической  политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер;

осуществление контроли за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;

проведение научно-исследовательских  работ, консультирование в области  таможенного дела, осуществление  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации специалистов в этой области  для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Предусмотрен блок функций  международного характера: участие  в разработке и выполнении международных  договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными  и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами  таможенного дела.

Важнейшим экономическим  рычагом реализации многих задач  таможенной политики является система  таможенных платежей.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные  таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового  лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

Одной из задач таможенной политики Российской Федерации является рационализация товарной структуры  российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью  отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время  сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

В интересах защиты отечественной  обрабатывающей промышленности может  использоваться метод построения тарифов  на основе эскалации ставок таможенных пошлин, т. е. их повышения в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам; полуфабрикаты – по небольшим ставкам; готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин.

Таможенная политика нацелена на поддержание рационального соотношения  вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Таможенно-тарифное регулирование оказывает воздействие  на состояние расчетного и платежного баланса России. Превышение российского  экспорта над импортом обеспечивает приток в страну валютных ресурсов.

 

 

Основные направления  таможенно-тарифной политики 2012 (2013) будут  рассмотрены в Правительстве  Российской Федерации. Госорган рассмотрит в рамках заседания президиума проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, передает правительственная  пресс-служба.

Учитывая присоединение  РФ к ВТО, на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. российские тарифные обязательства  будут определяться Перечнем уступок  и обязательств по товарам, прилагаемым  к Протоколу о присоединении  РФ к ВТО от 16 декабря 2011 г.

Так, в частности, в процессе снижения ставок ввозных пошлин по ряду позиций предполагается переход  от комбинированной к адвалорной или специфической ставке, а также  снижение специфической составляющей комбинированной ставки.

В основном это коснется таких товаров, как живые свиньи, мясные субпродукты, молоко и сливки сухие и сгущенные, рис и изделия  из него, дрожжи, некоторые шоколадные изделия, сахар-сырец и сахар прочий (кроме сахара белого), прокат из черных металлов, комбайны, грузовые и легковые автомобили.

Субъектами налоговой  политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает  в ее основу, они совпадают с  принципами формирования налоговой  системы (соотношение прямых и косвенных  налогов; применение прогрессивных  ставок налогообложения и степень  их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая  направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство  в условиях стабильно развивающейся  экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ  и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

 


Информация о работе Таможенная политика