Понятие и сущность таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового исследования является анализ системы таможенных платежей в РФ и Таможенном союзе, ее значение и роль в формировании федерального бюджета РФ.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты понятия таможенные платежи;
- определить нормативно-правовую базу таможенных платежей в РФ и Таможенном союзе;
- выделить экономическую роль таможенных платежей

Содержание

Введение
2
Глава 1. Теоретические и экономические аспекты системы таможенных платежей в РФ и Таможенном союзе
1.1. Понятие и сущность таможенных платежей
4

4
1.2. Система таможенных платежей и ее значение в таможенно-тарифном регулировании ВЭД

10
Глава 2. Таможенные платежи в федеральном бюджете РФ
2.1. Таможенные платежи как основная часть доходов федерального бюджета РФ
15

15
2.2. Проблемы и перспективы развития системы таможенных платежей в РФ и Таможенном союзе

21
Заключение
25
Список используемой литературы
27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 669.50 Кб (Скачать)

 

 

1.2. Система таможенных платежей и ее значение в таможенно-тарифном регулировании ВЭД

 

 

Система таможенных платежей раскрыта в ст.70 ТК ТС и представлена на Схеме 3. В Таможенном союзе существуют следующие виды таможенной пошлины: ввозная и вывозная. Транзитные пошлины редко встречаются в практике международной торговли.

 

 

 

 

 

 

 

Схема 3

Система таможенных платежей

Доходы от взимания таможенных пошлин относятся к числу неналоговых поступлений в федеральный бюджет. Ставки таможенных пошлин содержатся в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). ТН ВЭД ТС устанавливается и разрабатывается Комиссией Таможенного Союза основываясь на принятых в международной практике систем классификации товаров. ТН ВЭД используется с целью осуществления мер таможенно - тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а также для ведения таможенной статистики. Товар, перемещаемый через таможенную границу Таможенного союза, должен быть отнесен к той или иной классификационной группе ТН ВЭД. При этом коду соответствует детальное описание товара и ставка таможенной пошлины.

В ст.71 ТК ТС представлены виды ставок таможенных пошлин. Адвалорные ставки - ставки в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара (например, 5% от таможенной стоимости); специфические устанавливаются в фиксированном размере за единицу облагаемого товара (например, за 1 кг или 1 шт); комбинированные ставки сочетают оба названных вида ставок (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 3 евро за 1 кг).

В зависимости  от страны происхождения товара применяется  тот или иной вид ставки таможенной пошлины. В случае, если страна происхождения входит в список стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования, то применяется минимальная ставка таможенной пошлины. Если страна происхождения товара не входит в данный список, то ставка удваивается и становится максимальной.

Также существует список стран - пользователей системы преференций в таможенном обложении, предоставляемых развивающимся странам: ¾ ставки таможенной пошлины.

Преференциальная система  установлена в соответствии с Соглашением государств – участников ТС от 25 января 2008 г. "О едином таможенно -тарифном регулировании".9

Общая формула  для расчета таможенной пошлины:

ТП = ТС*Ст, где

ТП – таможенная пошлина,

ТС – таможенная стоимость,

Ст – ставка таможенной пошлины.

НДС и акцизы относятся к категории косвенных налогов и в области таможенного дела взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза. При обложении налогом на добавленную стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, действует три вида ставок (ст. 164 НК РФ): 0%, 10% и 18%.10 Обычно базой для исчисления НДС в таможенных правоотношениях является таможенная стоимость и ставка таможенной пошлины.

В налоговую  базу для обложения акцизами включаются (ст. 191 НК РФ): объем подакцизных товаров в натуральном выражении (для товаров, в отношении которых установлены твердые ставки); таможенная стоимость и таможенная пошлина (для товаров, в отношении которых установлены адвалорные, т.е. в процентах, ставки); объем ввозимых товаров в натуральном выражении и их расчетная стоимость (при исчислении комбинированной ставки).11

Формула для  расчета акциза:

НДС = (ТС+ТП)*СтА, где

СтА – ставка акциза.

Формула для  расчета НДС

НДС = (ТС+ТП+акциз)*СтНДС, где

СтНДС – ставка НДС.

Акциз применяется, прежде всего, с целью контроля государства за оборотом подакцизных товаров. Наличие или отсутствие акцизных марок на товарах, подлежащих обложению акцизами, позволяет выявить и предотвратить нарушение закона. К тому же, акцизы позволяют ограничить употребление товаров, способствующих нанести вред здоровью населения (табачные изделия, алкоголь).

Таможенными сборами, в соответствии со ст.72 ТК ТС, являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий.12

В настоящее  время применяются следующие  виды таможенных сборов: сборы за таможенные операции; сборы за таможенное сопровождение; сборы за хранение.

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза. Например, ставки таможенных сборов за таможенные операции на территории РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».

Распределение доходов от таможенных платежей в  ТС регулируется Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное  действие).13

Проведя анализ показателей по поступлениям в 2012 г., на середину марта сумма, распределяемая Казначейством России, составила 128370344949,37 руб., из которых в РБ перечислено 6033406212,65 руб., а в РК - 9409546284,80 руб.; что превышает годовые показатели 2010 г. В РФ из государств – участников ТС перечислены 4582123714,13 руб. (РБ) и 7078462149,51 руб. (РК). С начала года в союзные государства было перечислено суммарно на 3782366633,81 руб. больше, чем получено.14

Таким образом, система таможенных платежей в РФ и в ТС – это совокупность различных видов обязательных платежей, поступающих в федеральный бюджет РФ в виде налоговых и неналоговых взносов.

 

Глава 2. Таможенные платежи в федеральном бюджете РФ

 

2.1. Таможенные  платежи как основная часть  доходов федерального бюджета  РФ

 

Основное направление  финансовой деятельности таможенных органов  РФ – аккумуляция финансовых ресурсов в виде таможенных платежей. Доходная часть федерального бюджета состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые поступления включают в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы, пени и штрафы. К неналоговым поступлениям относят: доходы от использования государственного или муниципального имущества, доходы от платных услуг бюджетных учреждений, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней. Таким образом, таможенные платежи входят в систему налоговых поступлений федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным  законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» одним из методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенно – тарифное регулирование, т.е. установление ввозные и вывозных таможенных пошлин, ставок косвенных налогов.15 Таможенно – тарифное непосредственно влияет на отношения, связанные с осуществлением внешней торговли и совершением подобных операций, ограничивает и, наоборот, расширяет внешнехозяйственные связи, влияет на уровень внутренних и мировых цен на товары и услуги.

За 2012 год сумма поступивших  в федеральный бюджет РФ таможенных платежей составила 6579,25 млрд. рублей. В соответствии с  законом о Федеральном бюджете от 3 декабря 2012 года № 247-ФЗ «О внесении изменений в федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» 6557,51 млрд. рублей.16 Это говорит о том, что таможенные органы перевыполнили план на 0,3 %.

По сравнению с 2012 г. в 2011 году размер учтенных таможенных платежей составил 6,029 трлн руб., что на 1,699 трлн руб., или почти на 40%, больше, чем в 2010-м. В 2010 году бюджетные сборы ФТС превысили докризисные показатели (показатели 2008 года) и выросли в 2 раза по сравнению с 2006-2007 годами.17 

Рисунок 2

Динамика таможенных поступлений в федеральный

бюджет РФ в 2010 – 2012 гг.

В 2012 г. ФТС России показала положительные результаты деятельности по совершенствованию системы таможенного управления и таможенной организации, совершенствованию информационных технологий, применения СУР, применению различных форм таможенного контроля, а также правоохранительной деятельностью. Таможенные органы обеспечили эффективный процесс сбора таможенных платежей, прежде всего, за счет организованного управления и контроля импорта, в частности – по таким составляющим, как налог на добавленную стоимость, ввозные таможенные пошлины, акцизы и прочие таможенные поступления. 

За период с 2002 года по 2012 год объем таможенных поступлений в федеральный бюджет РФ вырос более, чем в 11 раз. Для сравнения: в 2002 году было собрано 588 млрд. руб.18

 

 

Рисунок 3

Структура доходов федерального бюджета в 2012 г.19

Значительную  долю в структуре доходной части  федерального бюджета РФ занимают налог  на добавленную стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС и акциз. Для этих косвенных налогов характерно следующее:

  • косвенный характер;
  • федеральный уровень зачисления;
  • распространенность на всей территории РФ.

НДС и акцизы производны от таможенной пошлины, т.к. начисляются в совокупности с ней.

НДС представляет собой платеж в бюджет части добавленной  стоимости на всех стадиях производства. НДС равен разнице между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг, отнесенных на издержки производства и обращения товаров.20

Обычно косвенные  налоги уплачиваются только при ввозе  товаров. В случае применения косвенных налогов при экспорте товаров, это приведет к двойному налогообложению и созданию препятствий для осуществления внешней торговли.

Акцизы отличаются индивидуальной определенностью предмета обложения. Акцизы призваны ослабить влияние высоких цен на товары, пользование которыми стало бы невозможным для малообеспеченных слоев общества. Поэтому акцизы применяют для обложения товаров роскоши (например, автомобили), а также товаров, не являющихся необходимыми для повседневного потребления (табак, алкоголь).

Рисунок 4

Особое значение в составе доходов федерального бюджета РФ занимают вывозные пошлины на нефть сырую и газ природный, так называемые «углеродные доходы» (см. Рис.5, Рис.6).21 Несомненно, нефтегазовая зависимость нашей страны отрицательно сказывается на развитии таких отраслей экономики, как сельское хозяйство, производство отечественной продукции, деревообработка и т.д. Развитие этих отраслей и производство в них товаров для экспортной торговли позволило бы продифференцировать поступления от таможенных платежей и привлечь дополнительные денежные средства, создать новые рабочие места и снизить инфляцию.

 

 

 

 

 

Рисунок 5

Рисунок 6

Что касается распределения сумм таможенных платежей между странами – участницами Таможенного союза, то этот раздел также имеет большое значение для формирования доходной части федерального бюджета РФ.

Цель создания Таможенного союза ЕврАзЭС в составе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан - упрощение и развитие торговли между союзными государствами.

Механизм поступления  и распределения таможенных платежей заключается в следующем. При перечислении таможенных платежей в платежном документе указывается код счета 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", который открыт Межрегиональному управлению Федерального казначейства. Федеральная таможенная служба уполномочена управлять и контролировать данный счет.

Далее Федеральное казначейство определяет распределение сумм между бюджетами государств - членов Таможенного союза, т.е. умножает общую сумму ввозных таможенных пошлин на нормативные доли распределения. После этого распределение сумм происходит фактически, т.е. средства, предназначенные для РФ поступают в федеральный бюджет РФ, средства, предназначающиеся Республике Казахстан и Республике Беларусь, перечисляются в рублях на соответствующие корреспондентские счета, открытые в Банке России, Комитету казначейства Министерства финансов Республики Казахстан и Государственному казначейству Республики Беларусь, с которых, уже в национальной валюте, средства зачисляются в бюджеты государств

Так, в 2010 г. в соответствии с Федеральным законом "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год" доходы федерального бюджета от распределения - 3227703347,0 руб. (таможенные пошлины 2853093010,1 руб., вывозные пошлины на нефть сырую - 1672414329,6 руб., а авансовые платежи - 55174331,0 руб.).22 Из РК в РФ было перечислено 11991375,8 руб., а из РБ - 8716236,3 руб. Из РФ в бюджеты союзных государств были распределены 11850401,2 руб. (РБ) и 18481583,1 руб. (РК). Для сравнения: показатели доходов бюджета по состоянию на 1 октября 2011 г. составляли для таможенных пошлин 2593086804341,27 руб.23 В РБ было перечислено 23367036393,43 руб., а в РК - 36442633358,76 руб. От союзных государств были получены 17717837695,77 руб. (РБ) и 23045321585,57 руб. (РК).24

Эффективное распределение  таможенных платежей между союзными государствами обеспечивают:

    • разработанная нормативно-правовая база;
    • разработанный механизм перечисления денежных средств;
    • определение статуса и положения каждого субъекта данных отношений;
    • определение сроков и долей таможенных поступлений.

Необходимо постоянное совершенствование данных механизмов, внедрение новых технологий и разработка новых методов регулирования.

Информация о работе Понятие и сущность таможенных платежей