Понятие и основание административной ответственности в области таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы явилось освящение правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с одним из основных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации - борьбе с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России, понятие и виды административных правонарушений в данной сфере.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и основание административной ответственности в области таможенного дела
1.1 Правовые основы административной ответственности за нарушение норм в области таможенного дела
1.2 Понятие административного правонарушения в области таможенного дела
1.3 Административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного дела
Глава 2. Применение мер административной ответственности к субъектам административных правонарушений в области таможенного дела
2.1 Виды административных правонарушений в области таможенного дела
2.2 Механизм реализации административной ответственности за нарушение правовых норм в сфере таможенного дела
2.3 Проблемы и особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 438.48 Кб (Скачать)

Таким образом, разработчиками КоАП России создана совершенно новая концепция вины, что, не смотря на ее расхождение с устоявшейся точкой зрения (вина юридического лица не является его психической позицией), позволило привести понятие административного правонарушения в соответствие с положениями теории права о составе правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) и исключить возможность привлечения на основании закона лиц за совершение объективно-противоправных деяний.

 

1.3 Административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного дела

 

Субъектом административного правонарушения является лицо, способное нести ответственность за совершенное им противоправное действие или бездействие, посягающее на охраняемые таможенным законодательством объекты.

Как следует из главы 2 КоАП России, субъектами административного правонарушения могут быть физические лица, должностные лица как особая разновидность физического лица и юридические лица, при этом, в соответствии со ст. 2.4 КоАП России, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность отнесены к категории должностных лиц14.

В главе 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлен так называемый принцип "двусубъектной" ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо15. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.

Субъектом таможенного права признается тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются:

* таможенные органы;

* должностные лица таможенных органов;

* юридические лица;

* физические лица;

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: общие и специальные субъекты. Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа. Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица -- предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу16.

 

 

Глава 2. Применение мер административной ответственности к субъектам административных правонарушений в области таможенного дела

 

2.1 Виды административных правонарушений в области таможенного дела

 

В ТК РФ дается развернутое определение понятия "нарушение таможенных правил".

Согласно кодексу нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающего на установленный ТК РФ, Законом РФ "О таможенном тарифе", другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность17.

Приведенная формулировка перечисляет в общем виде законодательные акты, определяющие правовые основы таможенного дела, а также объекты противоправных посягательств.

Из данного сложного понятия следует, что нарушениями таможенных правил признаются:

1) действие или бездействие лица, посягающего на таможенный контроль, установленный Кодексом, Законом РФ "О таможенном тарифе", другими законодательными актами и международными договорами;

2) действие или бездействие лица, посягающего на порядок перемещения (включая применение таможенных режимов) через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;

3) действие или бездействие лица, посягающего на порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

4) действие или бездействие лица, посягающего на порядок обложения таможенными платежами и уплаты их, предоставления таможенных льгот и пользования ими18.

Каждая группа перечисленных таможенных правонарушений в отдельности или в совокупности друг с другом при наличии других признаков образуют соответствующие составы нарушений таможенных правил19.

Наиболее обширной группой нарушений таможенных правил является нарушения, связанные с порядком перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств и порядка таможенного контроля. К ним относятся :

- нарушение зоны таможенного контроля - создание зон таможенного контроля только с разрешения таможенных органов и под их контролем возможно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение через границу зон таможенного контроля и в их пределах товаров и транспортных средств, а также лиц, не являющихся сотрудниками таможенных органов (ст. 16.5 КоАП).

- выдача без разрешения таможенного органа, утрата или не доставление в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них действия , перечисленные в этой статье, признаются неправомерными в том случае, если они предприняты в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также в отношении таможенных и иных документов на такие товары и транспортные средства (ст. 16.9 КоАП).

- нарушение порядка помещения товаров на хранение, их хранения и проведения операций с ними - порядок помещения товаров на хранение определен нормативными актами ГТК РФ. В соответствии с установленным порядком могут производиться операции, например, по подготовке товара к продаже. Поэтому, прежде чем решать вопрос о привлечении к ответственности, требуется установить, каков был порядок, установленный в отношении товаров, помещенных на хранение, и какие условия не были соблюдены. Ответственность за нарушение таможенных правил может нести как лицо, поместившее товар на хранение, так и владелец склада (ст. 16.4 КоАП).

- перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля - один из самых опасных видов посягательств в сфере таможенного дела, заключается в перемещении товаров и транспортных средств вне определенных таможенным органом мест или вне установленного времени производства таможенного оформления, при отсутствии признаков контрабанды (ст. 16.1 КоАП).

- транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушениями таможенных правил, пользование или распоряжение ими (ст. 16.3 КоАП).

Значительная группа правонарушений препятствует осуществлению таможенного контроля. К таким правонарушениям относится:

- причаливание к судну и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем (ст. 16.8 КоАП).

- сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещенных через таможенную границу РФ - сокрытие от таможенного контроля является одним из способов контрабандного провоза товаров. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в перемещении товаров, сопряженное с использованием тайников которыми являются места, специально изготовленные, оборудованные или приспособленные, использование других способов, затрудняющих обнаружение товаров, придание одним товарам вида других ( существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида). Субъектом ответственности является лицо фактически перемещающее товары через таможенную границу РФ (ст. 16.2 КоАП).

- перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с обманным использованием документов или средств идентификации - т.е. представление таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей: поддельных документов, то есть полностью изготовленных фальшивых документов или подлинных документов, но в которые внесены искаженные сведения, либо недействительных документов, т.е. утративших юридическую силу (просроченных лицензий или удостоверений), либо документов, полученных незаконным путем, то есть документов, выданных на основании представленных заведомо ложных сведений или поддельных документов, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также перемещение через таможенную границу РФ таких товаров и транспортных средств с обманным использованием средств таможенной идентификации (ст. 16.11 КоАП).

Ряд правонарушений связан с нарушением порядка таможенного оформления.

Под нарушением порядка производства таможенного оформления следует понимать несоблюдение требований о начале и завершении таможенного оформления, месте, времени и процедуре его проведения; предъявление неправомерных претензий на применение упрощенного порядка таможенного оформления и т.д. Нарушением таможенных правил являются неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено либо состояние которых изменяется20.

Разрешения таможенного органа требует осуществление грузовых и иных операций, если груз находится под таможенным контролем. В ТК РФ указано, какие именно операции требуют обязательного разрешения таможни: транспортировка, погрузка-выгрузка, исправление повреждений упаковки, взятие проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, вскрытие помещений и других лиц, где могут находиться такие товары и т.д21.

Три состава нарушения таможенных правил непосредственно связаны с нарушением порядка декларирования:

- нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств - нарушение заключается в несоблюдении установленных требований к форме, месту декларирования, процедуре его производства (ст. 16.12 КоАП).

- нарушение сроков предоставления таможенному органу таможенной декларации, документов или дополнительных сведений - срок подачи таможенной декларации не может превышать 15 дней с момента представления товаров и транспортных средств в таможенный орган (ст. 16.22 КоАП).

- не декларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств - означает не заявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Этот вид правонарушения является наиболее распространенным среди административных правонарушений в сфере таможенного дела (ст. 16.2 КоАП);

Состав нарушения таможенных правил образует незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного брокера либо нарушение условий такой деятельности.

К правонарушениям, нарушающим порядок обложения таможенными платежами и их уплаты, относятся :

- действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований;

- нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 16.16 КоАП);

- неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов РФ.

 

2.2 Механизм реализации административной ответственности за нарушение правовых норм в сфере таможенного дела

 

Административная ответственность есть реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к субъектам административной ответственности, которыми являются физические лица, должностные лица, а также юридические лица22.

В соответствии с положениями статьи 28.1 КоАП РФ “Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения…”23

В статьях 16.1-16.23 КоАП РФ определен четкий перечень административных правонарушений, по которым таможенный орган вправе и обязан возбудить дело об административном правонарушении (далее - дело об АП), осуществить административное производство и рассмотреть дело об АП.

Статьей 16.1 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за наиболее опасный состав правонарушения в области таможенного дела, граничащий с уголовным преступлением.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.24

Административное расследование по делу об АП проводится уполномоченным должностным лицом таможенного органа, возбудившим это дело об АП. По решению начальника таможенного органа, в производстве которого находится дело об АП или его заместителя, административное расследование может быть проведено другим уполномоченным должностным лицом этого таможенного органа (пункт 4 статьи 28.7 КоАП РФ).

Административное расследование должно быть проведено в срок один месяц. По окончании проведения административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении или вынесено постановление о прекращении дела об АП (пункт 6 статьи 28.7 КоАП РФ)25.

Информация о работе Понятие и основание административной ответственности в области таможенного дела