Основные тенденции в деле таможенного обложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:52, реферат

Описание работы

Возникновение таможенного обложения на территории России одни историки связывают с греческими священниками, приглашенными в X в. князем Владимиром для распространения христианства, 1 другие исследователи, ссылаясь на договор князя Олега с греками 911 г., полагают, что подобные пошлины существовали в России и до принятия христианства2. Данным договором предусматривалось освобождение русских купцов в Византии от уплаты мыта: «Да творять куплю, яко-же»3. Это условие подтверждает древний славянский обычай взимать торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, «а может быть, и за соблюдение порядка во время торговли».

Работа содержит 1 файл

основные тенденции 2.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

Основные  тенденции в деле таможенного обложения. 

    Возникновение таможенного обложения на территории России одни историки связывают с греческими священниками, приглашенными в X в. князем Владимиром для распространения христианства, 1 другие исследователи, ссылаясь на договор князя Олега с греками 911 г., полагают, что подобные пошлины существовали в России и до принятия христианства2. Данным договором предусматривалось освобождение русских купцов в Византии от уплаты мыта: «Да творять куплю, яко-же»3. Это условие подтверждает древний славянский обычай взимать торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, «а может быть, и за соблюдение порядка во время торговли».

    В XI - ХII веках возникают и быстро растут торгово-ремесленные центры - города, богатеет городская знать - бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Но постепенно единство Киевской Руси в ХI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться киевскому князю. В ХII - начале ХIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы феодалы на своих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. 

    Во время монголо-татарского ига  появилось слово «тамга», вскоре  им стали называть пошлину,  взимаемую при торговле на  рынках и ярмарках, а место  ее уплаты - таможней. Постепенно  за всеми сборами с товаров,  предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Но это не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова. Им не хватало одного пограничного характера. Они взимались везде где угодно: повсюду были заставы в городах, селах и слободах, на рынках и у ворот. Некоторые из указанных сборов, называемые «большой тамгой», уплачивались на границе. Однако ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Лишь со второй половины ХVI в. их начинают отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные книги. Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и торговые. Первоначально они взимались с известного количества товаров - с воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества.

   Один и тот же товар облагался  несколькими видами сборов, которые  взыскивались независимо друг  от друга. Некоторые сборы,  например, мостовщина, могли взиматься  с объекта продажи неоднократно.

    Законодательную основу торговой  и таможенной деятельности в  удельное время составляли грамоты  (ярлыки) монгольских ханов на  право торговли в Северо-Восточной  Руси, междукняжеские договоры, духовные  грамоты великих и удельных  князей и т.д.

   Несмотря на то, что удельный порядок ослабил и даже разрушил политическое единство Русской земли, ханские ярлыки свидетельствуют о том, что в XII –XV веках Северо-Восточная Русь представляла собой единую в торговом и таможенном отношении территорию.

    В постоянный торговый и таможенный союз Северо-Восточной Руси входили Москва, Тверь, Рязань, Псков и Новгород. В таможенной практике того времени господствовали «консервативные» начала. Так, вступая в договорные отношения с князьями С-В Руси, новгородцы стремились оградить себя от появления в их земле новых мытных застав и постоянно добивались, чтобы с новгородских купцов в суздальской земле взимались лишь мытные пошлины в размере двух векш (белок) с воза, ладьи, а также с короба хмеля и льна.

    Взаимные договорные грамоты великих князей московских с великими князьями тверскими и рязанскими также убедительно свидетельствуют о стремлении властей поддерживать прежней порядок в деле таможенного обложения и пресекать здесь любые возможные нововведения. Законодательство старалось лишь узаконить обычай. В договорах, заключенных в 1368 и 1375 гг. между московским  Дмитрием Ивановичем и тверским Михаилом Александровичем, а также в 1382 г. между Дмитрием Ивановичем и рязанским князем Олегом Ивановичем, говорилось, что князья взаимно обязываются оставить таможенные пошлины в том виде, каком они существовали при прадедах, дедах и отцах. Однако удельные князья не останавливались перед введением новых таможенных пошлин и сборов вследствие увеличения денежных требований со стороны ханов или в результате прямого их повеления. Великие князья обычно не препятствовали удельным князьям вносить частичные изменения и дополнения в местное пошлинное обложение, но законную силу такие нововведения принимали лишь с одобрения князя.

   В XIV веке наметилась тенденция к упразднению таможенных границ и созданию на северо-востоке Руси «единой таможенной территории»4 .

   Период раздробленности русского  государства характеризовался успешным  развитием торговых связей, особенно  с западными странами. В так называемые свободные города - Новгород, Псков, Смоленск и другие - иностранные товары ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей. Вопросы таможенного обложения в это время регламентировались, главным образом, двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами (договор Смоленска с Ригой и Готландом 1229 г., договорная грамота Новгорода с тверским князем Ярославом и т.д.)5 .

    Объединение русских земель вокруг Москвы, образование централизованного государства сопровождалось разработкой и проведением единой торговой и таможенной политики на его территории.

     Основным источником таможенного права становятся издаваемые великими князьями уставные грамоты, которые адресовывались отдельным городам и содержали сведения о сборах, подлежащих взысканию, их размерах, порядке уплаты, санкциях за уклонение от таможенного обложения. Особыми тарханными грамотами освобождались от уплаты пошлин монастыри,  духовенство, люди, оказавшие услуги государству. В рассматриваемый период таможенные сборы носили исключительно фискальный характер. Нередко их взимание передавалось на откуп. Все внимание государственной власти при установлении пошлин было сосредоточено на субъекте торговли.  Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Таможенное обложение для того времени оставалось чрезвычайно высоким. Так, согласно Новгородской таможенной грамоте 1571 г. с местных горожан брали пошлину в размере 0,75% от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2 %, с торговцев из других областей 4%, а с иноземцев 7%.

    Иван IV, реорганизуя местный аппарат, заменил систему кормлений земским самоуправлением и освободил от дорожных пошлин земских представителей при их поездках в Москву с денежным оброком. Таможенные служащие участвовали как свидетели в сделках феодалов по закабалению крестьянства в деревне. При покупке холопов составлялись грамоты и взыскивались пошлины.

     В Судебнике 1550 г. предусматривались таможенные сборы за клеймение лошадей, поскольку коневодство в условиях феодального государства было важнейшей отраслью хозяйства.

     В 1587 году Федор Иванович подписал грамоту товариществу французских купцов, по которой с них взималась лишь половина тех пошлин, которые были вынуждены платить другие торговые иноземцы7.

    Отдельные компании нидерландских  купцов также «пользовались правом  вести оптовую торговлю и уплачивать половину пошлины»8.

     В соответствии с Указом 1596 г. царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова все частные мыты были переданы в ведение голов и целовальников, которые были обязаны давать половину мытных денег владельцам мыт, а вторую половину передавать в казну. Англичане же добились расположения Бориса Годунова, и им была пожалована новая грамота, освободившая их от уплаты пошлин.9

    В 1603 году купечеству Любека  было пожаловано право свободного  приезда в пограничные и внутренние  русские города с платежом лишь весовых пошлин, кроме того в порубежных таможнях они избавлялись от осмотра и оценки привозных товаров.

     Таким образом, в 17 веке торговые иноземцы пользовались льготами в таможенном обложении со стороны русского государства, тамга с иностранных товаров во второй половине XVI века обычно составляла 4 деньги с рубля или 2 % с цены; также взималось осмничее, весче, рукознобное и пр10.

     Со второй половины XVII в. таможенные  пошлины стали важным орудием  экономической политики русского государства. В Уложении 1649 г. четко просматривается доминанта торгово-транспортных и финансовых интересов главным образом феодалов. С дворян и детей боярских, с иноземцев и со всяких служилых людей решено, так же как и с государевых гонцов, нигде “мыта, перевозу и мостовщины не брать”. Купцам такую привилегию не дали. В этом же документе была определена уголовная ответственность за нарушение ряда таможенных правил. Так, в нем предусматривалась наказуемость кормчества, под которым понималось незаконное производство, контрабандный ввоз и продажа спиртных напитков и других товаров, составлявших государственную монополию.

      Вслед за Соборным уложением,  упорядочившим фискальные обязанности  купечества, в 1653 г. вводится Таможенный устав, по которому пошлины с иноземцев были повышены. Важным шагом в становлении таможенного дела стало принятие Новоторгового устава в 1667 г., согласно которому были резко увеличены пошлины с иностранцев (почти в 4 раза), в пять раз повышена проезжая пошлина, введены запретительные тарифы на вино, сахар и другие товары. Торговля, которая велась иностранцами за наличный расчет, освобождалась от всяких пошлин, а таможенные налоги должны были уплачиваться только золотом и серебряными монетами «ефимками» (русское наименование иностранной серебряной монеты, оценивавшейся правительством в 50 коп. При размене ее на мелкие деньги казна получала на каждой монете прибыль в 41 коп., а при перечеканке в русские монеты из серебра — еще 14 коп), т.е. таможенные сборы приняли исключительно денежную форму.

      В рассматриваемый период не существовало различий в обложении товаров отечественного и иностранного происхождения. Последнее обстоятельство рассматривается некоторыми исследователями как свидетельство того, что таможенному праву предшествовало гостиное право, «регулирующее отношения иноземных гостей (купцов)». Это право «не знало равного отношения к соотечественнику и чужестранцу»6, причем неравенство не всегда устанавливалось в пользу своих граждан. Например, в царствование Ивана Грозного англичане получили право беспошлинной торговли в России, а также провоза через ее территорию товаров в азиатские страны. Русские купцы нередко были лишь перекупщиками у иностранцев.

     В период царствования Михаила Романова (1613-1645 гг.) пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии.

      Таким образом, в период  с X  до конца XVII века  прослеживаются  основные тенденции в деле таможенного обложения, где можно выделить период становления  и развития таможенных пошлин(X –XIV вв.), также период создания «единой таможенной территории» с едиными пошлинами (XIV –XVI вв.) и привилегии иностранцам. В XVII веке происходит складывание единой таможенной политики русского государства, регламентируемое таможенным уставом 1653 г. и Новоторговым уставом 1667 года. Принятием последнего устава завершился первый этап таможенных реформ, которые продлились до середины XVIII века, когда были ликвидированы внутренние таможни, отменена откупная система и таможенные органы превратились в государственный аппарат со своей структурой и управлением.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

С П И С О К   Л И Т Е Р  А Т У Р Ы 

  1.  Осокин  Е. Внутренние таможенные пошлины  в России. Казань, 1850. С.5.
  2. Габричидзе Б. Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. — М., 1993. С. 12.; Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. — С-Пб.,1886. С.1; Марков Л. Очерки по истории таможенной службы. — Иркутск, 1987. С. 24-25.
  3. Памятники русского права. — М., 1953. Т.1. С. 65.
  4. Шумилов М.М. История торговли и таможенного дела в России IX –XVII века.
  5. Козырин А. Н. Таможенное право России. — М., 1995. С.112.
  6. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. — М.-Л., 1924. С.5.
  7. Любименко И.И. История торговых отношений… С. 52.
  8. Демкин А.В. Западноевропейское купечество…Вып.1. С.35.
  9. Любименко И.И. История торговых отношений… С. 51.
  10. Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. — С-Пб.,1886. С.10

Информация о работе Основные тенденции в деле таможенного обложения