Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:28, доклад

Описание работы

Прежде чем мы приступим к анализу внешнеэкономической деятельности, необходимо определить ряд наиболее важных для этой темы понятий.
Внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

Работа содержит 1 файл

Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.docx

— 15.91 Кб (Скачать)

     1.1 Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 

     Прежде  чем мы приступим к анализу  внешнеэкономической деятельности, необходимо определить ряд наиболее важных для этой темы понятий.

     Внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической  деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней  торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и  инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

     Международная торговля – совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.

     Все взгляды на государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности можно разделить на 2 категории:

     а) Свободная торговля – согласно концепции  торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает наиболее высокого уровня материального благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной торговле, то есть при невмешательстве или ограниченном вмешательстве государства в торговую деятельность. Данная концепция была обоснована ещё классиками А. Смитом и Д. Рикардо на основе принципов абсолютных и сравнительных преимуществ1. Предполагается, что для международной специализации стран определяющими факторами являются природо-климатические факторы, а также различный уровень экономического развития стран, и страны должны производить именно ту продукцию, издержки на производство которой являются ниже, чем в других странах. Являясь противниками государственного вмешательства в экономику, сторонники свободной торговли полагали, что оно консервирует отсталость отраслей в стране. Принципов свободной торговли придерживаются в первую очередь сторонники монетаризма;

     б) Протекционизм – согласно концепции  протекционизма, государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности необходимо для поддержания и  развития отечественных производителей, для поддержания активного торгового  баланса. Сторонники кейнсианства и  институционализма являются приверженцами  концепции протекционизма.

     Концепции либерализма и протекционизма в  чистом виде являются диаметрально противоположными. Стоит отметить, что в чистом виде ни та, ни другая концепция не существует ни в одной стране мира с рыночной экономикой. Однако в зависимости  от экономических взглядов лиц, ответственных  за государственное регулирование, и от экономической конъюнктуры  эти концепции применяются на практике в разных пропорциях.

     Несмотря  на наличие различных взглядов на государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности, можно выделить несколько причин, почему государственное вмешательство  может быть просто необходимо.

     Во-первых, оно необходимо для поддержания  отечественных предпринимателей, которые  зачастую оказывают давление на правительства  своих стран, требуя ограничить свободную  торговлю. Во-вторых, свободная торговля не всегда способствует обеспечению  безопасности страны. К этому подталкивают и международные соглашения. Например, несмотря на перспективу получения  огромной прибыли, продажа ядерного оружия террористическим организациям запрещена международным законодательством  и национальным законодательством  всех стран. В-третьих, свободная торговля может привести к прекращению  деятельности целых отраслей промышленности, что приведёт к росту уровня безработицы  и падению уровня благосостояния населения. Наконец, свободная торговля не способствует развитию новых отраслей в экономике страны, для этого необходима протекционистская политика.

     Следует добавить, что свободная торговля в большей степени на руку и  более развитым, и, следовательно, конкурентоспособным  странам, в то время как протекционизм  более приемлем для экономически менее развитых стран.

     Государственное регулирование основывается на определённых принципах, заложенных в законодательных  актах государства, а также в  международных соглашениях. К основным принципам регулирования внешнеэкономической  деятельности относятся:

     -  внешнеэкономическая деятельность является составной частью внешней политики страны;

     -  приоритет экономических мер регулирования;

     -  единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за её реализацией;

     -  равенство прав и ответственности субъектов внешнеэкономической деятельности и защита их интересов государством;

     -  государственное вмешательство должно быть оправданным и не наносить вред участникам внешнеэкономической деятельности и населению в целом;

     -  обеспечение национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов страны, а также выполнение международных обязательств страны по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

     -  единство таможенной территории.

     Для государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности применяются определённые меры, или методы. Существует две  основные классификации методов  регулирования внешнеэкономических  отношений. Во-первых, они делятся  на административные (квотирование, лицензирование, введение эмбарго) и экономические, включающие в себя политику таможенных пошлин и сборов, политику банковской процентной ставки и политику курса валют. Однако мы проанализируем методы, используя другую классификацию, разделяя их на таможенно-тарифные и нетарифные.

Информация о работе Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности