Определение страны происхождения товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

Определение страны происхождения или «гражданства» импортируемых товаров необходимо для применения основных мер торговой политики, таких как тарифное регулирование, количественные ограничения, антидемпинговые и компенсационные пошлины, и охранных мер, а также требований в отношении маркировки товаров, подтверждающей их происхождение, правил, касающихся государственных закупок, равно как и для статистического учёта.

Работа содержит 1 файл

Определение страны происхождения товара22.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Определение страны происхождения  товара

Объемы перемещения  грузов через границы во всем мире с каждым годом возрастают, а вместе с этим возникает много проблем. Одной из ключевых является проблема определения страны происхождения  товара, перемещаемого через границу. В настоящей статье изложены теоретические основы определения страны происхождения товара в контексте преференциальных правил, в частности, понятие страны происхождения товара и методы определения достаточной переработки товара.

       Определение страны происхождения или «гражданства» импортируемых товаров необходимо для применения основных мер торговой политики, таких как тарифное регулирование, количественные ограничения, антидемпинговые и компенсационные пошлины, и охранных мер, а также требований в отношении маркировки товаров, подтверждающей их происхождение, правил, касающихся государственных закупок, равно как и для статистического учёта.

       Для этих целей страна происхождения  определяется в соответствии  с основными, или «непреференциальными» правилами.  Государства, в которых действуют «нулевые» или сниженные ставки пошлин на товары, ввозимые из отдельных стран, применяют иные, и часто отличающиеся от основных преференциальные правила определения страны происхождения для установления возможности ввоза товаров по льготным ставкам. Применение преференциальных правил позволяет ответить на вопрос о том, могут ли быть предоставлены тарифные преференции в отношении данного товара (то есть, «да» или «нет»), тогда как непреференциальные правила используются для установления собственно страны происхождения товара.

       Преференциальные правила определения страны происхождения позволяют предотвратить отклонение товарных потоков, а также ситуации, при которых в результате простой перегрузки товар, происходящий из страны, в отношении которой преференций по тарифу не предусмотрены, ввозится под видом товара, заявляемого, например, в качестве происходящего из страны-участницы зоны свободной торговли, с уклонением от уплаты таможенных платежей.

      Таким образом, роль преференциальных правил определения страны происхождения состоит в том, чтобы открывать доступ на рынок страны-импортёра товарам, действительно происходящим из государств-бенефициаров данной схемы преференциальной торговли. Это делает преференциальные правила определения страны происхождения неотъемлемой частью соглашений о взаимном предоставлении преференций, таких как двусторонние и региональные соглашения о создании зон свободной торговли, а также систем преференций, предоставляемых в одностороннем порядке промышленно развитыми государствами в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.

       Природа правил определения страны  происхождения и особенности  их применения могут иметь  серьёзные последствия с точки  зрения формирования товарных потоков, а также работы таможенных органов. Эти правила могут быть устроены таким образом, чтобы служить ограничением для развития торговли. Поэтому они могут быть использованы, и нередко используются, как инструмент торговой политики. Развитие соглашений о свободной торговле и связанных с ними правил определения страны происхождения увеличивает объём работы таможенных органов во многих странах, с неизбежными последствиями для хода торговли. Учитывая их большое потенциальное влияние, может показаться удивительным тот факт, что в течение почти пятидесяти лет с момента основания многостороннего, следующего определённым правилам механизма Генерального соглашения по тарифам и торговле /Всемирной торговой организации (ГАТТ/ВТО) не предпринималось серьёзных попыток унифицировать нормы в этой области и они не стали предметом реального и действенного многостороннего регулирования. Необходимо отметить, что в течение этого периода определение страны происхождения товаров стало представлять большие сложности в связи с тем, что изменения технологий производства, на фоне сокращающихся транспортных издержек, а также процесса глобализации, привели к разрыву производственных цепочек и перемещению различных составных элементов таких цепочек в другие страны и регионы мира. В результате, непросто подчас бывает установить, какой из элементов производственного процесса определяет страну происхождения товара, произведённого и подвергнутого дальнейшей переработке в нескольких странах.

Методы  определения страны происхождения товара

       Когда процесс изготовления товара  состоит лишь из одной фазы, или если он полностью получен/произведен  в одной стране, страну происхождения  товара бывает установить относительно  несложно.

       В основном это касается продукции  растительного или животного происхождения, выращенной или собранной в данной стране, а также товаров, произведённых из такой продукции, то есть товаров, не содержащих импортных компонентов или материалов. Обычно бывает достаточно подтвердить тот факт, что такой товар произведён в стране-бенефициаре соглашения о предоставлении преференциального режима.

       Для всех остальных случаев,  когда в производстве товара  участвуют две и более страны, правила определения страны происхождения  устанавливают методы, в соответствии с которыми принимается решение о том, в какой из данных стран товар был подвергнут достаточной переработке (sufficient working or processing) или существенной переработке (substantial transformation) (оба термина обычно используются как синонимы, имеющие одинаковое содержание). Под достаточной переработкой при этом понимается процесс, в результате которого товар приобретает своё основное (характерное) свойство.

       К сожалению, едва ли возможно  найти простое и универсальное  правило определения страны происхождения.  Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур устанавливает три основных подхода к определению страны происхождения товара: изменение классификационного кода товаров, правило адвалорной доли и выполнение определённых производственных операций.

Изменение классификационного кода товаров

       Товар считается происходящим  из данной страны, если он классифицируется  в товарной позиции, отличной  от позиций, в которых классифицируются  все импортированные материалы,  использованные для его производства. Этот метод является основым для работы по гармонизации непреференциальных правил определения страны происхождения, которая ведётся ГАТТ/ВТО и Всемирной таможенной организацией. Использование данного подхода стало возможным благодаря широкому распространению Конвенции о Гармонизированной Системе описания и кодирования товаров (ГС): примерно 200 стран мира классифицируют товары в соответствии с унифицированной системой товарных категорий.

       Однако существуют различные  подходы к вопросу о том, на каком уровне необходимо изменение классификационного кода для признания товара происходящим из страны, в которой товар был произведён или подвергнут переработке. Чаще всего правила устанавливают требование изменения кода на уровне любого из первых четырёх знаков, то есть изменение товарной позиции ГС.

       Таким образом, хотя, в принципе, изменение классификационного кода  товара могло бы служить простым  и универсальным методом определения  страны происхождения, на практике  вместо общего правила нередко действуют индивидуальные специфические правила. Тем не менее, критерий изменения классификационного кода товара, однажды установленный, обеспечивает ясность, недвусмысленность правил, понятных для участников ВЭД. Такие правила относительно просты в применении. С точки зрения представления документального подтверждения в данном случае необходимо, чтобы субъекты хозяйственной деятельности/участники цепочки торговых операций, связанных с производством товара, надлежащим образом фиксировали информацию о том, какой код имели импортные материалы и компоненты, и какой код имела произведённая продукция. Выполнение таких требований может не вызывать затруднений в ситуациях, когда поставщик готовой продукции напрямую закупает и ввозит материалы и компоненты, используемые затем для производства товара, но может оказаться непростой задачей, если импортные материалы закупаются у посредников в стране производства конечной продукции.

Правило адвалорной доли

       Когда стоимость используемых  материалов или добавленная стоимость в конкретной стране достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции, товар считается происходящим из этой страны. Этот критерий может быть сформулирован как минимальная доля в стоимости товара, которая должна быть добавлена в стране происхождения, или как предельно допустимая доля импортных материалов в стоимости всех материалов, из которых произведён товар или в стоимости товара.

       Подобно правилу изменения классификационного  кода товара, критерий добавленной стоимости имеет ряд преимуществ, связанных с ясностью и относительной простотой его применения. Однако на практике данный критерий может вызывать затруднения. Во-первых, возникает вопрос определения стоимости материалов, которая, в зависимости от условий поставки, будет иметь неодинаковую величину. Во-вторых, использование метода добавленной стоимости может повлечь за собой значительные дополнительные затраты для предприятий, которым потребуется сложная система учёта, которая бы позволяла адекватно фиксировать необходимую информацию. Наконец, определение страны происхождения по данному методу зависит от изменения факторов, из которых складывается себестоимость продукции в различных странах, таких как курсы валют, уровень оплаты труда и стоимость сырья. Например, производственные операции, дающие основание считать товар происходящим из одной страны, могут оказаться недостаточными, если они выполняются в другой стране из-за разницы в уровне оплаты труда.  Кроме того, одни и те же операции, обеспечивающие происхождение товара из данной страны в настоящий момент, с течением времени могут оказаться недостаточными в случае изменения курса валют.

Выполнение  определённых производственных операций

       Данный критерий определяет для  каждого товара или группы  товаров операции по их производству или переработке, при выполнении которых в данной стране товар считается происходящим из этой страны (позитивный критерий), или операции, не дающие оснований считать товар происходящим из данной страны (негативный критерий). При формулировании правил определения страны происхождения, основанных на таком критерии, может устанавливаться требование использования определённых материалов, происходящих из данной страны, или не допускаться использование определённых материалов, не происходящих из этой страны. Например, правила определения страны происхождения изделий одежды, ввозимых в страны Европейского союза (ЕС), устанавливают, что в качестве исходного сырья, для производства товаров должна использоваться пряжа. Таким образом, одежда, произведенная из ткани, не будет считаться происходящей из стран ЕС.

       Основное преимущество правил, основанных на критерии выполнения определённых технологических операций, состоит в том, что, будучи однажды установлены, они дают чёткое, не допускающее различных толкований, представление о том, каким критериям должен удовлетворять товар, что обеспечивает предсказуемость правил для производителей товаров. Вместе с тем, данная система имеет ряд недостатков, например, необходимость пересмотра критериев в связи с постоянным совершенствованием технологических процессов, а также требования к документационному обеспечению, в частности, актуализация описания производственных операций, выполнение которых может представлять сложности для предприятий. 

       Представляют интерес следующие примеры из мировой практики, хотя они и связаны с применением непреференциальных правил. С 1996 года в США стали применяться критерии происхождения текстильных изделий и одежды, в соответствии с которыми товары, ранее считавшиеся происходящими из ЕС, стали рассматриваться в качестве происходящих из стран Азии. Это повлекло за собой применение к ввозимым товарам количественных ограничений в соответствии с Соглашением о текстильной продукции и изделиях одежды. Кроме того, новые правила устанавливали требования маркировать товары, ранее имевшие маркировку «Сделано в Италии» (например, шёлковые платки), как товары, произведённые в Пакистане, с соответствующими последствиями с точки зрения спроса на данную продукцию, так как сведения о стране происхождения товара воспринимаются потребителем как указание на качество изделий.

       В конце 80-х годов, в ЕС  были пересмотрены правила определения  страны происхождения фотокопировальной  техники с тем, чтобы производственные  операции, выполняемые филиалами японских компаний в США, не давали оснований для того, чтобы товар считался происходящим из США.  Такие товары считались происходящими из Японии и подлежали применению антидемпинговых мер регулирования.

       Таким образом, один и тот же товар может считаться происходящим из данной страны в соответствии с одной системой определения страны происхождения, однако не удовлетворять требованиям, предъявляемым к стране происхождения, при использовании другой системы. Например, производитель товара в развивающейся стране может обнаружить, что товар может поставляться в ЕС с предоставлением преференций по тарифу в соответствии с Общей системой преференций ЕС, но что этот же товар не удовлетворяет правилам определения страны происхождения по Общей системе преференций США.

Информация о работе Определение страны происхождения товаров