Обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:28, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – на основе анализа действующей нормативно-правовой базы дать характеристику системы правового регулирования процедур обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Дать общую характеристику права на обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц.
Провести анализ нормативно-правовой базы процедуры обжалования.
Охарактеризовать механизм обжалования действий и решений таможенных органов, в частности:
выявить особенности внесудебного (административного) порядка обжалования.
определить характерные черты судебного порядка обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.

Содержание

Введение 4
1. Правовые основы обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации 9
1.1. Общая характеристика права на обжалование действий и решений таможенных органов 9
1.2. Анализ нормативно-правовой базы обжалования действий и решений таможенных органов 15
2. Механизм обжалования действий и решений таможенных органов 24
2.1. Особенности административного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 24
2.2. Характерные черты судебного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 38
3. Актуальные вопросы правового регулирования обжалования действий и решений таможенных органов 50
3.1. Анализ практики рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела 50
3.2. Основные направления совершенствования административного порядка обжалования действий и решений таможенных органов 52
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложение 73

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский  имени В.Б. Бобкова  филиал

Российской  таможенной академии

______________________________________________

Кафедра гражданско-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

на тему «Обжалование действий и решений 
таможенных органов Российской Федерации»
 
 
 
 
 
 

  Студент    Петруничева

  юридического  факультета (подпись) Полина

              Александровна  
 

  Научный    Р.В. Терентьев

  руководитель (подпись) канд. юрид. наук 
 

  «К защите допускаю»

  Заведующий кафедрой    А.В. Семенов

        (подпись) канд. юрид. наук,

     «__»____________2010 г. доцент 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010

 

 
СОДЕРЖАНИЕ
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Контроль  за соблюдением таможенного законодательства является одной из основных функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации.

     Выполнение  данной функции должно достигаться путем обеспечения исполнения законодательства как участниками внешнеэкономической деятельности, так и таможенными органами и их должностными лицами.

     Неисполнение  или нарушение законодательства приводят не только к потерям федерального бюджета, но и создают угрозу экономической безопасности России.

     Кроме того, несоблюдение законодательства непосредственно таможенными органами приводит к не менее существенным последствиям – к нарушению законных прав и интересов организаций и граждан государства.

     Несмотря  на принимаемые таможенными органами меры по совершенствованию технологий таможенного оформления, форм и методов таможенного контроля, повышению уровня квалификации должностных лиц таможенных органов, организация работы в таможенных органах по обеспечению соблюдения таможенного законодательства в настоящее время является не идеальной, что говорит о необходимости её корректировки.

     Практика  рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц показывает, что состояние законности при их принятии (совершении) в сфере таможенного дела может быть поднято на иной качественный уровень.

     Встречающиеся нарушение норм законодательства таможенными  органами и их должностными лицами приводят к ошибочным решениям, многочисленным жалобам участников внешнеэкономической деятельности и граждан, актам реагирования органов прокуратуры, негативной судебной практике, большим судебным издержкам.

     Это обусловлено незавершенностью процесса формирования нового российского таможенного законодательства, неверным толкованием и применением его материальных и процессуальных норм, низким уровнем правосознания и правовой культуры отдельных должностных лиц таможенных органов, а также населения страны в целом.

     Правовое  регулирование обжалования решений  таможенных органов представляет собой  реализацию общеправового принципа законности, одновременно являясь гарантией от возможных ошибок и формой контроля в сфере принятия решений таможенными органами и их должностными лицами.

     Всё вышеуказанное свидетельствует  об актуальности изучения правового регулирования обжалования действий и решений таможенных органов и необходимости формулировки основных предложений по совершенствованию данной сферы.

     Цель  дипломной работы – на основе анализа  действующей нормативно-правовой базы дать характеристику системы правового регулирования процедур обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.

     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Дать общую характеристику права на обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц.
  2. Провести анализ нормативно-правовой базы процедуры обжалования.
  3. Охарактеризовать механизм обжалования действий и решений таможенных органов, в частности:
  • выявить особенности внесудебного (административного) порядка обжалования.
  • определить характерные черты судебного порядка обжалования действий и решений таможенных органов Российской Федерации.
  1. Проанализировать практику рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц.
  1. Предложить основные направления совершенствования внесудебного порядка обжалования, системы правового регулирования в данной сфере.

     Такая постановка цели и задач определила структуру дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов и заключения.

     Объектом  исследования являются общественные отношения, связанные с обжалованием действий и решений таможенных органов.

     Предмет исследования составляют совокупность правовых норм таможенного, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального и других отраслей законодательства, а также правоприменительная и судебная практика.

     Методологической  основой исследования служит общенаучный диалектический метод и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, системно-функциональный, конкретно-социологический, исторический, анализа документов, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и другие научные методы познания социально-политических процессов.

     На  защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Проведенный анализ особенностей правового регулирования обжалования действий и решений таможенных органов РФ и их должностных лиц позволяет заключить, что национальное законодательство Российской Федерации в данной сфере деятельности в целом соответствует существующим международным стандартам.
  2. Выявлено, что правовая база обжалования действий и решений таможенных органов РФ весьма широка, но в достаточной степени однородна, основана на единых принципах регламентации соответствующих процедур обжалования.
  3. Анализ правовой базы обжалования действий и решений таможенных органов привел к выводу о том, что специфика правовой базы в данной сфере – в большом удельном весе ведомственных актов.
  4. Основу характеристики института обжалования действий и решений таможенных органов составляет выделение двух способов обжалования: судебного и внесудебного (административного, ведомственного).
  5. Можно сделать вывод о том, что использование правовых механизмов, заложенных в административном порядке обжалования, дает возможность экономии временных и материальных ресурсов, совершенствование данного порядка обжалования способствует повышению эффективности работы таможенных органов. Возможно выделение ряда преимуществ, присущих административному порядку обжалования.
  6. Отдельные особенности деятельности таможенных органов приводят к тому, что практика обжалования действий и решений самих таможенных органов и их должностных лиц является для таможенных органов негативной.
  7. Выявлено, что существуют серьезные отличия в результатах деятельности Северо-Западного таможенного управления (далее - СЗТУ) и таможен региона в сфере обжалования действий и решений таможенных органов, причины которых могут быть связаны с особым правовым статусом таможен, с недоверием участников внешнеэкономической деятельности, высоким порогом отказов в рассмотрении жалоб по существу.
  8. К числу мер, с которыми может быть связано совершенствование административного порядка обжалования действий и решений таможенных органов возможно отнести:
    • создание независимого от таможенной системы органа, правомочного рассматривать жалобы, который по существу не являлся бы судебным;
    • отнесение жалоб к объектам ведомственного контроля;
    • восполнение на законодательном уровне правового пробела в регламентации перечня оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу, минимизация количества таких отказов.

 

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ  ОБЖАЛОВАНИЯ 
ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Общая характеристика права на обжалование 
действий и решений таможенных органов

 

     Право граждан на обращение с жалобами на действия всех без исключения органов исполнительной ветви власти (в том числе и таможенных органов Российской Федерации) декларируется ст. 33 Конституции Российской Федерации (далее – Конституции РФ), принятой всенародным голосованием 12.12.1993, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

     Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее - ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ) регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ). Необходимо отметить, что в ФЗ РФ  от 02.05.2006 № 59-ФЗ под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба (ст.4 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ)1.

     Часть 1 статьи 2 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Указывается, что реализуется данное право гражданами свободно и добровольно (ч. 2 ст. 2 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ). В рамках ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливаются общие правила рассмотрения всех обращений, без явного разделения на указанные виды (предложение, заявления, жалоба)2.

     Кроме того, ст. 5 ФЗ РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ указывает на права, которыми обладает гражданин при рассмотрении обращения, а именно:

  1. Представлять дополнительные документы и материалы, обращаться с просьбой об их истребовании.
  2. Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает прав, свобод и законных интересов других лиц и если в этих документах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
  3. Получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
  4. Обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с его рассмотрением в административном и (или) судебном порядке.
  5. Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (право на отзыв)3.

     Специальным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения при обжаловании действий органов исполнительной ветви власти (в том числе и таможенных органов) путём обращения в судебные органы, является Закон Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» (далее - Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1). Ст. 1 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 говорит о том, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы4.

    Интересным  представляется тот факт, что в  вышеуказанной статье в качестве лиц, обладающих правом на обжалование  указаны только граждане (то есть физические лица) и не указаны лица юридические. Конституционный Суд Российской Федерации решил, что данная статья по своему конституционно-правовому смыслу предоставляет объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагает обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2004 № 213-О).

     Что касается таможенных органов, то указанные  общественные отношения урегулированы в Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 г. (далее - ТК РФ) в ст. 45-57.

    Ст. 45 ТК РФ предусматривает, что любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен5.

    Решения, действия (бездействие) таможенных органов  или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд. Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, арбитражный суд, рассматривается судом, арбитражным судом. Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяются законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах (ст. 46 ТК РФ)6.

Информация о работе Обжалование действий и решений таможенных органов Российской Федерации