Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Таможенное регулиров..docx

— 51.40 Кб (Скачать)

Введение.

   Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

   Главное внимание в деятельности таможни уделяется в первую очередь на практическую реализацию функций таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.

   В различные периоды истории нашего государства различными государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоположные задачи: фискальные, протекционистские и др. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства.

   Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать ее роль и значение в будущем.

   На данный период времени таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и задачи таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

  

   Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

   Таможенными органами являются:

1.федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2. региональные таможенные управления;

3.таможни;

4. таможенные посты.

   Деятельность таможенных органов основана на принципах:

1.законности;

2.равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод; 3.единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

4профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

5.ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;

6.единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

7.недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

8.совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской Федерации.

   Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

   Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

1.Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин 
2.Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу 
3Таможенный режим 
4.Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

    Под таможенно-тарифным регулированием следует понимать совокупность организационных, экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, которые так или иначе призваны способствовать защите национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров, а также обеспечивать источник пополнения доходной части федерального бюджета.

   В ходе применения таможенно-тарифного механизма решаются следующие основные задачи: регулятивная, торгово-политическая, фискальная.  Эффективность его использования во многом зависит от нормативного порядка и правил таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. 

  Таможенный тариф Российской  Федерации – свод ставок таможенных  пошлин (таможенного тарифа), применяемых  к товарам, перемещаемым через  таможенную границу Российской  Федерации и систематизированным  в соответствии с товарной  номенклатурой внешне-экономической деятельности (далее ТН ВЭД). ТН ВЭД определяется  Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

   Целями таможенного тарифа являются:

1.Рационализация товарной структуры ввоза иностранных товаров в Российскую Федерацию;

2.Поддержание рационального соотношения вывоза товаров и их ввоза, соотношения валютных доходов и расходов на территории России;

2.Создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, для защиты экономики России от неблагоприятного воздействия на нее иностранной конкуренции и для обеспечения условий эффективной интеграции страны в мировую экономику.

 

2. Правовое обеспечение исчисления  таможенных пошлин.

 

   Пошлины играют главную роль в адаптации товаров иностранного производства к условиям российского рынка и товаров отечественного производства к условиям мирового рынка. Следовательно, пошлины формируются в соответствии с условиями внешнеэкономической деятельности, и, вместе с тем, отражают особенности национальной экономики. Образно говоря, они составляют тот мостик, который соединяет национальную экономику с мировой, национальный рынок с мировым.

   Обоснование пошлин требует индивидуального подхода по каждому конкретному товару или группе товаров, а порой такой подход должен учитывать особенности жизненного цикла товара, т.е. является ли он прогрессивным, новым или морально устаревшим.

   Таможенная пошлина — это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Ее уплата носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

   Ставка таможенной пошлины — это указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию России или вывозимый с ее таможенной территории. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов.  

  В зависимости от способа их  исчисления различаются следующие  виды ставок таможенных пошлин:

1.адвалорные;

2.специфические;

3.комбинированные.

   В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

1.базовые — ими облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования;

2.преференциальные — эти ставки, как видно из названия, представляют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран.

3.максимальные — по этим ставкам рассчитываются таможенные пошлины на товары, происходящие из всех остальных государств, а также на те товары, страна происхождения которых неизвестна. Иногда эти ставки называют генеральными.

   Размер взимаемой ввозной пошлины зависит от страны происхождения товара и от торгового режима, предоставленного той или иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего благоприятствования.

  Таможенная пошлина отвечает основным налоговым характеристикам:

1.уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивает государственно-властным принуждением;

2.таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

3.поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для покрытия конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).

   По объекту обложения таможенные пошлины бывают:

1. импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске   их   для   свободного   обращения   на   внутренней   рынке   страны2. экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства;

3. транзитные пошлины которые   накладываются   на  товары,   перевозимые транзитом через территорию данной страны.

   Таможенные пошлины  делятся по происхождению:

1. автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних  решений органов государственной власти страны;

2. конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или  многостороннего  соглашения;

3. преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет 
расширения   их   экспорта.

   Кроме таможенных пошлин существуют еще - таможенные сборы, которые представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовое обеспечение  определения таможенной стоимости.

 

   Таможенная стоимость товара – это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации. Ее суть, назначение и методика определения рассмотрены в рамках следующей темы.

   Понятие «таможенная стоимость» имеет глубокое содержание, сложную структуру и двойственную природу: экономическую (стоимостной показатель, величина, используемая в качестве налоговой базы при исчислении таможенных платежей) и правовую (таможенно-правовая категория, характеризующая товар как предмет публично-правовых отношений). Научный интерес представляют функции таможенной стоимости, ее назначение, соотношение понятий «таможенная стоимость» и «таможенная оценка», цели и принципы определения таможенной стоимости товаров.

   Стоимость товаров, используемая в таможенных целях, — таможенная стоимость — представляет собой разновидность стоимости товаров, используемой в экономических и внешнеторговых целях, и потому таможенной стоимости свойственны признаки, характеризующие общее экономическое понятие стоимости товаров. Понятие таможенной стоимости по своему содержанию имеет двойственную природу - экономическую и правовую.

   Таможенная стоимость является одной из таможенно-правовых характеристик товара, стоимостным показателем. Особенность таможенной стоимости заключается в том, что она отражает стоимость товара, принятую в сфере публично-правовых отношений, а также в специальном функциональном назначении таможенной стоимости.

   Структуру таможенной стоимости можно определить как совокупность компонентов, составляющих ее величину, и представить в виде формулы: Таможенная стоимость = Основа + Дополнительные начисления — Вычеты Содержание каждого из компонентов, образующих структуру таможенной стоимости, зависит от направления перемещения оцениваемых товаров (ввоз/вывоз) и метода таможенной оценки.

   Таким образом, таможенная оценка представляет собой процесс определения, расчета таможенной стоимости товаров, а таможенная стоимость - результат этого процесса.

   Исследование принципов таможенной оценки имеет важное научное и практическое значение с точки зрения, во-первых, понимания содержания и назначения понятия таможенной стоимости; во-вторых, правильного применения правил и методов таможенной оценки, особенно в случаях, прямо не урегулированных законодательством.

Информация о работе Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования