Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:36, доклад

Описание работы

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3
Меры нетарифного регулирования…………………………………………………………………………….4
Административные и таможенные формальности…………………………………………….………9
Прочие нетарифные меры…………………………………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………………………………………..12

Работа содержит 1 файл

меры нетарифного регулирования доклад.docx

— 43.61 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский  филиал 
 
 
 

ДОКЛАД

по дисциплине «Основы таможенного дела»

на тему «Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности» 
 
 

                Выполнил: Прокопенко Р.Е., студент 1-го курса очной формы обучения факультета таможенного дела, группа 1.1 

                Проверил:_______________________________________________________________ 

                Оценка:

                Подпись

                ____________________________________

                «       »______________________2011г.

 
 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3

Меры нетарифного  регулирования…………………………………………………………………………….4

Административные  и таможенные формальности…………………………………………….………9

Прочие нетарифные меры…………………………………………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………………………………………………………..12

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Нетарифные  методы регулирования  внешнеэкономической  деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Цели  и задачи введения нетарифных мер

В соответствии с  международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях: введение временных  количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального  рынка, реализация разрешительного  порядка экспорта или импорта  отдельных товаров, которые могут  оказать неблагоприятное воздействие  на безопасность государства, жизнь  или здоровье граждан, имущество  физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

Задачи:

1. Выполнение международных обязательств

2. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров

3. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

4. Защита общественной морали и правопорядка

5. Защита культурных ценностей

6. Обеспечение национальной безопасности

 
 
 
 

Меры нетарифного  регулирования представляют собой  ограничения на ввоз в РФ и вывоз  из РФ товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений  экономической политики РФ, выполнения международных обязательств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ, защиты потребительского рынка  в качестве ответной меры на дискриминационные  или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с  федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ. К ним относятся  лицензирование, установление минимальных  и максимальных цен, разрешительная система и другие меры, доводимые  в установленном порядке до таможенных органов РФ. Принятию защитных мер  внутреннего рынка РФ должны предшествовать расследования, проводимые Министерством  торговли России, с предоставлением  материалов таких расследований  Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле. Примером косвенных защитных мер может  служить установление Государственным  таможенным комитетом России перечня  пунктов пропуска на таможенной границе  РФ, через которые только могут  вводиться подакцизные товары, подлежащие маркировке, - алкогольные товары и  табачные изделия. Другим примером косвенных  защитных мер может служить сертификация соответствия ряда товаров стандартам безопасности и качества.

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования  включают комплекс мер экономического, административного и технического характера (за исключением таможенного  тарифа), затрудняющих (ограничивающих) свободную торговлю между государствами. К нетарифным ограничениям экономического характера в мировой практике принято относить:

анти­демпинговые  меры;

различного рода налогообложения (налог на добавленную  стоимость с импорта, налог с  оборота, налог с продаж, акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы);

меры валютного  и финансового характера (налог  при операциях с иностранной  валютой или сбор за ее получение, система предварительной оплаты пошлин и налогов).

К барьерам административного  характера относят: запрещение импорта; количественные ограничения (индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты); лицензирование (разовые индивидуальные лицензии, генеральные лицензии, выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием и др.); «добровольные» ограничения (самоограничения) экспорта. К техническим и другим специальным требованиям, затрудняющим свободную торговлю между государствами, относят: национальные стандарты, системы сертификации продукции; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товаров. Нетарифные ограничения применяют многие страны как при экспорте, так и при импорте товаров и услуг.

Таможенный кодекс и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации включают в  себя осуществление мер нетарифного  регулирования внешнеторговой и  внешнеэкономической деятельности. Это применяемые государством меры экономического и административного  воздействия на импорт. Они неоднородны  по своему характеру и составу, поэтому  следует их дифференцировать.

Налоговое регулирование. В соответствии с ним осуществляется начисление и взимание таможенными  органами налогов, таможенных сборов и  других платежей (за исключением таможенных пошлин или наряду с ними) при  перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу  государства. Это налог на добавленную  стоимость и акцизный налог, сбор за выдачу лицензий, квалификационный аттестат специалиста по таможенному  оформлению, за таможенное оформление, хранение товаров и др.

Приведенные выше тарифные и налоговые меры, оказывая воздействие  на ценообразование, стоимость товара, носят экономический характер, поэтому  их причисляют к экономическим мерам  таможенного регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Административные  меры. Таможенный кодекс определяет их как «меры экономической политики». Они могут быть установлены в  целях ограничения ввоза, вывоза товаров, введения защитных мер, исходя из соображений экономической политики страны (в частности, путем квотирования, лицензирования отдельных категорий  ввозимых товаров и др.). В ст. 18 федерального закона от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» определена процедура принятия решений о  введении защитных мер в отношении  импорта товаров. Они могут быть применены, если импортом наносится  существенный ущерб или возникает  угроза его причинения производителям подобных или непосредственно конкурирующих  товаров на территории России.

Система экспортного  контроля действует в целях защиты национальных интересов страны при  осуществлении вывоза за ее пределы  вооружений, военной техники и  товаров двойного назначения (отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и военно-технической ин­формации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники).

Меры экономической  политики - ограничения на ввоз в  Российскую Федерацию и вывоз  из Российской Федерации товаров  и транспортных средств, установленные  исходя из соображений экономической политики Российской Федерации и могущие включать в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров  и транспортных средств может  быть запрещен исходя из соображений  государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и  археологического достояния народов  Российской Федерации и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов Российской Федерации на основании актов законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.

Указанные товары и  транспортные средства подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы территории Российской Федерации либо возврату на территорию Российской Федерации, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств.

Вывоз или возврат  товаров и транспортных средств  и производится лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком за собственный  счет. При невозможности или в  случае неосуществления немедленного вывоза или возврата товары и транспортные средства передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых  являются таможенные органы Российской Федерации. Предельный срок хранения таких  товаров и транспортных средств  на указанных складах составляет трое суток.

На ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться  ограничения ис­ходя из соображений  экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической ос­новы  суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего потре­бительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и между­народными договорами Российской Федерации.

При установлении указанных  ограничений выпуск подпадающих  под их действие товаров и транспортных средств производится таможенными органами Российской Федерации только при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Расходы, возникшие у лица, перемещающего товары, либо у перевозчика в связи с введением указанных ограничений, государственными органами Российской Федерации не возмещаются.

Таможенное оформление производится в порядке, определяемом Та­моженным кодексом и иными актами законодательства Российской Фе­дерации, в том числе Нормативными актами Государственного таможен­ного комитета Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, таможенное оформление товаров и  транспортных средств, перемещаемых через  таможенную границу Российской Федерации, может быть завершено только после  осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля.

Декларируемые при  ввозе на таможенную территорию товары, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь сертификат и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом. Сертификаты соответствия или свидетельства об их признании  представляются в таможенные органы вместе с таможенной декларацией.

К мерам прямого  ограничения относятся  лицензирование и  квотирование.

Лицензирование

Лицензирование как  мера государственного регулирования  внешнеторговой деятельности применяется  в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или  импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

Лицензирование в  сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих  случаях:

Введение временных  количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов  товаров;

Реализация разрешительного  порядка экспорта и (или) импорта  отдельных видов товаров, которые  могут оказать неблагоприятное  воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество  физических или юридических лиц, государственное или муниципальное  имущество, окружающую среду, жизнь  или здоровье животных и растений;

Предоставление исключительного  права на экспорт и (или) импорт отдельных  видов товаров (например, вооружения, военной техники);

Информация о работе Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности