Назначение таможенного дела в развитии экономики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 01:03, реферат

Описание работы

Таможенный союз -- форма торгово-экономической интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Работа содержит 1 файл

Назначение таможенного дела в развитии экономики РФ.rtf

— 156.78 Кб (Скачать)

Назначение таможенного дела в развитии экономики РФ 

Таможенный союз -- форма торгово-экономической интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. В прессе распространены неофициальные наименования «Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана», «Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России» и т. п. Межгосударственными соглашениями предусматривается также присоединение к союзу Киргизии[1].

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств -- членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства -- члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд, а Беларусь и Казахстан -- по $16 млрд к 2015 году.[2] Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза.[3] По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15 % роста ВВП стран-участниц к 2015 году. 
 
 

6 октября 2007 года в Душанбе Беларусью, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. 
 

Россия, московский аэропорт Шереметьево-E, зал прилёта. Выход для пассажиров, прибывающих из Казахстана -- теперь без таможенного досмотра, вследствие введения в действие Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России

28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

Весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Беларуси.

В июне 2010 года Беларусь подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза[6].

1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана.

6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза[7].

1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[8].

1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[9].

19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу.[1]. 

C целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства создается Евразийская экономическая комиссия(ЕЭК).Она станет преемницей комиссии Таможенного союза, деятельность которой, согласно статье 39 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, прекращается 1 июля 2012 года[источник не указан 110 дней]. Председателем коллегии ЕЭК назначен министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. В совет ЕЭК войдут по одному представителю от каждого государства-члена на уровне вице-премьеров. Коллегия комиссии станет постоянно действующим профессионально-исполнительным органом из девяти членов (по тот каждой страны). Предусмотрена ротация председателей коллегии раз в четыре года. 
 
 

Экспорт

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

Импорт

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

Так же при оказании работ и услуг на территории РФ, налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации

Со временем к Таможенному союзу могут присоединиться другие члены в частности, Таджикистан.

26 июля 2010 года президент Сирии Башар Асад выразил интерес Сирии о вступлении Сирии в Таможенный союз[11].

В октябре 2011 года ранее начатые переговоры о присоединении Сирии к Таможенному союзу были продолжены[12], был разработан проект договора о создании зоны свободной торговли[13].

Новая Зеландия и Вьетнам планируют заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным Союзом[14].

24 октября 2011 года Молдова начала изучение вопроса о присоединении к Таможенному союзу. За присоединение высказалась крупнейшая партия парламента -- партия коммунистов во главе с экс-президентом Молдавии Владимиром Ворониным, а также внепарламентская Социал-демократическая партия. Европейский союз незамедлительно отреагировал на данные события, сказав, что в случае вступления в ТС, льготный режим торговли с ЕС у Молдовы отберут.[15].

8 декабря 2011 года президент Узбекистана Ислам Каримов заявил о том, что Узбекистан не будет присоединяться к Таможенному союзу и другим межгосударственным объединениям, поскольку «не исключается, что они выйдут за рамки экономических интересов и приобретут политическую окраску и содержание»[16].

[править]Таможенный союз и ВТО 

Создание Таможенного союза и достаточно быстрое его оформление поначалу вызвало негативную реакцию ВТО, также высказывались опасения по поводу того, что правила ТС не смогут соответствовать правилам ВТО, а следовательно переговоры единый Таможенный союз вынужден будет начинать заново. Однако страны западной Европы и США быстро осознали угрозу невступления России в ВТО и согласились пойти на множество уступок в рамках переговоров. Так, России удалось отстоять свои интересы, отклонив претензии Финляндии по пошлинам на лес и изделия из дерева, а также требования стран Европы относительно пошлин на автомобили и комплектующие. За Россией остались права достаточно медленного снижения пошлин и относительно крупных субсидий во множество секторов экономики в течение 5-7 лет.[17]

Беларусь и Казахстан ведут переговоры о вступлении в ВТО самостоятельно. По словам главы российской делегации Максима Медведкова «Казахстан вскоре после вступления России в ВТО, также станет членом этой организации». В то же время переговоры Белоруссии идут очень медленно и могут завершиться достаточно нескоро.[18] 

ВТО

Неочевидные выгоды 

Среди самых очевидных плюсов вступления в ВТО - момент политический, поскольку быть членом этого клуба как минимум почетно. Это добавит очков престижу страны в глазах иностранных инвесторов и рейтинговых агентств, и, возможно, приведет к увеличению инвестиций извне. 

Другой немаловажный момент - Россия вместе с членством в организации получает рычаги и механизмы воздействия ВТО на своих партнеров за рубежом. В частности, теперь Россия сможет защищать российских металлургов, которых несправедливо притесняют на Западе, заставляя торговать на невыгодных условиях, или и вовсе ограничивая их деятельность (например, в тех же самых США). 

Собственно, металлургическая отрасль и является главным бенефициаром вступления России в ВТО. Именно ей откроются новые рынки и возможность поставок по более выгодным (нежели сейчас) условиям. Тем не менее эксперты банка HSBC в своей аналитической записке указывают, что "эффект ВТО" для российской металлургии окажется, скорее всего, меньше ожидаемого. Так, если экспортная выручка российских металлургов и объемы производства в отрасли и будут расти, то не сразу и не сильно. 

По расчетам Всемирного банка, умеренно позитивное влияние испытают также химическая и угольная промышленность, телекоммуникации, транспорт и грузоперевозки, торговля и финансовая сфера. Предполагается, что в сфере услуг с открытием рынка заколосится могучая конкуренция, разовьется инфраструктура, и из традиционного "дешево и сердито" мы получим сервис на мировом уровне. 

В дополнение ко всему рост ВВП должен ускориться: в среднесрочной перспективе "добавка" от ВТО составит 3%, а с годами - целых 11%. 

Впрочем, весь этот позитив возможен лишь при дальнейшей либерализации российской экономики, улучшении делового климата и устранении административных барьеров. Иными словами, само по себе вступление в ВТО не сделает Россию привлекательной и развитой, оно лишь создает предпосылки, а дальше придется потрудиться самим. И учитывая текущие "успехи" российских властей на этом поприще, есть риск и не почувствовать разницы в обозримой перспективе. 

Приятным бонусом может стать и отмена злополучной поправки Джексона-Вэника, введенной США еще во времена СССР и ограничивающей торговлю с российскими компаниями. Президент США Барак Обама в связи со вступлением России в торговую организацию лично пообещал приложить все усилия для отмены этого досадного атавизма, который хоть и не используется с 1994г., но служит определенным отравляющим моментом в отношениях двух стран. Однако если раньше США использовали ее как пряник, которым обещали поощрить Россию за хорошее поведение, то теперь отмена поправки в интересах самих Штатов: в рамках ВТО она будет прямым нарушением с их стороны. 

Автоминусы 

Минусов, на взгляд того же непредвзятого Всемирного банка, вроде бы меньше, чем плюсов. От вступления в ВТО пострадают в первую очередь машиностроение, пищевая и легкая промышленность. Все вместе они вносят всего 4% в ВВП, отмечают специалисты ВБ. 

Однако дьявол, как водится, кроется в деталях, и целые виды промышленности оказываются под угрозой. Начнем с машиностроения: вступление России в ВТО грозит если не похоронить совсем, то заметно усложнить жизнь производителей грузовиков, легковых автомобилей и сельскохозяйственной техники. Отечественные предприятия этой отрасли и так не сильно-то шикуют и выживают в основном за счет защитных пошлин да госзаказа (в случае с АВТОВАЗом - госстимулирования). Давайте смотреть правде в глаза: наша техника неконкурентоспособна в большинстве случаев, и при прочих равных участь ей уготована незавидная. 

Первыми пострадают производители грузовых автомобилей. К примеру, пошлины на новые самосвалы от 20 тонн упадут после вступления с нынешних 25% до 15%, а через 3 года и вовсе опустятся до смешных 5%. При этом пошлины на подержанную технику того же типа возрастом 3-5 лет упадут вдвое (с 30% до 15%), а еще через три года снизятся до 10%. Дополнительную ставку за кубометры двигателя отменят совсем. 

В результате открытие рынка приведет к массовому появлению на нем дешевых, хотя и менее надежных китайских грузовиков; одновременно цены на хорошие импортные аналоги тоже перестанут быть кусачими, и отечественная продукция чуть ли не впервые в жизни окажется в жесткой конкурентной среде. 

Чуть получше обстоит дело с новыми легковыми автомобилями. Снижение пошлин там будет более плавным - с 25% до 15%, причем растянутое на 7 лет, из которых основное сокращение придется на последние три года. Пошлины на подержанные авто сократятся до 20% после переходного периода. В конечном итоге иномарки станут доступнее, разве что у АВТОВАЗа и иже с ним есть весомый временной задел на модернизацию и подготовку к новым, более трудным условиям. 

В плюс российским властям в этом смысле можно занести их усилия по заманиванию иностранных автопроизводителей: многие из них не только построили тут заводы, но и взяли на себя довольно жесткие обязательства по числу выпускаемых машин и промсборке. Это создает новые рабочие места и налоговую базу, которых бы не было, вступи Россия в ВТО чуть пораньше - импорт для иностранных концернов был бы проще и дешевле. 

Сельский вопрос 

Сельское хозяйство, пожалуй, один из самых больных вопросов при вступлении в ВТО. Средняя "температура по больнице" выглядит опять же приемлемо: по документам, импортная пошлина в среднем по сельскохозяйственным продуктам не будет превышать 10,8% (сейчас - 13,2%), однако на деле отдельным видам деятельности придется туговато. 

Информация о работе Назначение таможенного дела в развитии экономики РФ