Направления повышения эффективности таможенной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно - тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу. Для таможенных органов существует две основные задачи – обеспечить надлежащий уровень содействия для международного торгового сообщества, и обеспечить соблюдение регулятивных требований.
Актуальность выбранной темы на современном этапе развития таможенного дела сложно переоценить.
В любой системе управления для обеспечения эффективности деятельности и принимаемых решений анализ присутствует всегда.

Работа содержит 1 файл

Гайворонская А. В. ГИЭиП.doc

— 199.50 Кб (Скачать)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

 

ГУКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

КАФЕДРА КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Экономика таможенного дела»

 

На тему: Направления повышения эффективности таможенной деятельности

 

 

Выполнила работу

студентка 232-к группы                                                                               А. В. Гайворонская

 

 

Руководитель работы

к. э. н., ст. преподаватель                                                                                 С.В Вишнякова

 

 

 

 

 

Работа допущена к защите   «____»___________г.

 

 

 

 

Работа защищена с оценкой       __________         «____»_________________г.       

 

 

 

Гуково

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….……………….…5

1.                  ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………..…..6-22

  1.1. Оценка эффективности таможенной деятельности……………….6-8

  1.2. Показатели, характеризующие эффективность таможенной деятельности…………………………………………………………………..…8-16

  1.3. Критерии показателей результативности таможенной деятельности…………………………………………………………………….16-21

  1.4. Группы показателей результативности и эффективности таможенной деятельности……………………………………………………...21-22

2. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГУКОВСКОМ ТАМОЕННОМ ПОСТУ…….….22-31

  2.1. Краткая характеристика Гуковского таможенного поста…….…22-24

  2.2. Организация аналитической деятельности на Гуковском таможенном посту………………………………………………………………24-27

  2.3. Информационно-аналитические технологии, принципы и процессы аналитической деятельности Гуковского таможенного поста………………27-31

3.                  ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУКОВСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА……….35-42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...43-44

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….45-46

 

 


Введение

Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно - тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу. Для таможенных органов существует две основные задачи – обеспечить надлежащий уровень содействия для международного торгового сообщества, и обеспечить соблюдение регулятивных требований.

Актуальность выбранной темы на современном этапе развития таможенного дела сложно переоценить.

В любой системе управления для обеспечения эффективности деятельности и принимаемых  решений анализ присутствует всегда.

Большая часть проблем в таможенных органах имеет комплексный, междисциплинарный характер, а это означает, что для их решения потребуются новые технологии, способствующие реализации интеллектуального потенциала не только отдельного отдельного таможенного органа, но и всех таможенной системы в целом. А это означает, что роль аналитической составляющей в процессах обработки информации будет всемерно возрастать. Аналитика является концептуальной основой современных интеллектуальных технологий; освоив ее методологию, ознакомившись с многообразием аналитических технологий и принципами организации аналитической деятельности, таможенная организация перейдет на новый более качественный уровень

Задача аналитического обеспечения управленческой деятельности состоит в том, чтобы лица, принимающие решения, располагали необходимым и достаточным для принятия решения объемом информации. На государственном уровне этот баланс призваны обеспечивать аналитические службы и подразделения, на уровне субъектов административно-хозяйственной и экономической деятельности – информационно-аналитические отделы, экспертные группы, советы директоров и иные организационные единицы.

В таможенной службе назрела необходимость решительной смены приоритетов в части, касающейся её информационно-аналитического обеспечения: настало время перейти от экстенсивного накопления и потребления потоков необработанных вербальных данных к новым информационно – аналитическим технологиям, созданию центров их внедрения и использования. На современном этапе это достижимо при создании условий для эффективного информационного сотрудничества – конкуренции аналитических центров за счет развития их телекоммуникационного обеспечения и совершенствования их методологической и технологической базы поддержки информационно – аналитической работы с целью развития и максимально полного использования интеллектуального потенциала их сотрудников на пользу общества.

Актуальность проблемы, обусловленная недостаточной научной разработанностью ее отдельных аспектов, предопределила выбор темы, цели и задач, объекта и предмета диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в разработке методического подхода к оценке эффективности деятельности таможен как подсистемы инфраструктурного обеспечения предпринимательства.

Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:

- определить место и роль таможен в системе инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности;

- проанализировать существующие подходы к оценке эффективности деятельности таможен и рассмотреть возможность использования данного опыта в современных условиях;

- исследовать специфику функционирования и оценки эффективности деятельности таможни как бюджетного учреждения по созданию условий для развития предпринимательства;

- проанализировать влияние реализуемых таможней функций на результат деятельности предпринимательских структур;

- сформулировать требования к отбору оцениваемых результатов и затрат деятельности таможни;

- сформировать систему показателей, на основе которой разработать обобщающий показатель результата деятельности таможни;

- провести сравнительную оценку эффективности деятельности таможен ДВФО по обеспечению экспортно-импортных операций предпринимательских структур.

Объектом исследования является деятельность таможен как подсистемы инфраструктурного обеспечения предпринимательства.

Предмет исследования - теоретические и методические аспекты оценки эффективности деятельности таможен как подсистемы инфраструктурного обеспечения предпринимательства.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы явились положения экономической теории, исследования отечественных и зарубежных ученых, представленные в виде научных статей, монографий, научно-исследовательских работ, учебных изданий по вопросам формирования систем показателей, управления и оценки эффективности деятельности социально-экономических объектов, а также федеральные законы Российской Федерации (РФ) в области таможенного дела, нормативные и иные правовые акты ФТС России.

При проведении данного исследования использованы системный подход, метод экспертных оценок, метод сравнения и аналогий, приемы логического мышления, метод обобщения и другие статистические методы.

Информационной базой исследования явились данные периодических изданий, материалов научно-практических конференций, семинаров, статистические данные таможенных органов РФ, информационные ресурсы сети Интернет.

 

 

 


1.  ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Оценка эффективности таможенной деятельности

Добиться соответствия качества и объема таможенных услуг потребностям предпринимательства возможно с помощью инструментария, позволяющего управлять эффективностью их предоставления. К числу важнейших инст-рументариев управления относятся методы оценки эффективности, посредством которых должны оцениваться не столько результаты деятельности, обеспечивающие собственное развитие таможенных органов, а, в первую очередь, результаты, определяющие создание условий для осуществления предпринимательской деятельности.

В то же время в существующих подходах к оценке эффективности деятельности таможен проблема установления взаимосвязи между эффективностью функционирования таможен и эффективностью функционирования предпринимательских структур не решена.И в теории, и в практике существуют различные подходы к количественной оценке эффективности таможенной службы1. Один из применяемых подходов опирается на рассмотрение таможенного дела как производственной деятельности, связанной с оказанием услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой эффективности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопоставления результата и затрат.

В качестве показателей в этом случае используется отношение общих доходов таможенной службы (суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет) к общим фондам, которым располагают таможенные органы для осуществления административно-производственной деятельности и оплаты труда, либо удельная сумма перечислений в бюджет в расчете на одного сотрудника, либо другие аналогичные показатели.

Существенным недостатком такого метода является то, что его можно применять только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить. В данном случае объёмы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пределами непосредственного влияния таможни, и лишь в малой степени они зависят от самой таможни. В условиях финансового кризиса таможенные платежи упали на 25-30 процентов, но это совсем не значит, что таможенники стали работать хуже.

В наиболее приемлемом варианте подобный метод сопоставления результата и затрат можно использовать при оценке эффективности внедрения работы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на таможенных постах. Результатом работы ИДК является выявление контрабандных товаров, который можно выразить в денежном измерении, а именно в виде сумм таможенных платежей, которые взыскиваются в бюджет по таким товарам. Известны и затраты федерального бюджета, направленные на закупку ИДК. Эффективность работы ИДК можно оценить, соотнеся результаты их работы и затраты на их закупку, установку и эксплуатацию. В данном случае можно также посчитать сроки окупаемости ИДК.

Данный подход можно применить и при расчете эффективности переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе4. В самом деле, достаточно легко оценить затраты на обустройство новой приграничной таможенной инфраструктуры – это делается на основании аналогичных действующих объектов. Кроме того, можно достаточно точно спрогнозировать возможное изменение доходной части федерального бюджета за счет этого переноса. Не представляется сложным и рассчитать сроки окупаемости этого проекта (концепции).

Другим подходом, используемым при оценке эффективности управленческих структур, является рассмотрение таможенного дела как выполнение определённой совокупности государственных функций. При таком подходе эффективность оценивается как степень достижения поставленных целей (результативность). Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко[1] .

Исходя из таможенного законодательства и на основании Положения о таможенной службе6, у ФТС имеется не одна цель, а несколько. Эффективность работы таможенных органов необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает эффективность исполнения одной из задач или одной из целевых функций.

Ключевым (интегральным) показателем при оценке эффективности таможенного администрирования и контроля является эффективность с точки зрения важнейших социально-экономических потребностей народного хозяйства. Другими словами, потенциал таможни и её деятельность должны оцениваться исходя из того, какой вклад она вносит в решение стратегических народнохозяйственных задач.

1.2.           Показатели, характеризующие эффективность таможенной деятельности

Таможня является частью системы народного хозяйства страны. А это значит, что её целевые установки и соответственно деятельность в стратегическом, тактическом и оперативном разрезе должны быть органично “встроены” в цели социально-экономического развития страны. При этом степень этой “встроенности”, выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом оценки её эффективности.

Исходя из народнохозяйственных целей, можно выделить, как минимум, шесть агрегированных элементов оценки эффективности таможенных органов:

- эффективность таможенной политики;

- эффективность таможенного администрирования;

- эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы;

- эффективность использования информационных таможенных ресурсов;

- эффективность использования материально-технической базы таможенных органов;

Информация о работе Направления повышения эффективности таможенной деятельности