Международные и российские метрологические организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы выступает изучение различных международных и российских метрологических организаций, их роли в обеспечении успешной работы единого механизма реализации политики в области стандартизации.
Нормативной базой для работы послужили различные теоретические источники по теме исследования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….………
Понятие и цели стандартизации …......……………………………………...
Государственное управление стандартизацией в России ….............
Государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов в Российской Федерации ………...….…………………………………....
Международные стандарты на системы качества….……………....…
Международные метрологические организации …..……………....…
Заключение…………………..………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….

Работа содержит 1 файл

Tovarovedenie i ekspertiza v tamojennom dele_kontrolnaya_ZaicevMN_269451.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

- принятие правил создания, утверждения и хранения эталонов единиц физических величин;

- обеспечение руководства деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;

- осуществление государственного метрологического контроля;

- принятие и утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений;

- принятие и утверждение государственных эталонов, находящихся в ведении Госстандарта России;

- сертификация технических устройств как средств измерений;

- организация и координация деятельности государственных метрологических центров, Государственной метрологической службы и ее органов, Государственной службы времени и частоты, Государственной службы стандартных образцов, Государственной службы стандартных справочных данных;

- аккредитация государственных центров испытаний средств измерений;

- аккредитация метрологических служб юридических лиц на осуществление права проверки средств измерений;

- утверждение типа средств измерений;

- ведение государственного реестра и т.д.

Госстандарт РФ и специализированные органы госконтроля имеют соответствующие территориальные органы в республиках, краях, областях и городах. Территориальные органы государственного контроля и надзора - Российский центр испытаний и сертификации (Ростест - Москва) и Центр испытаний и сертификации - (Тест - Санкт-Петербург).

Государственный контроль и надзор проводится должностными лицами Госстандарта РФ, а также других органов государственного управления и их территориальными подразделениями. Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора реализуется:

главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами;

главными государственными инспекторами республик в составе  Федерации, краев, областей, округов и городов по надзору за государственными стандартами;

государственными  инспекторами по надзору за государственными стандартами.

Имеются и иные органы данного вида контроля, например, хорошо известная Госторгинспекция (Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле). Она имеет право осуществлять контроль за качеством и безопасностью товаров народного потребления. Следовательно, компетенция Госторгинспекции распространяется только на требования по безопасности, а не на все обязательные требования государственных стандартов.

При выявлении  нарушений инспектирующим составляется акт, который является основанием для принятия мер воздействия. Порядок рассмотрения дел о наложении штрафов, формы и порядок выдачи различных предписаний регулируются Постановлением Госстандарта России от 02.09.97 293 и обязательны для всех субъектов хозяйственной деятельности, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

В круг объектов государственного надзора, проводимого  государственными инспекторами, входят:

продукция отечественных предприятий;

импортная продукция;

услуги;

техническая документация на продукцию.

 

4. Международные стандарты на системы качества

Углубление  и расширение международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности обеспечило перевод работ по международной стандартизации на более высокий уровень. При этом качественно новый этап в области стандартизации на многосторонней основе характеризуется заметным количественным, структурным и функциональным ростом.

Сегодня рассмотрением вопросов, связанных со стандартизацией, из 4,5 тысяч всех международных организаций занимаются боле 400. Начало международного сотрудничества в области стандартизации относится к 1921 году. Работа активизировалась уже после окончания Второй мировой войны. В 1946 году под эгидой ООН была создана Международная организация по стандартизации (ИСО). Главная цель ИСО - содействие развитию стандартизации в мировом масштабе с целью упрощения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в сфере интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности. При этом в круг компетенции ИСО входит:

принятие мер, направленных на упрощения, совершенствование  методов согласования стандартов во всех областях их применения в мировом масштабе;

разработка, принятие международных стандартов, их информационное обеспечение;

организация внутренних информационных потоков;

налаживание сотрудничества с другими международными организациями для совместного решения смежных вопросов.

Российская Федерация представлена в ИСО Госстандартом России.

Высшим органом  ИСО является Генеральная Ассамблея. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи деятельностью организации руководит Совет во главе с президентом ИСО. Рассмотрением и подготовкой решений по конкретным вопросам занимаются постоянные и временные комитеты Совета.

В последнее  время во всех развитых странах концентрируются  усилия по разработке и внедрению  на предприятиях современных систем качества. В ряде стран Западной Европы и в США введены национальные стандарты, определяющие параметры этих систем. С целью упорядочения подхода к решению вопроса качества, на основе обобщенного опыта ряда стран в 1987 году были обнародованы стандарты ИСО серии 9000, направленные на обеспечение сочетаемости базовых принципов национальных систем обеспечения качества.

В условиях жесткой  конкуренции на мировом рынке  производители просто вынуждены  осваивать стандарты ИСО и  других международных организаций, чтобы выжить, поддерживать конкурентоспособность своих товаров на высоком уровне. Как следствие в процессе разработки международных стандартов сталкиваются интересы, идет упорная борьба за принятие тех или иных формулировок требований стандартов в пользу отдельных стран или отдельных крупнейших мировых производителей.

В тоже время  международные стандарты ИСО  не являются обязательными. По усмотрению конкретной страны они применяются отдельными разделами или приняты в целом.

Госстандарт России, являясь национальным органом по стандартизации, стремится расширить свое участие в развитии международного сотрудничества в области стандартизации. Важным моментом для решения экономических и социальных задач страны, успешного продолжения реформ может стать участие Российской Федерации во Всемирной торговой организации (бывшей ГАТТ - Генеральное соглашение по тарифам и торговле). Интеграция экономики России в эту международную организацию, включающую более 100 стран мира, несмотря на имеющиеся сложности в приведении национальных законодательных актов и нормативных документов в соответствие с требованиями ВТО, отвечает долгосрочным интересам нашей страны.

Таким образом, развитие системы стандартизации в  России идет по пути устранения технических барьеров в торговле (для отечественной и импортной продукции), посредством согласования государственных стандартов РФ с национальными стандартами других стран. Следует отметить, что процесс прямого применения международных стандартов в качестве государственных стандартов России в дальнейшем будет расширятся, а его роль возрастать.

В развитых странах  национальные стандарты по управлению качеством функционируют с середины 70-х годов. Они разрабатывались  и внедрялись в важнейших отраслях промышленности в целях обеспечения  качества на этапах разработки (проектирования) и производства в таких отраслях промышленности, как авиация, космонавтика, ядерная энергетика, производство техники военного назначения и т.д. Однако в новых условиях сложилась ситуация, потребовавшая разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством. Необходимо было устранить различия, привести в соответствие с международными требования национальных систем. В этой связи в составе ИСО был образован ТК 176 "Управление качеством и обеспечение качества " для стандартизации и согласования основополагающих принципов на системы качества.

В 1987 году ИСО /ТК 176 официально обнародовал первые пять стандартов МС ИСО серии 9000., в которых были установлены основные требования к формированию общих программ управления качеством как в промышленности, так и в сфере обслуживания.

Стандарт МС ИСО 9000 рекомендует выбор конкретной системы качества. При этом учитываются следующие критерии отбора:

степень сложности процесса проектирования;

степень завершенности  проекта (по результатам испытаний  или эксплуатации продукции);

степень сложности  производственного процесса (возможность  осуществления освоения новых процессов, их разнообразие и количество);

характеристики  изделия;

экологические показатели и т.д.

Стандарт ИСО 9000 включает основные принципы политики руководства и обеспечения качества. Он объясняет правила использования трех моделей из ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003, а также взаимосвязь между различными понятиями в области качества. Стандарт содержит новое понятие соответствия системы качества и продукции поставщика (изготовителя) установленным требованиям МС ИСО 9000. "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".

Стандарт ИСО 9001 приводит требования демонстрации способности поставщика разрабатывать  и поставлять продукцию, определяет критерии системы качества. Данная модель ставит поставщика в наиболее жесткие рамки. МС ИСО 9001. " Система качества . Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".

Стандарт ИСО 9002 - промежуточная модель по уровню требований к поставщику. Стандарт содержит требования по качеству, предусматривающие возможность осуществления поставщиком надзора за главными технологическими процессами при приемке конечного продукта, если это предусмотрено по контракту. МС ИСО 9002. "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".

Стандарт ИСО 9003 - наименее требовательная к поставщику. Для решения вопроса о приемке поставщик должен продемонстрировать способность проводить контроль и окончательные испытания конечного продукта. МС ИСО 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

Стандарт ИСО 9004 включает все элементы системы  качества. Имея полное представление о работе предприятия, изготовитель должен выбрать набор соответствующих элементов для каждого этапа производственного процесса, с целью повышения экономического эффекта при сокращении затрат на реализацию проекта обеспечения качества.

При этом характерная  особенность перечисленных моделей системы качества по стандарту ИСО заключается в предупреждении дефектов изделий на этапах их разработки и производства, направленность систем качества на удовлетворение требований потребителя.

Для того чтобы  отвечать различным требованиям, оговариваемым при заключении контракта, упомянутые модели системы качества по стандарту ИСО имеют все возможности :

представьте доказательства, что поставка отвечает сформулированным требованиям (модель по стандарту ИСО 9003);

приведите аргументы, что ваша организация производственного процесса позволит вам осуществить поставку с заданными параметрами (модель по стандарту ИСО 9002);

докажите, что  возможно осуществление надзор за поставкой, начиная с момента ее разработки (модель по стандарту ИСО 9001).

Таким образом, предприятия осваивающие системы качества имеют широкую возможность выбора. Они могут либо включать в систему все этапы жизненного цикла продукции, например, от стадии ее проектирования до эксплуатации (МС ИСО 9001), либо ограничиться только частью из них, выбрав лишь контроль качества конечной продукции (МС ИСО 9003).

Стандарты ИСО  серии 9000 формулируют четкие требования к системам качества и правилам их оценки. Их положения широко используются в практике договорных отношений как на национальном, так и на международном уровне. Оформляя контракт на закупку продукции, потребитель все чаще выдвигает требование - ознакомиться с системой качества изготовителя, помня о том, что наличие соответствующей системы гарантирует стабильность показателей продукции.

С другой стороны  рекомендации, содержащиеся в стандарте  ИСО 9000, дают возможность отобрать необходимые  элементы или выбрать ту или иную модель системы , исходя из условий  контракта или потребностей производства. Широта выбора предоставляет для изготовителей и проектировщиков, включая разработчиков систем качества, возможности для раскрытия своего творческого потенциала.

При этом разработка документов системы качества должна учитывать специфику производства: структуру, организацию и технологию производства, его размеры. Создаваемая система должна быть гибкой , реагировать на внесение необходимых изменений в дальнейшем. Ее условно можно разделить на три составные части:

справочник (руководство) по качеству для всей организации, который  включает политику в области качества, цели по качеству и организационную структуру производства, разработанные руководителями высшего звена;

методические  документы общего характера, мероприятия, последовательность операций по обеспечению качества;

набор рабочих  инструкций для исполнителей.

При выборе необходимого варианта системы качества в обязательном порядке проводится оценка и трактовка каждого из отобранных элементов , которые в свою очередь классифицируются следующим образом:

Информация о работе Международные и российские метрологические организации