Международное торговое и таможенное сотрудничество России со странами СНГ

Дата добавления: 26 Января 2012 в 02:50
Автор: k***********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (32.67 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

мтс1.docx

  —  34.92 Кб

Содержание 

   

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 

§1. История таможенного  сотрудничества со странами СНГ…...…………5 

§2. Таможенное регулирование  в рамках СНГ……………………………...9 

§3. Проблемы и  перспективы развития таможенного  сотрудничества со странами СНГ…………………………………………………………………15 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….22 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….24 

  

     ВВЕДЕНИЕ  

     26 января - Международный день таможенника.  

     Международный  день таможенника – профессиональный  праздник таможенных органов  всего  мира. 26 января 1953 г. в  Брюсселе состоялась первая сессия  Совета таможенного сотрудничества, который в 1994 году получил свое  нынешнее имя - Всемирная таможенная  организация (ВТО).  

     Сегодня  ВТО объединяет 170 государств мира. Российская Федерация является  членом ВТО с 1992 года, активно  работая  в качестве постоянного  члена  Политической комиссии  и Финансового комитета ВТО.  Сам праздник появился в календарях  в 1983 году. Его празднуют более  800 тыс. человек – такова общая  численность таможенников во  всем мире. 

     Российская  таможенная служба является одной  из крупнейших и насчитывает  около 70 тысяч человек. Одним  из первых международных договоров  Российской Федерации в таможенной  области явилось Соглашение о  сотрудничестве и взаимопомощи  в таможенных делах в рамках  СНГ от 15 апреля 1994 года, подписанное  правительствами всех 12 государств  Содружества.  

     Создав  правовую базу многостороннего  сотрудничества, это соглашение  содействовало координации  действий  таможенных служб Российской  Федерации и других государств  Содружества  по обеспечению  соблюдения таможенного  законодательства  и борьбе с таможенными правонарушениями, а также послужило основой  для выработки соответствующих  межведомственных актов, направленных  на углубление и конкретизацию  различных направлений сотрудничества  и взаимодействия.  

     В  целях координации таможенного   сотрудничества решением Совета  глав правительств СНГ от 23 декабря  1993 года был создан отраслевой  орган- Совет руководителей таможенных  служб государств - участников СНГ. 

     В  соответствии с Положением о  Совете одним из основных направлений  его  деятельности является  содействие сближению и гармонизации  таможенных законодательств государств - участников СНГ, а также координация  практического взаимодействия таможенных  и иных заинтересованных национальных  служб и ведомств государств - участников СНГ по основным  вопросам таможенной политики.  

     С  момента образования и по настоящее   время возглавляет Совет, а  также  выполняет функции рабочего  аппарата (Секретариата) таможенная  служба Российской Федерации.   

  

§1. История таможенного  сотрудничества со странами СНГ.  

         Международное право, политику  и экономику трудно представить  вне связи с явлениями объединения  наций. В условиях, когда на  общемировом уровне говорится  о взаимозависимости экономик  и глобализации хозяйственных  связей, а на региональном - об  общих исторических корнях, длительном  совместном хозяйствовании, нельзя  обойти вниманием вопросы о  международно-правовых средствах  и способах сближения, интеграции, под которой обычно понимают  экономическое и политическое  объединение государств. Этот процесс  охватил все континенты, бывшие  республики СССР также не оказались  в стороне от них. 

       Сам термин "интеграция" был  введен в общественный и научный  оборот сравнительно недавно,  однако объединительные, интеграционные  тенденции возникли в мире  не сегодня. На протяжении всей  истории государственного развития  страны находили общие экономические,  политические и военные интересы, однако это не означало их  объединения. 

       Объединение материальных и финансовых  ресурсов для решения общих  задач, создание государственных  органов управления и передача  им части полномочий, - все это  характерно для политического  развития второй половины ХХ  века. 

       Взаимоотношения народов, населявших  бывший СССР, претерпели коренные  изменения: столкнулись два противоречивых  явления. С одной стороны, отчетливо  обозначилось стремление обособиться,  самостоятельно проводить внутреннюю и внешнюю политику, которое проявилось в распаде СССР. С другой - понимание необходимости налаживать новые связи, основанные на нормах международного права, рыночных экономических отношениях и учете взаимных интересов.1 

       Осуществление внешнеторговой деятельности  вызывает необходимость сотрудничества  Российской Федерации с другими  странами. Такое сотрудничество  носит разносторонний характер, включая в себя сотрудничество  в области таможенного регулирования.  Важное место в таком сотрудничестве  занимают отношения со странами  Содружества Независимых Государств (далее Содружество), созданного 21 декабря  1991 года. В состав Содружества  входят Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика  Беларусь, Республика Казахстан,  Республика Кыргызстан, Республика  Молдова, Российская Федерация,  Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина. 

      Экономическое пространство Содружества  остается сферой торговых интересов  Российской Федерации. С другой  стороны, Российская Федерация  является зоной национальных  интересов государств Содружества.  Общая заинтересованность России  и государств Содружества в  экономическом росте несомненна, тем более что такой рост  вытекает из взаимозависимости  экономик всех государств Содружества,  поскольку экономическая инфраструктура  изначально создавалась как единая. Для значительного количества  товаров рынки государств Содружества  были и остаются практически  единственным рынком потребления. 

        Однако процесс интеграции столкнулся  с серьезными последствиями тяжелого  системного кризиса, вызванного  искусственным разрывом сформировавшихся  в советский период хозяйственных   связей на фоне трудностей  переходного периода к рыночной  экономике. В таких условиях  совместные усилия государств  Содружества по формированию  общего экономического пространства  хотя и начались практически  сразу после восстановления их  государственной независимости,  однако носили частный характер. В результате достигнутые договоренности  не переросли в качественно  новое экономическое взаимодействие. 

          Изначально в документах, принятых  в 1993-1994 годах, предполагалось, что  Содружество будет развиваться  по пути регионального интеграционного  объединения: в качестве первого  этапа создание зоны свободной  торговли, на втором этапе - таможенный  союз, а затем - экономический  и валютный союз. 

        Соглашение о создании зоны  свободной торговли было подписано  15 апреля 1994 года. Соглашение предусматривало  - постепенную отмену таможенных  пошлин, налогов и сборов, имеющих  эквивалентное действие, и количественных  ограничений во взаимной торговле. А также устранение других  препятствий для свободного движения  товаров и услуг; координацию  торговой политики в отношении  стран, не являющихся участниками  Соглашения; гармонизацию и (или)  унификацию законодательства Сторон  в той мере, в какой необходимо  для надлежащего и эффективного  функционирования зоны свободной  торговли. 

      В 1996 г. был заключен договор  о Союзе Беларуси и России, предусматривающий широкий круг  интеграционных мер. Помимо экономического  сотрудничества, он предусматривает  признание дипломов, полученных  в обеих странах, уравнивание  в правах граждан при получении  образования, трудоустройстве, сближение  норм социального обеспечения  и т.п. Однако, несмотря на наличие  безусловных предпосылок для  глубоких и интенсивных интеграционных  процессов, они сталкиваются с  немалыми объективными и субъективными  препятствиями, прежде всего с  сопротивлением интеграции с  Белоруссией влиятельной части  российской политической элиты  по идеологическим соображениям.    С 1995 г. начал формироваться  Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. В  дальнейшем к нему присоединился  Таджикистан. Союз преследует  цель создания единого таможенного  пространства и унификацию торговых  режимов по отношению к третьим  странам. Условия Таможенного  союза предусматривают постепенную  унификацию хозяйственного права,  согласование валютной и денежно-кредитной  политики. Объем необходимой работы  оказался очень большим, а интересы  в конкретных областях не всегда  совпадали, поэтому результаты  оказались меньше планировавшихся.       В 1996 г. был создан  Союз четырех  (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который дополнял экономическую сферу сотрудничеством в    национальной и гуманитарной областях (науки, образования, культуры и др.). Предполагалось гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имело рамочный характер, на его базе должны были достигаться договоренности в конкретных областях.  

      Общие интересы в развитии  регионального сотрудничества привели   к заключению  Центрально - азиатского  союза между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Его целью является координация  политики в области экономики  и обороны. Создание этого союза  определялось стремлением его  участников упрочить свои позиции  вовне с помощью координации  политики в областях, где имелись  взаимные интересы, и интенсифицировать  региональные отношения, используя  территориальную и культурную  близость, исторические связи и  разделение труда, сложившееся  еще в советские времена.       Под действием экономических  реформ страны СНГ в течение  1994-1998 гг. образовали 4 региональных  объединения различного типа: Союз  Беларуси и России, Таможенный  союз, Центрально - азиатское экономическое  сообщество. Уровень экономического  развития этих объединений в  1998 г. был все еще далек от  того, которым они, как составные  части единого народнохозяйственного  комплекса бывшего СССР, обладали  в 1990 г. Ближе всего к этому  рубежу приблизилось Центрально  -азиатское экономическое сообщество. По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут ужиться с общими интеграционными процессами, а нередко — и стимулировать их, однако при условии, если между субрегиональными группировками не возникнут серьезные противоречия. 

     Сегодня  таможенное сотрудничество Федеральных  Таможенных Служб (далее ФТС)  России в формате СНГ строится  с учетом Концепции дальнейшего  развития Содружества независимых  государств и Плана основных  мероприятий по ее реализации, одобренных решением Совета глав  государств СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года.

§2. Таможенное регулирование  в рамках СНГ. 

      Интеграционный процесс сегодня  идет практически на всех странах  и континентах. В этот процесс включаются различные по уровню своего политического и экономического развития государства. И Россия в этом плане не исключение.                       Страны современного мира стремятся к интеграции, которая облегчает движение товаров и капиталов, способствуя тем самым развитию экономики. Одним из элементов такой интеграции является унификация таможенных процедур и взаимное содействие в осуществлении функций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.   Современная практика осуществления такого сотрудничества в нашей стране идет по нескольким направлениям:

Международно-правовое сотрудничество в рамках СНГ, развитие экономики стран которого идет в  довольно схожих по своему характеру  направлениях.

Международно-правовое сотрудничество со странами — членами  Всемирной торговой организации (ВТО), заменившей с 1 января 1995 г. Генеральную  ассамблею (соглашение) по тарифам и  торговле (ГАТТ), основной принцип деятельности которой — предоставление странами-участниками  друг другу режима наибольшего благоприятствования  во взаимной торговле (что означает — предоставление одним государством другому государству таких же преференций в отношении таможенных пошлин, иных таможенных платежей и  эквивалентных им по значению налогов и сборов, какие предоставлены любому другому государству-участнику ВТО).

Международно-правовое сотрудничество с иными государствами. 

       В то же время, несмотря на  кажущееся многообразие интеграционных  группировок, закономерность этапов  их экономической интеграции  приблизительно одинакова и выглядит  следующим образом:

Создание зон  свободной торговли, в рамках которой  государства — их участники ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле.

Создание таможенных союзов, обязательным условием которого является отмена таможенных пошлин и  всевозможных количественных ограничений  во взаимной торговле стран — их участников, установление единого таможенного  тарифа и проведение единой таможенной политики по отношению к третьим  странам.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Российская таможенная служба является одной из крупнейших и насчитывает около 70 тысяч человек. Одним из первых международных договоров Российской Федерации в таможенной области явилось Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах в рамках СНГ от 15 апреля 1994 года, подписанное правительствами всех 12 государств Содружества.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

§1. История таможенного сотрудничества со странами СНГ…...…………5

§2. Таможенное регулирование в рамках СНГ……………………………...9

§3. Проблемы и перспективы развития таможенного сотрудничества со странами СНГ…………………………………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….24