Международное таможенное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Принципы международного права в теории международного права определяются как руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Таким образом, принцип международного права является нормой международного права, имеющей обязательный характер для всех субъектов международного права, прежде всего для государств и международных организаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие принципов международного права

международных обязательств………………………………………………4

2. Принцип суверенного равенства государств…………………………………4

3. Принцип неприменения силы и угрозы силой……………………………….8

4. Принцип нерушимости государственных границ…………………..………12

5. Принцип территориальной целостности

(неприкосновенности) государств………………………… ……………...13

6. Принцип мирного разрешения международных споров…………………...15

7. Принцип невмешательства во внутренние дела…………………………….24

8. Принцип всеобщего уважения прав человека………………………………25

9. Принцип самоопределения народов и наций………………………………..26

10. Принцип добросовестного выполнения международных

обязательств………………………………………………………………….29 Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………….……………………………..33

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

В Уставе ООН не содержится полного перечня  конкретных принудительных мер. Совет  Безопасности может принять решение  о применении иных мер, специально не перечисленных в Уставе.

Рассматриваемый принцип включает в себя и запрет на проведение агрессивных войн. Согласно Определению агрессии 1974 г. применение государством вооруженной силы первым может быть квалифицировано как агрессивная война, которая является международным преступлением и порождает международно-правовую ответственность государства и международную уголовную ответственность виновных индивидов. Действия агрессоров были квалифицированы, согласно Уставам Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов, как международные преступления.

Основное  содержание принципа неприменения силы заключается в обязанности государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения границ другого государства или как средство разрешения территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Помимо  этого в литературе отмечается, что в нормативное содержание принципа неприменения силы должны быть включены: запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права; запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы; предоставление государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства; организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве; организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства; насильственные действия в отношении международных демаркационных линий и линий перемирия; блокада портов или берегов государства; любые насильственные действия, препятствующие народам осуществить законное право на самоопределение, а также иные насильственные действия.

Следует обратить более пристальное внимание на Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого трибунала.

Так, всякое лицо, совершившее какое-либо действие, признаваемое, согласно международному праву, преступлением, несет за него ответственность и подлежит наказанию. То обстоятельство, что по внутреннему праву не установлено наказание за какое-либо действие, признаваемое согласно международному праву преступлением, или что какое-либо лицо, совершившее действие, признаваемое согласно международному праву преступлением, действовало в качестве главы государства или ответственного должностного лица правительства или во исполнение приказа своего правительства или начальника, не освобождает лицо, совершившее это действие, от ответственности по международному праву.

Особое  историческое значение имеет то обстоятельство, что, если какое-либо лицо действовало вразрез с нормами и принципами международного права, при том что сознательный выбор между противоправным и правомерным действием был фактически для него возможен, данное деяние не освобождает это лицо от ответственности по международному праву.

Каждое  лицо, обвиняемое в международно-правовом преступлении, имеет право на справедливое рассмотрение дела на основе фактов и  права.

К международно-правовым преступлениям Устав Нюрнбергского трибунала относит:

1) преступления  против мира:

а) планирование, подготовку, развязывание или ведение  агрессивной войны или войны  в нарушение международных договоров, соглашений или заверений;

б) участие  в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из действий, упомянутых в подп. "а";

2) военные  преступления: нарушение законов  и обычаев войны и, в том  числе, но не исключительно,  убийства, дурное обращение или  увод на рабский труд или  для других целей гражданского  населения оккупированной территории, убийства или дурное обращение с военнопленными или лицами, находящимися в море, убийства заложников или разграбление городов и деревень или разорение, не оправдываемое военной необходимостью;

3) преступления  против человечности: убийства, истребление, порабощение, высылка и другие бесчеловечные акты, совершаемые в отношении гражданского населения, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, если такие действия совершаются или такие преследования имеют место при выполнении какого-либо военного преступления против мира или какого-либо военного преступления или в связи с таковыми. 

    4. Принцип нерушимости государственных границ 

Принцип нерушимости государственных границ как один из важнейших принципов  международного права составляет одну из важнейших основ безопасности европейских государств. Этот принцип был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. следующим образом: "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы".

Под посягательством  на государственные границы принято  понимать односторонние действия или требования, направленные на изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности. Государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе тем самым выразили международно-правовое признание или подтверждение существующих границ европейских государств.

Выделяют  три основных элемента принципа нерушимости  границ:

1) признание  существующих границ в качестве  юридически установленных в соответствии  с международным правом;

2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

3) отказ  от любых иных посягательств  на эти границы, включая угрозу  силой или ее применение.

Принцип нерушимости границ тесно связан с принципом неприкосновенности государственных границ, в содержание которого входит обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил, а также право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами. 

    5. Принцип территориальной целостности

(неприкосновенности) государств 

Этот  принцип появился в теории международного права с закреплением его в Уставе ООН в 1945 г. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях и заключается в защите территории государства от любых посягательств.

Устав ООН запретил угрозу силой или  ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) следующим образом: каждое государство "должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны". В Уставе ООН также подчеркивалось, что "территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава", и что "территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения". В связи с этим, отмечалось далее, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения. Вышеприведенные положения не должны толковаться как нарушающие положения Устава ООН или любые международные соглашения, заключенные до принятия Устава и имеющие юридическую силу в соответствии с международным правом.

Следующим важнейшим документом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе 1975 г., который  содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности  государств. Звучит она следующим образом: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной".

Этот  принцип отличается от рассмотренных  выше принципов запрещения использования  силы или угрозы силой, либо превращения  территории в объект военной оккупации, либо приобретения с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства обязаны уважать территориальную целостность друг друга и, следовательно, должны "воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН". 

    6. Принцип мирного разрешения международных споров 

Данный  принцип международного права закреплен  в п. 3 ст. 2 Устава ООН следующим  образом: "Все члены Организации  Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными  средствами таким образом, чтобы  не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость". Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, целью которой было обобщение правил применения добрых услуг и посредничества, образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий. Например, согласно ст. 2 упомянутой Конвенции в случае важного разногласия или столкновения договаривающиеся державы соглашались, "прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав". Таким образом, обращение к мирным средствам разрешения международных споров полностью зависело от усмотрения каждой из спорящих сторон.

Принятый  в 1919 г. Статут Лиги Наций оказался более  прогрессивным документом с точки зрения международного права - он предусматривал обязательное применение в определенных случаях отдельных средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение к Совету или Собранию Лиги). Весьма существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

В соответствии со ст. 12 Статута члены Лиги Наций должны были передавать спор, "могущий вызвать разрыв", на третейское или судебное разбирательство или на рассмотрение Совета Лиги. При этом они обязывались не прибегать к войне в течение трехмесячного срока после третейского или судебного решения или доклада Совета. Согласно ст. 13 Статута спорящие государства соглашались передавать споры правового характера, не разрешенные дипломатическим путем, на третейское или судебное разбирательство. При этом другие члены Лиги обязывались не прибегать к войне против той спорящей стороны, которая будет сообразовываться с третейским или судебным решением. Следовательно, война против другой спорящей стороны допускалась.

Следующим шагом на пути к признанию принципа мирного разрешения международных  споров явилось принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны (так называемого Пакта Бриана - Келлога), в ст. II которого прямо указывается: "Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах".

Безусловно, следующей ступенью развития принципа мирного разрешения международных  споров стал Устав Организации Объединенных Наций. В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, "должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору".

В соответствии с современным международным  правом государства обязаны разрешать  свои споры только мирными средствами. Общее положение п. 3 ст. 2 распространяется на все споры, включая те, продолжение которых может и не угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава международные споры должны разрешаться в соответствии с принципами "справедливости и международного права", следовательно, мирные средства обязательны для разрешения любых международных споров.

Информация о работе Международное таможенное право