Маркетинговая концепция управления таможенными услугами

Автор: h*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать маркетинг в сфере таможенных услуг, а также проанализировать маркетинговую концепцию управления таможенными услугами.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие основные задачи:
- анализ сущности понятий «услуга», «таможенная услуга» и их основных характеристик;
- изучить теоретические положения маркетинга;
- рассмотреть маркетинг таможенных услуг;
- выяснить понятие маркетинговой концепции управления;
- рассмотреть систему таможенного маркетинга и идею маркетингового мониторинга.

Содержание

ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

1.1. Понятие услуги и таможенной услуги
. Теоретические положения маркетинга услуг
1.3. Маркетинг таможенных услуг
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ТАМОЖЕННЫМИ УСЛУГАМИ
2.1. Маркетинговая концепция управления
2.2. Система маркетинга таможенных услуг
2.3. Маркетинговый мониторинг таможенных услуг
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГА
3.1. Проблемы и пути их преодоления в теории и практике таможенного маркетинга
3.2. Перспективы развития таможенной службы на основе маркетинга

Работа содержит 1 файл

Курсовая по таможенному менеджменту.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

     - стандартизация и управление качеством таможенных услуг - обеспечение сертифицированного качества таможенных процедур и технологий;

     - транспарентность – маркетинговые решения принимаются и реализуются в условиях открытости и гласности для участников ВЭД, бизнес-сообществ и широкой общественности.

     Основными условиями реализации системы маркетинга являются:

     - внедрение маркетингового мышления на всех уровнях таможенного администрирования;

     - постоянная работа по пропаганде  идей и принципов таможенного  маркетинга среди персонала таможенной  службы и участников ВЭД

     - внедрение в технологию принятия  маркетинговых решений технологии управления рисками на всех организационных уровнях таможенного менеджмента.

     Система маркетинга объединяет в своем составе  следующие функциональные подсистемы:

     1) подсистему анализа сферы ВЭД, стратегий, целей и задач таможенного регулирования ВЭД, а также стратегий, целей и задач таможенного менеджмента (подсистема анализа стратегических изменений);

     2) подсистему мониторинга проблемных  ситуаций, идентификации и анализа  рисков в сфере таможенных  услуг (подсистему маркетинговых  исследований);

     3) подсистему развития, проектирования и внедрения таможенных услуг (подсистему маркетинговых инновационных маркетинговых решений);

     4) подсистему маркетинговых коммуникаций  в сфере таможенных услуг;

     5) подсистему контроля исполнения (предоставления) таможенных услуг. 

2.3. Маркетинговый мониторинг таможенных услуг

     Общий принцип современного взаимодействия таможни и бизнеса – постоянная двусторонняя связь в целях проведения мониторинга проблем, возникающих  у бизнес-сообществ, поиска таких  путей их решения, которые способствовали бы не только ускорению товарооборота, но и повышению эффективности таможенного контроля, решению стоящих перед таможенными органами задач.

     В этой связи основная задача маркетинга маркетингового исследования (маркетингового мониторинга) – определить узкие места в сервисном обслуживании потребителей таможенных услуг. При этом проблемными являются, например, услуги, которые:

     1) замедляют процесс внешнеторгового оборота и сдерживают развитие внешнеэкономической деятельности в отдельно взятых субъектах Федерации, регионах, России в целом;

     2) не соответствует уровню развития  логистических схем современного  бизнеса, не удовлетворяют требованиям  оптимизации и ускорению логистических операций участника ВЭД и, следовательно, представляют для него издержки;

     3) наносят ущерб участникам ВЭД из-за применения неоправданно жестких мер таможенного контроля, влекущих за собой простои, вымогательство со стороны нечистоплотных должностных лиц таможенных органов.

     Мониторинг  проблем, возникающих в системе  таможенных услуг, является ключевым условием ее успешного функционирования.

     В процессе мониторинга ставятся две  основные задачи:

     - сбора, накопления, обработки и  анализа информации о таможенных  услугах-технологиях и услугах-продуктах,  не удовлетворяющих потребителей;

     - подготовки адекватных управленческих маркетинговых решений по устранению проблем.

     Плановый  маркетинговый мониторинг таможенных услуг представляется основным компонентом маркетингового мониторинга, проводится периодически по установленному регламенту и является инструментом систематического выявления проблем в системе таможенных услуг.

     Цель  планового маркетингового мониторинга  – выявление таможенных услуг, являющихся «узкими» местами системы, например, с точки зрения удовлетворенности  участников ВЭД их качеством.

     Под «узкими» местами следует понимать таможенные услуги, препятствующие решению задач содействия законной международной торговле, ускорению внешнеторгового товарооборота или ведут к неоправданным расходам участников ВЭД.

     Цель  мониторинга достигается в ходе массовых экспертных опросов участников ВЭД. Опрос участников маркетингового исследования может проводиться по заранее подготовленной анкете. Эксперты дают качественную оценку таможенных услуг, определяют уровень типичности (рейтинга) таможенных услуг, предлагают приемлемые альтернативы изменений.

     Масштаб такой работы предполагает наличие  определенной методики, назначение которой  – определить организационные начала мониторинга, его цель, принципы проведения, установить последовательность осуществления  этапов и определить методы сбора, накопления, обработки и анализа информации, получаемой в ходе опросов участников ВЭД.

     Мониторинг  должен базироваться на следующих принципах20:

     - целенаправленности – подчинение  задач мониторинга целям совершенствования системы таможенных услуг;

     - целостности и системности –  мониторинг проводится поэтапно  на всех уровнях управления  таможенной службой;

     - информационного единства – мониторинг  на всех уровнях управления  таможенной службой проводится  на основе единой информации, полученной от участников ВЭД в регионах деятельности таможен;

     - методического единства – мониторинг  проводится на основе единой  методики на всех уровнях управления  таможенной службой;

     - доступности для участников ВЭД  – любой участник ВЭД имеет  право участвовать в мониторинге в случае соответствия критериям законопослушности и регулярности ВЭД;

     - демократичности – любой участник ВЭД имеет возможность высказывать любые соображения по поводу фактического и желаемого состояния таможенных услуг без опасения за негативные последствия со стороны таможенных органов;

     - транспарентности – мониторинг  проводится в условиях открытости  и доступности процесса и его  результатов для деловой общественности  и каждого участника ВЭД.

             Общий алгоритм проведения мониторинга включает следующие этапы:

       1) информационный (сбор, накопление, обработка и передача информации о маркетинговых проблемах и путях их разрешения);

       2) аналитический (определение наиболее  типичных проблем, вариантов их решения и отбор по уровню компетенции таможенных органов);

       3) подготовки принятия управленческого  маркетингового решения) обобщения  предложенных альтернатив по  изменению формата таможенных  услуг, их оценка с точки  зрения целесообразности и эффективности). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО

АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГА 

3.1. Проблемы и пути их преодоления в теории и практике таможенного маркетинга

     Политика  таможенного регулирования в  сфере внешнеторговой деятельности должна формироваться с учетом стратегических интересов современного российского предпринимательства. Реализация такой идеологии на текущем историческом этапе замыкается на решении целого ряда системных проблем. Среди них главными являются проблемы организационного, функционально-технологического и научно-прикладного характера.

     В условиях стратегических изменений  в таможенном деле качественное их решение, несомненно, актуально и значимо как в теоретическом, так и в прикладном плане.

     В процессе решения проблем институционального характера целесообразно создать иерархическую организационную систему (институт) государственных таможенных услуг в сфере ВЭД как общегосударственного уровня, так и уровня таможенных органов. При этом, если на высшем уровне должна формироваться государственная политика в сфере таможенных услуг, то на уровне таможенных органов должны решаться конкретные задачи по их качественной и эффективной реализации.

     Решение проблем функционально-технологического характера охватывает те уровни и основные задачи, при решении которых формируется система таможенных услуг:

     - методический уровень (выбор мер  тарифного и нетарифного регулирования, оптимизация структуры таможенных процедур);

     - функциональный уровень (определение  услуг, представляемых в процессе реализации экономической, правоохранительной, информационной и других системообразующих таможенных функций);

     - процедурный уровень (определение  услуг, непосредственно предоставляемых в процессе реализации операций таможенного оформления, исчисления, контроля и взыскания таможенных платежей, таможенного контроля в целом);

     - технологический уровень (определение  услуг, связанных с упрощением таможенных технологий, с изменением условий и форм контроля, с управлением таможенными рисками, с широким внедрением информационных технологий в практику взаимодействия таможни и участников ВЭД).

     Необходимо  отметить, что все рассматриваемые  проблемы, несмотря на их особую актуальность и значимость в научном плане, разработаны и исследованы недостаточно. Не в полной мере сложилась система понятий, определяющая и объединяющая механизмы, процедуры и средства содействия участникам ВЭД, систему таможенных услуг, условия и эффективность воздействия такой системы на сферу внешнеторговой деятельности и многие другие вопросы. Отсутствует в явном виде постановка и разработка таких проблем. Не определены теоретико-методологические, отсутствуют адаптированные инструментальные средства для их решения21.

     Для формирования результативной сбалансированной таможенной системы и эффективного продвижения ее на рынке таможенных услуг необходимо:

     - определить конкурентную нишу таможенных услуг (как в секторе государственных, так и в секторе частных услуг);

     - определить внутренние сильные и слабые стороны существующей таможенной системы, а также имеющиеся внешние возможности и угрозы в процессе реализации идеологии содействия бизнесу таможенными методами;

     - разработать стратегию создания и продвижения таможенных услуг как логически последовательную и интегрированную схему принятия решений;

     - модернизировать таможенную систему в контексте новой идеологии с учетом ее развития в условиях происходящих стратегических изменений;

     - создать логически стройную, дифференцированную по организационным уровням подсистему управления таможенными услугами – систему маркетинга в сфере таможенных услуг;

     - определить критерии и способы оценки социальных, социально-экономических и экономических выгод от развития таможенной системы как системы услуг.

     В стратегической перспективе конечной целью создания, функционирования и развития системы таможенных услуг является эффективное согласование всей таможенной деятельности с законами существования и развития рынка без снижения качества таможенного контроля. Несомненно, что в достижении такой цели заинтересовано государство, участники ВЭД и сами таможенники. 

3.2. Перспективы развития таможенной службы на основе маркетинга

     В настоящее время таможенная служба России находится в активной стадии институционального развития. Традиционные для таможенного дела процессы регулирования и таможенного администрирования структурируются и организуются на качественно новом уровне – на уровне сервисного обслуживания. Более широко – таможенные услуги становятся актуальным аспектом философии таможенного дела. Это – главное направление развития, ориентирующее ее на совершенствование существующих и создание новых типов организационно-экономических и технологических инструментов качественной и эффективной реализации политики государства в развитии экономики и внешнеторговой деятельности России.

     В целом ставится общегосударственная  задача организации таможенного регулирования и контроля в виде сервиса – то есть обеспечение высокого качества и эффективности таможенных услуг при внешней их простоте, оперативности и надежности.

Информация о работе Маркетинговая концепция управления таможенными услугами