Льготы в таможенном законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

В Таможенном кодексе РФ (далее — ТК РФ) понятие таможенных льгот не содержится, однако в некоторых его нормах присутствуют упоминания о возможности применения льготного порядка либо об условиях предоставления льгот. Данный нормативный акт оперирует исключительно термином «льготы», не употребляя смежных с данной категорией понятий преимуществ, иммунитетов, стимулов, поощрений и пр. Полагаем, что не будет ошибкой объединить их общим определением льготы и понимать под ними преимущества, установленные законодательством и применяемые в процессе функционирования отношений по перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Работа содержит 1 файл

ЛЬГОТЫ В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ.docx

— 31.54 Кб (Скачать)

ЛЬГОТЫ В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 

О.Ю. БАКАЕВА, И.С. КОЧУБЕЙ 

Бакаева Ольга Юрьевна, заведующая кафедрой публичного права  Саратовского государственного социально-экономического университета. Доктор юридических наук, профессор. Специалист по таможенному  праву. 

Кочубей Иван Сергеевич, аспирант Саратовского государственного социально-экономического университета. 

Правовое регулирование  тех или иных отношений, возникающих  и функционирующих в обществе, осуществляется в рамках политических приоритетов, вырабатываемых публичной  властью. В области таможенного  дела первостепенной задачей государства  выступает развитие внешнеторговых отношений, активизация международного товарообмена, расширение возможностей для сбыта отечественной продукции. Продуманные, обоснованные политические установки в большинстве случаев  приводят к развитию экономически выгодного  производства, процветанию государства, повышению благосостояния его граждан.

Наряду с таможенно-тарифным и нетарифным регулированием внешнеторговой деятельности, а также широким  спектром таможенных процедур действенным  инструментом государственного воздействия  на отношения, складывающиеся в процессе перемещения через таможенную границу  товаров и транспортных средств, являются льготы. При этом данный институт, как никакой другой в таможенном праве, учитывает в большей степени  частные интересы и востребован  хозяйствующими субъектами в целях  минимизации потерь при взаимоотношениях с таможенными органами.

В Таможенном кодексе  РФ (далее — ТК РФ) понятие таможенных льгот не содержится, однако в некоторых  его нормах присутствуют упоминания о возможности применения льготного  порядка либо об условиях предоставления льгот. Данный нормативный акт оперирует  исключительно термином «льготы», не употребляя смежных с данной категорией понятий преимуществ, иммунитетов, стимулов, поощрений и пр. Полагаем, что не будет ошибкой объединить их общим определением льготы и понимать под ними преимущества, установленные  законодательством и применяемые  в процессе функционирования отношений  по перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» эти  льготы именуются тарифными либо тарифными преференциями. Однако они  являются разновидностью широкого спектра  преимуществ в области таможенного  дела, которые, помимо льгот по уплате таможенных платежей, могут касаться осуществления таможенного оформления и производства таможенного контроля.

При классификации  таможенных льгот следует учесть, что они могут предоставляться  различным субъектам: физическим лицам (при перемещении ими товаров  не для коммерческой деятельности); беженцам или вынужденным переселенцам; дипломатическим, консульским и  иным представительствам, а также  их сотрудникам; юридическим лицам (при наличии оснований, установленных  законом); государствам (в соответствии с международными соглашениями).

Кроме того, по времени  действия льготы могут быть постоянными (бессрочными) и временными (устанавливаемыми на определенный срок). В отношении  физических лиц, перемещающих товары для  личного пользования в пределах установленных количественных и  стоимостных ограничений, льготы применяются  на постоянной основе. Установление льгот  на определенный период времени характерно, например, для некоторых таможенных режимов. Например, товар может храниться  на таможенном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, как правило, не более  трех лет (ст. ст. 216, 218 ТК РФ). Это значит, что льготы в данном случае будут  действовать лишь в течение этого  срока.

Введение льгот  временного характера может быть продиктовано мероприятиями по реализации каких-либо государственных программ, которые, как правило, рассчитаны на определенный период. Так, Постановлением Правительства РФ были установлены  льготы, действующие с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2008 г., в виде освобождения от обложения налогом на добавленную  стоимость при ввозе некоторых  категорий товаров сельскохозяйственными  товаропроизводителями.

При выборе таможенного  режима субъект нередко получает возможность получения льгот, касающихся уплаты (возврата) таможенных пошлин, налогов, а также применения запретов и  ограничений, установленных законодательством  о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности. Таковы режимы переработки, таможенного склада, временного ввоза, реимпорта, реэкспорта, перемещения припасов, беспошлинной торговли и др.

Льготная политика в области таможенного дела не может быть реализована без участия  таможенных органов в процессе льготирования.

Такое участие может  выражаться в следующих действиях:

устное согласие таможенного органа с получением льгот лицами (например, при перемещении  физическими лицами товаров для  личного пользования);

предоставление льгот  по заявлению лица или иному документу, им представляемому (например, в рамках тарифных преференций);

издание таможенным органом индивидуального акта управления, предоставляющего право воспользоваться  льготами (например, при применении специальных упрощенных процедур таможенного  оформления).

Эти действия совершаются  в рамках правоприменения, которое  представляет собой «деятельность  таможенных органов и их должностных  лиц, осуществляемую в установленной  законодательством форме и направленную на образование благоприятных условий  по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, обеспечение режима законности такого перемещения и оказание воздействия  на таможенные правоотношения…».

В первом случае таможенный орган не предпринимает особых действий, направленных на разрешение участнику  таможенных правоотношений воспользоваться  льготой. Так, при соблюдении физическим лицом установленных ограничений  на ввоз товаров, предназначенных для  личного пользования, субъект освобождается  от уплаты таможенных платежей автоматически. Для этого не требуется ни заявления  лица, ни письменного разрешения таможенного  органа.

Во втором случае субъект может подать в таможенный орган заявление, в котором указываются  имеющиеся у него основания получения  той или иной таможенно-правовой льготы. Так, если физическое лицо при  ввозе на территорию России транспортных средств претендует на получение  таможенных льгот, то одновременно с  таможенной декларацией необходимо представить в таможенный орган  заявление с указанием фактов и обстоятельств, наличие которых  является основанием для получения  таможенных льгот. Такое заявление  составляется в произвольной форме. К заявлению должны быть приложены  документы, подтверждающие сведения, указанные  в заявлении.

Вместо заявления  лицом для вступления в льготный режим могут быть представлены и  иные документы. При этом в них  должны быть отражены сведения, свидетельствующие  о возможности предоставления тех  или иных преимуществ. Так, для получения  участником внешнеэкономической деятельности льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию России товаров  в качестве вклада в уставный капитал  обществ с ограниченной ответственностью в таможню на дату таможенного  оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные  документы общества с ограниченной ответственностью о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала общества за счет внесения неденежных вкладов  в течение установленного учредительными документами срока.

Особого внимания заслуживает  последний вариант получения  субъектами соответствующих льгот. В ряде случаев льготы предоставляются  по специальному акту таможенных органов, представляющему собой основную правовую форму управленческой деятельности. Такие акты не должны противоречить  положениям закона, в соответствии с которым они принимаются; должны быть приняты в рамках компетенции  того или иного органа исполнительной власти; должны соответствовать необходимым  требованиям и форме; быть юридически обоснованными.

Примером принятия акта такого рода выступает распоряжение Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее — ФТС России), позволяющее субъекту пользоваться специальными упрощенными процедурами  таможенного оформления.

В распоряжении указываются:

сведения о заявителе, для которого установлены специальные  упрощенные процедуры;

специальные упрощенные процедуры, установленные для субъекта, и срок их применения;

места совершения таможенных операций при применении специальных  упрощенных процедур;

таможенные органы, в которых может производиться  таможенное оформление товаров с  использованием специальных упрощенных процедур;

документы (транспортные (перевозочные), коммерческие и другие документы), которые должны представляться заявителем в таможенный орган для  выпуска товаров;

порядок действий должностных  лиц таможенных органов при применении специальных упрощенных процедур таможенного  оформления, связанных с хранением  товаров, находящихся под таможенным контролем (при необходимости).

Отмена данной льготы также происходит по распоряжению ФТС  России.

Итак, участие таможенных органов в процессе льготирования  вариативно, однако во всех случаях  оно предполагает производство ими  контрольных мер, направленных на подтверждение  оснований и условий предоставления субъектам конкретных видов льгот.

Рассмотрим различные  виды льгот в таможенном законодательстве и условия их предоставления.

Льготы по таможенному  оформлению, как правило, предполагают прохождение субъектами данной процедуры  в упрощенном порядке, что отражается на объеме требуемых таможенными  органами документов и сведений.

Они могут выражаться в следующих аспектах:

упрощенный вид  и первоочередной порядок таможенного  оформления;

специальные упрощенные процедуры таможенного оформления;

освобождение от таможенного оформления.

Упрощенный вид  и первоочередной порядок таможенного  оформления предусмотрен ст. 67 ТК РФ и  распространяется на товары, необходимые  для ликвидации последствий стихийных  бедствий, аварий и катастроф, а также  товары, подвергающиеся быстрой порче, живых животных, радиоактивные материалы, международные почтовые отправления  и экспресс-грузы, сообщения и  иные материалы для средств массовой информации и другие подобные товары. Упрощенный порядок декларирования упоминается и в ст. 137 ТК РФ. Особенностями  его применения выступают: вывоз  товаров с таможенной территории Российской Федерации; использование  по желанию декларанта; непрепятствование  осуществлению таможенного контроля; обязательность соблюдения декларантом  установленных законодательством  требований и условий в части  полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения таможенных режимов.

Первоочередной порядок  таможенного оформления имеет место  быть в зависимости:

от видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары);

от особенностей перемещения товаров (экспресс-грузы, международные почтовые отправления);

от целей перемещения  товаров (ликвидация последствий стихийных  бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации).

В отличие от процедур, составляющих содержание упрощенного  вида таможенного оформления, названный  порядок предусматривает как  уменьшение количества требуемых таможенными  органами документов, так и сокращение времени прохождения всех таможенных формальностей. Например, ФТС России установлен срок принятия решения о  помещении плодоовощной продукции, перевозимой автомобильным транспортом, под процедуру внутреннего таможенного  транзита. Он составляет 25 минут.

Ярким примером предоставления льгот в процессе таможенного  оформления являются специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, предусмотренные ст. 68 ТК РФ. Они  выражаются в возможности лиц, зарекомендовавших  себя как законопослушные участники  внешнеэкономической деятельности, производить подачу периодической  таможенной декларации, выпуск товаров  при представлении сведений, необходимых  для идентификации товаров, проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих  складах и другие упрощенные процедуры, предусмотренные ТК РФ.

Информация о работе Льготы в таможенном законодательстве