Квотирование как мера нетарифного регулирования в Таможенном Союзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы – это исследование квотирования экспорта и импорта в условиях функционирования ТС. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие квотирования;
проанализировать причины применения квотирования руководством государств;
исследовать систематизацию видов квот;
провести анализ правовой основы регулирования квотирования в рамках Таможенного союза и на национальном уровне;

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КВОТИРОВАНИЯ
1.1. Общее понятие квотирования товаров и причины введения квот
1.2. Виды квот на товары
ГЛАВА 2. КВОТИРОВАНИЕ ТОВАРОВ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
2.1. Практика применения квот в Таможенном союзе
2.2 Проблемы, связанные с квотированием импорта товаров в условиях функционирования Таможенного союза
Заключение (выводы)
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая по гос.регулированию.docx

— 275.81 Кб (Скачать)

Так, выделенные выше виды квот, являющиеся количественным ограничением, делятся по направленности их действия на:

  1. Экспортные квоты – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);

Экспортная квота рассчитывается как отношение объема экспорта в  натуральном или стоимостном  выражении за определенный период к  объему внутреннего производства соответствующей  продукции за этот период (в%)3.

Рис.1. Расчет экспортной квоты

 

2. Импортные квоты – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. Схему распределения импортных квот – поставщикам участникам внешнеэкономической деятельности можно проследить в Приложении 1.

Импортная квота характеризует  значимость импорта для экономики  страны и для её отдельных отраслей промышленности.Рассчитывается как отношение объема импорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период к объемувнутреннего потребления в стране, равному сумме отечественного производства и импорта соответствующей продукции4(рис.2).

 

Рис.2. Расчет импортной квоты

 

Для "малых" развитых стран  уровни экспортной и импортной квот выше по сравнению с ведущими государствами: для Бельгии соответственно 67 и  более 70%; Ирландии - 69 и 63%5. Это объясняется, в частности, малым внутренним рынком сбыта продукции. Поэтому в этих странах производство в основном узкоспециализированное, ориентированное на выпуск и экспорт высококачественной наукоемкой продукции.

Внутри импортных квот можно выделить следующие подвиды:

-  Индивидуальное квотирование, предполагающее распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по традиционным странам-поставщикам;

- Тарифное квотирование, характеризующееся как установление определенного объема товаров, при импорте которых применяются ставки таможенных пошлин, установленные таможенным тарифом, но при повышении квот вводятся увеличенные ставки таможенных пошлин;

- Сезонное квотирование, которое устанавливается на определенное время года, как правило, связанные с пиком производства внутри страны аналогичных товаров;

- Глобальное квотирование, не устанавливающее каких-либо приоритетов для импортера и оставляющие ему право свободного выбора партнера при заключении контрактов поставок в пределах установленных квот.6

Более общая классификация  квот, не связанная с направлением движения товаров и с целью  введения квот, включает такие виды квот, как:

  1. Общие, определяемые для государственных нужд;
  2. Естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;
  3. Исключительные, вводимые в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства.

При этом следует сказать, что у всех видов квот есть как  преимущества, так и недостатки.7К преимуществам квот относятся:

  1. квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины;
  2. она является более гибким инструментом внешнеторговой политики;
  3. с помощью выборочного распределения квот государство оказывает адресную поддержку определенным предприятиям.

Недостатки: повышение монополизации  экономики из-за ограничения ценовой  конкуренции (т.к. местные производители  уверены, что поставка конкурирующих  импортных товаров не превысит квоту,они в условиях достаточного спроса взвинчивают цену), а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий на коррупционной основе.

Таким образом, представленные выше различные классификации видов  квот, раскрытые сущности каждого  из них, а также выделенные преимущества и недостатки их использования, говорят  о многообразии задач, выполняемых  мерой квотирования в зависимости от направленности перемещения товаров, от целей введения количественных ограничения и от значения той или иной квоты для государства в целом.

 

ГЛАВА 2. КВОТИРОВАНИЕ ТОВАРОВ  В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

 

2.1. Практика применения  квот в Таможенном союзе

 

Правовое регулирование  квотирования товаров в Таможенном союзе определяется соглашениями стран-членов Таможенного союза. Во-первых, Соглашением от 9 июня 2009 г. «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран». Данное Соглашение о мерах затрагивающих внешнюю торговлю устанавливает порядок применения квот:

  1. квоты при экспорте применятся только в отношении товаров происходящих с Единой таможенной территории;
  2. квоты при импорте применяются только для товаров из третьих стран.

Перечень квотируемых  товаров и размер квот в рамках действующего Таможенного союза  Белоруссии, Казахстана и России определяется КТС.

Причем в рамках установленных  квот экспорт и импорт товаров может осуществляться только по лицензиям. Порядок лицензирования определен Соглашением от 9 июня 2009 г. «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами». Квоты же распределяются двумя методами:

  1. конкурс – процедура распределения квот, которая организуется Минпромторгом, в результате победителям выдается именной документ;
  2. аукцион – квоты разделяются на лоты и покупаются. На сегодняшний день они отменены.

Комиссия Таможенного  союза утвердила список товаров, в отношении которых с 1 января 2012 г. устанавливаются тарифные квоты, а также объемы таких квот для  ввоза этих товаров на территории стран Таможенного союза.   

15 декабря 2011 г. Комиссия  Таможенного союза опубликовала  Решение от 18.11.2011 № 865 (Приложение 2). Данным Решением утвержден Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты , а также объемы таких квот для ввоза этих товаров в страны Таможенного союза.

 

Таблица 1. Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территорию государств-членов ТС

Наименование товара

Объем тарифных квот на 2012 год, тыс. тонн

Республика  
Беларусь

Республика  
Казахстан

Российская  
Федерация

Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное (код 0201 ТН ВЭД  ТС)

2,5

0,01

30,0

Мясо крупного рогатого скота  замороженное (код 0202 ТН ВЭД ТС)

2,5

3,9

530,0

Свинина свежая, охлажденная  или замороженная (код 0203 ТН ВЭД ТС)

60,0

9,4

400,0

Свиной тримминг  
(код 02 03 29 550 2; 02 03 29 900 2 ТН ВЭД ТС)  
<*>

30,0

Мясо и пищевые субпродукты  домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или  замороженные (код 0207 ТН ВЭД ТС)

15,0

110,0

-

Замороженное обваленное мясо кур домашних (код 0207 14 100 1 ТН ВЭД  ТС)

 
 

 

 
 

 

70,0

Замороженные необваленные половины или четвертины тушек кур домашних (код 0207 14 200 1 ТН ВЭД ТС)

250,0

Замороженные необваленные ножки кур домашних и куски из них (код 0207 14 600 1 ТН ВЭД ТС)

Замороженное обваленное мясо индеек (код 0207 27 100 1 ТН ВЭД ТС)

10,0

       
       

8

Итак, тарифная квота представляет собой меру регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран. Такая мера предусматривает применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом. Согласно Решению тарифные квоты применяются в отношении ввозимых на территорию ТС товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Исключение составляют товары, происходящие и ввозимые из государств-участников СНГ. 

В России необходимость регулирования  импорта мяса уже долгое время  является аксиомой и не оспаривается даже самыми ярыми сторонниками «свободного рынка». В трудные времена не стесняются поддерживать своего фермера ни США, ни ЕС. В России действует система квотирования ввоза мясопродуктов, которая позволяет расширять собственное производство. Ещё постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. №1021 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2010-2012 годах» были приняты некоторые решения, которые положительно повлияли на импорт замороженной говядины.

В настоящее время в  мясной сфере существуют мнения о  необходимости сокращения объема выделяемых квот на свинину. Это поддержит отечественного производителя. На первый взгляд, справедливо, но необходимо учитывать следующее: внеквотный ввоз продолжается и это означает, что объем квот сокращать преждевременно.

Если же говорить о поддержке  отечественного производителя в  области свиноводства, то необходимо продолжать увеличивать запретительные пошлины на внеквотный ввоз свинины. Это сократит импорт данной группы как минимум на объем внеквотного ввоза. Актуальной мерой поддержки отечественного производителя свинины является и дальнейшее сокращение импорта живого поголовья. Так, в 2009 г. было принято решение об увеличении пошлины на импорт живого поголовья с 5% до 40%, но не менее 0,5 за кг9.

Динамика объема производства говядины в хозяйствах всех категорий РФ по итогам 2009,2010,2011гг. уменьшилось с 1750 тыс.тонн до 1619 тыс.тонн, однако на динамику распределения тарифных квот это почти не повлияло, - 480 тыс.тонн в 2009, в 2010-2012 гг – по 560 тыс.тонн., что касается импорта говядины – он почти не изменился.

Динамика объема производства свинины в убойном  весе в хозяйствах всех категорий  РФ по итогам 2009,2010,2011гг, тыс. тонн лишь выросло с 2319 тыс.тонн до 2621 тыс.тонны, так объем импорта практически не изменился, однако в 2012 году объем распределения тарифных квот на свинину уменьшился на 15%.

Динамика объема производства мяса птицы в хозяйствах всех категорий РФ с 2009 по 2011 гг  увеличилось на 20%, а распределение квот с 2009 по 2012гг уменьшилось в 4 раза, что составляет 76%, а объем импорта мяса птицы уменьшился в 2 раза. В целом по этой отрасли мы стараемся себя обеспечивать. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Практика показывает, что  пока продолжается внеквотной ввоз свинины и ввоз живых свиней, говорить о сокращении объемов квот преждевременно и необдуманно. Надо учитывать, что отечественный производитель на рынке свинины в первую очередь конкурирует с импортным ввозом живого поголовья, и лишь затем с замороженной импортной свининой. Исходя из этого, в первую очередь следует ограничивать ввоз живых свиней, а затем уже переходить к сокращению квот на импорт свинины.

Таким образом, на сегодняшний  день импорт мяса – необходимая  реальность, в которую впоследствии с развитием роста отечественного производства можно будет вносить коррективы посредством тарифных квот.

 

 

 

 

2.2 Проблемы, связанные с квотированием импорта товаров в условиях функционирования Таможенного союза

 

Помимо проблем, связанных  с установлением размера тарифной квоты, необходимостью её увеличения или  уменьшения, рассмотренные выше, в  рамках функционирующего Таможенного  союза возникают и другие не менее  важные проблемы, связанные с квотируемыми товарами.

Одной из основных таких  проблем сейчас является контрабанда  квотируемых товаров, которая стоит  остро особенно для таможенных органов.

Квоты вводятся с целью  ограничить ввоз определённых товаров  на территорию государства. Из-за высоких  ставок таможенных пошлин, некоторые  компании, которые не участвуют в  распределении импортных пошлин, дающих право ввозить продукцию  по пониженной ставке таможенной пошлины, либо не довольны размером своей квоты, пытаются провести квотируемый товар  контрабандой, чтобы возместить денежные потери. Ещё одной проблемой является то, что товар ввозимый контрабандой часто достигает территории страны подпорченным, и в таком состоянии, в итоге, попадает на российской рынок.

Решение этой проблемы является одной из целей таможенных органов. Причем одной из главных задач для разрешения этой проблемы является: обеспечение полного контроля за перемещением запрещенных и ограниченных к ввозу товаров. Для этого необходимо проведение:

-мероприятий, направленных  на повышение эффективности контроля  со стороны таможенных органов  за соблюдением запретов и  ограничений, установленных законодательством  в отношении квотируемых товаров,  перемещаемых через таможенную  границу ТС;

Информация о работе Квотирование как мера нетарифного регулирования в Таможенном Союзе