Контроль таможенной стоимости товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:34, доклад

Описание работы

Контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения норм, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе», о проверке достоверности заявленных лицами сведений о таможенной стоимости товаров, правильности избранного метода определения таможенной стоимости и расчета ее величины. При этом следует иметь в виду, что контроль таможенной стоимости должен осуществляться в тех случаях, когда подлежат уплате таможенные пошлины иналоги, рассчитываемые с использованием таможенной стоимости. При этом таможенные пошлины и налоги подлежат уплате не только в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, но также и в иных случаях, когда товары не пересекают границу, но подлежат декларированию таможенному органу и в их отношении должны быть уплачены таможенные пошлины и налоги.

Работа содержит 1 файл

ДЕД.docx

— 42.27 Кб (Скачать)

Контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения норм, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе», о проверке достоверности заявленных лицами сведений о таможенной стоимости товаров, правильности избранного метода определения таможенной стоимости и расчета ее величины.  
При этом следует иметь в виду, что контроль таможенной стоимости должен осуществляться в тех случаях, когда подлежат уплате таможенные пошлины иналоги, рассчитываемые с использованием таможенной стоимости. При этом таможенные пошлины и налоги подлежат уплате не только в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, но также и в иных случаях, когда товары не пересекают границу, но подлежат декларированию таможенному органу и в их отношении должны быть уплачены таможенные пошлины и налоги. Поэтому далее под выражением «товары, перемещаемые через таможенную границу» в данном параграфе будут пониматься и иные случаи, указанные выше.  
Контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, представляет собой реализуемую на практике систему целей, задач, функций и организационно-технических мер по:  
•        контролю со стороны таможенных органов за соблюдением участниками внешнеторговой деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов, установленных технологий и процедур в части определения, заявления, а в необходимых случаях корректировки таможенной стоимости товаров при производстве таможенного оформления и контроля;  
•        контролю после выпуска товаров со стороны таможенных органов, в т. ч. во взаимодействии с налоговыми и правоохранительными органами, достоверности представленных документов и сведений и правильности определения таможенной стоимости;  
•        выработке упреждающих мер, направленных на прогнозирование и предотвращение возможных нарушений таможенных правил в отношении таможенной стоимости перемещаемых товаров;  
•        определению специфических (специальных) зон контроля таможенной стоимости (то есть реализация принципа выборочности таможенного контроля) для особых налоговых режимов, торговых схем, категорий участников внешнеэкономической деятельности, видов товаров, видов сделок, в рамках которых осуществляется перемещение товаров, и т.д.  
При декларировании товаров контроль таможенной стоимости осуществляется путем проведения следующих операций:  
•        контроль правильности выбора метода определения таможенной стоимости, т.е. соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторговогодоговора и представленным документам;  
•        контроль правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости: включение всех предусмотренных Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» для данного метода оценки компонентов и в случае заявления вычетов из выбранной основы для определения таможенной стоимости – их обоснованность;  
•        контроль документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;  
•        оценка достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.  
В целом систему таможенного контроля можно рассматривать как совокупность элементов (процедур), в том числе направленных на контроль факторов, влияющих на формирование таможенных платежей, и включающую:  
1) контроль наименования товара;  
2) контроль кода товара по ТН ВЭД;  
3) контроль количества товара;  
4) контроль страны происхождения товара;  
5) контроль объектов интеллектуальной собственности;  
6) контроль фактурной стоимости товаров;  
7) контроль таможенной стоимости товаров.  
Таким образом, понятие «контроль таможенной стоимости» охватывается более общим понятием «таможенный контроль». Контроль таможенной стоимости товаров, как одного из факторов, влияющих на формирование суммы таможенных платежей, является одним из объектов таможенного контроля. В свою очередь, контроль таможенной стоимости нельзя рассматривать как самодостаточный элемент (процедуру) таможенного контроля, поскольку контроль таможенной стоимости взаимосвязан с другими элементами, составляющими таможенный контроль в целом, или по-другому, с контролем иных факторов, влияющих на формирование суммы таможенных платежей (взаимосвязи этих элементов отражены на рисунке в приложении 1).  
В целях контроля таможенной стоимости могут применяться, формы таможенного контроля, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации, а именно:  
а) проверка документов и сведений;  
б) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;  
в) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;  
г) устный опрос;  
д) получение пояснений;  
е) таможенная ревизия.  
С точки зрения эффективности контроля таможенной стоимости товаров факторы, влияющие на достоверность (правильность) определения таможенной стоимости товаров, можно разделить на две принципиальные группы (по методу образования этих факторов):  
1. «Методологические» факторы, связанные с правильным использованием установленных Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» методов определения таможенной стоимости.  
2. «Внешние» по отношению к таможенной стоимости товаров факторы, т.е. те исходные элементы, при искажении которых таможенная стоимость товаровникогда (даже при правильном учете / отражении «методологических» факторов) не будет определена правильно.  
По результатам контроля таможенной стоимости таможенным органом может быть принято одно из трех возможных решений:  
1) о принятии заявленной таможенной стоимости (таможенный орган соглашается с заявленной таможенной стоимостью);  
2) об уточнении заявленной таможенной стоимости (в целях реализации этого решения таможенный орган запрашивает дополнительные документы и сведения для подтверждения таможенной стоимости, при этом товар может быть выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены);  
3) о корректировке таможенной стоимости (т.е. об изменении величины заявленной декларантом таможенной стоимости в рамках выбранного им метода или иного метода определения таможенной стоимости).  
Контроль таможенной стоимости рассматривается не как самоцель, а как неотъемлемый, органичный элемент единой системы таможенного контроля, призванного своевременно выявлять нарушения таможенного и налогового законодательства на возможно более ранней стадии с тем, чтобы оперативно принимать корректирующие воздействия и разрабатывать меры по предупреждению таких нарушений в будущем. В связи с этим система контроля таможенной стоимости должна содержать как специфические, присущие только ей компоненты, обусловленные спецификой контроля, так и компоненты, единые для всей системы таможенного контроля, позволяющие обеспечить единство этой системы и сопряженность ее отдельных частей (см. приложение 1).  
Национальная (российская) система контроля таможенной стоимости для обеспечения ее эффективного функционирования на современном этане должна также взаимодействовать с аналогичными системами других государств и быть оптимально гармонизированной как с ними, так и со смежными системами иных государственных органов, в первую очередь налоговых, финансовых и правоохранительных, а также учитывать реальные торгово-коммерческиепроцессы, что требует взаимодействия с коммерческими структурами. Система контроля таможенной стоимости во взаимодействии с указанными выше субъектами показана в приложении 2. 

В настоящее время основой  контроля таможенной стоимости должна стать система управления рисками. Имеет место несовершенство общероссийских стоимостных профилей рисков, в части  осуществления контроля таможенной стоимости, которое характерно и  для Находкинской таможни.

Большинство товаров ввозятся в Приморский край из КНР и имеют  китайское происхождение, по своей  себестоимости они значительно  дешевле, чем товары, ввозимые в РФ из стран Европы или других развитых государств. Согласно поступающим в  Находкинскую таможню из ФТС общероссийским профилям риска китайские товары, номенклатура которых разнообразна, попадают под действие этих профилей, в которых установлен индикативный уровень цен без учета страны происхождения товара. В результате чего контрольный уровень цен  для китайских товаров очень  высок и не соответствует действительному. Таможенные органы, в свою очередь, руководствуясь уровнем цен, установленным  в профиле риска, и той ценовой  информацией, которая у них имеется, обязаны применять меры по минимизации  риска, стремясь к тому, чтобы уровень  цен декларанта был не намного ниже индикативных цен. Вследствие этого должностные лица ОКТС таможни требуют от участника ВЭД предоставления дополнительных документов, если они не предоставлены, то самостоятельно осуществляют корректировку заявленной декларантом таможенной стоимости на основании имеющейся у них ценовой информации по данному товару.

Для решения данного вопроса  необходимо при создании общероссийских профилей рисков ориентироваться на страну происхождения товара, учитывая все экономические факторы, влияющие на производство конкретной продукции, повышать долю используемых при контроле таможенной стоимости профилей рисков, разработанных непосредственно  таможней с учетом региональной специфики.

Часть профилей риска не выявляется с помощью программных средств, т.е. неформализованы или формализованы частично. Вследствие чего, на осуществление контроля необходимо много времени т.к. приходится работать с большим объемом бумажных носителей.

В настоящий момент источников ценовой информации, удовлетворяющих  требованиям указанного приказа  и другим нормативным документам, в таможне практически не имеется.

При этом ответственность  за невыполнение перечисленных в  приказе требований к ценовым  источникам возложена на таможни, в частности непосредственно на должностное лицо таможенного поста.

Отсутствие у таможни  легитимных источников ценовой информации является на сегодняшний день одной  из самых серьезных проблем. Не располагая такой информацией, невозможно, даже при наличии достаточных оснований  для неприменения 1 метода определения  таможенной стоимости, осуществить  корректировку таможенной стоимости, не нарушив при этом таможенного  законодательства.

Вся информация по стоимости  отдельных товаров (приложения к  профилям риска) носит гриф "ДСП". Не ясны причины необходимости засекречивать от участников ВЭД уровни цен.

Чем понятнее будет участникам ВЭД требования и позиция таможни  по вопросам определения таможенной стоимости, тем легче вести с  ними конструктивный диалог и доказывать свою правоту.

Учитывая вышеизложенное, назрела острая необходимость в создании единой базы справочной информации по стоимости товаров в электронном виде. Такие электронные справочники должны содержать всю необходимую информацию о товаре (начиная от кода ТН ВЭД заканчивая техническими характеристиками и стоимостными уровнями товара).

Отсутствуют методические материалы  по проведению таможенной оценки: на какие ценовые уровни ориентироваться, какой уровень считается нормальным для данного вида товара. Возникают сложности при подборе ценовых источников. Постоянно возникают такие вопросы: как, где и в каком порядке осуществлять подбор источников ценовой информации непосредственно в ходе таможенного оформления.

Существующая база данных "Мониторинг-Анализ" является общероссийской и содержит огромный массив информации. Значительным ее недостатком является трудоемкий и долгий процесс подборки идентичных (однородных) товаров. Для  соблюдения требования Закона РФ "О  таможенном тарифе", необходимо чтобы  стоимость идентичных или однородных товаров была принята таможенным органом по 1 методу. Для получения  информации об однородности товаров  и методе их оценки, инспектору необходимо просмотреть каждую таможенную декларацию в отдельности. Для целей определения  таможенной стоимости информация о  товарах, стоимость которых принята  не по 1 методу, не нужна вообще. Считаю необходимым в составе программного комплекса "Мониторинг-Анализ" предусмотреть  дополнительный параметр поиска - метод  определения таможенной стоимости  товара, что значительно сократит временные затраты должностных  лиц таможенных органов на поиск  необходимой ценовой информации.

 

Одной из прямых мер по минимизации  рисков в стоимостных профилях риска  предусмотрен запрос у декларанта таможенной декларации страны отправления. Однако за весь период действия СУР в ДВТУ был направлен только один образец  экспортной декларации (японской). Декларант, представляя в таможенный орган  практически любой документ с  названием "Экспортная декларация", уверен, что он не будет уличен в  недостоверности заявляемых сведений т.к. достоверность предусматривает  в первую очередь наличие достоверной  справочной информации. Не имея образцов экспортных деклараций и не зная правил их заполнения, требования таможенных органов о предоставлении иностранных  деклараций носит формальный, не несущий  для декларанта правовых последствий  характер.

В настоящее время таможенный орган не имеет возможности доказать фиктивность сделки, так как отсутствует  координация с таможенными органами стран-экспортеров, производителями  оцениваемых товаров. И даже взаимодействие отделов по вопросам контроля таможенной стоимости с правоохранительными  подразделениями таможенных органов  не налажено должным образом.

Проблема занижения таможенной стоимости носит системный характер, и таможенные органы для ее решения  должны использовать все имеющиеся  ресурсы. Так, ОКТС Находкинской таможни совместно с отделом таможенной инспекции в 2008 году проведено 41 проверочное мероприятие, по результатам которых произведено 25 корректировок таможенной стоимости на сумму 1007 тыс. руб. В то же время какие-либо методические указания или механизм взаимодействия ОКТС с правоохранительными подразделениями Находкинской таможни по вопросам контроля таможенной стоимости отсутствуют.

В целях повышения эффективности контроля таможенной стоимости товаров необходимо организовать информирование ОКТС о нарушениях, совершаемых участниками ВЭД, которые могут повлиять на принятие решения по таможенной стоимости.

Основные проблемы по таможенной стоимости возникают в отношении  товаров, происходящих из Китая. Существуют одни и те же проблемные участники  ВЭД, которые, используя юридически грамотно составленные документы, по заниженной цене осуществляют ввоз огромных партий товаров. К настоящему моменту в  КНР появилось представительство  ФТС РФ, однако пока обозначенные проблемы не решаются.

В таких обстоятельствах  является необходимым активизировать деятельность ФТС России по взаимодействию с таможенными службами иностранных  государств в целях проверки подлинности контрактов, фактического совершения сделок на заявленных декларантами условиях. Наиболее приемлемым представляется использование опыта стран - участников ВТО по осуществлению предотгрузочной инспекции. В соответствии со ст.28 закона РФ от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в РФ товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию. В рамках данной процедуры инспекционная компания еще в стране вывоза определяет, соответствуют ли товары контракту, а сам последующий импорт установленному в стране ввоза порядку. То есть ввоз товара по данному контракту не должен привести к:

потере дохода государства  от таможенных платежей;

потере валютных ресурсов;

ввозу нестандартных или  запрещенных товаров.

В настоящее время в  России применяется одна из форм предотгрузочной  инспекции - процесс сертификации товаров  до отгрузки в РФ. Целью этой процедуры  является проверка на соответствие ГОСТам.

Установив проведение предотгрузочной  инспекции обязательной для участников ВЭД, занижающих таможенную стоимость, таможенные органы значительно повысили бы их заинтересованность в предварительном  контроле. Этот эффект достигается  за счет того, что таможенное оформление товаров, не прошедших предотгрузочную  инспекцию, задерживается для проведения расширенного комплекса мероприятий, позволяющих убедиться в отсутствии нарушений.

На сегодняшний день назрела  необходимость в организации  работы, направленной на формирование единого понимания и толкование правовых норм в области таможенного  дела, как судебными органами, так  и таможенными органами. Возможно, необходимо организовать взаимодействие таможенных органов с представителями  судебных органов в целях конструктивного  диалога и доведения до сведения судов позиции таможни. Правильно  организованная работа по взаимодействию таможенных и судебных органов способствовала бы обеспечению законности действий таможенных органов и формированию положительной судебной практики.

Необходимо довести до судебных органов позицию таможни, заключающуюся в том, что с  фискальной позиции правильное определение  таможенной стоимости является гарантией  конституционного принципа равного  и справедливо налогообложения, чтобы ни один из декларантов не находился в предпочтительном, либо наоборот в худшем положении в  силу применения разных методов определения  таможенной стоимости. Ибо таможенная стоимость является базой для определения (расчета) не только таможенной пошлины и сбора за таможенное оформление, но и налога на добавленную стоимость (при ввозе товаров), а в некоторых случаях и акциза. Поэтому государство обязано контролировать правильность определения таможенной стоимости.

По смыслу содержания статьи 40 Налогового кодекса РФ, для целей  налогообложения ценой сделки должна являться рыночная цена. Требование о  соответствии цены сделки рыночным ценам  не нарушает принцип свободы договора. Налоговое и таможенное законодательство не пытаются регулировать цену сделок, а требуют корректировки этих цен, чтобы налоговые и таможенные платежи уплачивались так, как если бы сделки осуществлялись между добросовестными  и независимыми партнерами.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний  день система контроля таможенной стоимости  в РФ не идеальна и не функционирует  с максимальной эффективностью. Для  повышения качества контроля таможенной стоимости необходимо провести ряд  мероприятий.

Информация о работе Контроль таможенной стоимости товаров