Контрафакция и фальсификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

По официальным данным Роспатента, оборот поддельной продукции на российском рынке составляет 80-100 млрд руб. в год, в результате чего экономика недосчитывает 1,5 млн рабочих мест, а госбюджет – 30 млрд руб.
Контрафакция и фальсификация являются глобальными проблемами мировой экономики, они негативно сказываются на всех ее секторах.
Системная борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией на современном этапе становится важной составляющей экономической безопасности государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 История развития контрафактной и фальсифицируемой продукции…...5
1. Период царской России……………………………………………...5
2. Правление Советской власти………………………………………..6
1.3 Современный этап…………………………………………………...8
2. Понятия фальсификации и контрафакции……………………………...13
1. Фальсификация и ее виды………………………………………….13
2. Контрафакция и ее виды…………………………………………..22
3. Признаки выявления некачественной продукции………………..23
3 Меры борьбы с контрафактной и фальсифицируемой продукцией…..25
3.1 Деятельность таможенных органов………………………………25
3.2 Причины развития контрафактной и фальсифицированной продукцией и пути их решения……………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………….…34

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 65.27 Кб (Скачать)

     Новый период российской истории в области  идентификации и обнаружения  фальсификации начинается в XXI в., после принятия Федерального закона «О техническом регулировании» [2].  Этот период  характеризуется усилением борьбы в основном с контрафактной продукцией и ослаблением борьбы с другими видами фальсификации.

     Борьба  с контрафактом на государственном уровне начала осуществляться  силами Госторгинспекции Минэкономразвития России, Государственного таможенного комитете и Министерства внутренних дел.

     Так, 26 февраля 2003 г. Состоялось совместное заседание коллегии Минэкономразвития  России и Министерства внутренних дел  России, на котором рассматривался вопрос «О мерах по реализации Министерством  экономического развития и торговли РФ и Министерства внутренних дел  РФ государственной политики по защите прав интеллектуальной собственности, пресечению производства и распространения  фальсифицированной и контрафактной  продукции».

     По  результатам обсуждения был издан  приказ Минэкономразвития и МВД  России о 19 апреля 2003 г. № 132/261 «Об объявлении решения совместного заседания  коллегий Минэкономразвития России и МВД России», в котором определялись следующие основные направления  деятельности министерств по охране прав интеллектуальной собственности, противодействия распространению  фальсифицированной и контрафактной  продукции: совершенствование правоприменительной  практики, гармонизация законодательства России с международными требованиями, выполнение принятых перед ВТО обязательств, взаимодействия государственных институтов, различных общественных объединений, правообладателей и «прозрачность» работы в этой сфере.

     Кроме того, в решении коллегии планировалась  разработка проектов федеральных законов, предусматривающих установление ответственности  за производство и распространение  фальсифицированной и контрафактной  продукции путем внесения соответствующих  изменений и дополнений в Уголовный  Кодекс РФ[3], Кодекс РФ об административных правонарушениях[4] и в ФЗ «О лекарственных средствах» [5] .

     В усилении борьбы с контрафактной  продукцией оказались заинтересованными  не только государственные органы, но и общественные объединения производителей. Так, Торгово-промышленная палата совместно  с созданным в 2003 г. Общественным объединением – Союзом производителей против подделок провела в ноябре 2005 г. Конференцию: «Производители против подделки: стратегия победы».

     В июле 2006 г. Федеральное агентство  по техническому регулированию и  метрологии, некоммерческое партнерство  «Национальный проект «Россия против контрафакта», Координационный совет предпринимательских союзов в России организовали научно-практическую конференцию: «Роль системы добровольной сертификации в противодействии обороту контрафактной и фальсифицированной продукции».

     В рамках системы добровольной сертификации предложен проект «Марка Года»,  в основу которого заложено выведение  на потребительский рынок нового товарного знака с логотипом  «Марка Года», который одновременно должен являться и знаком соответствия СДС с одноименным названием. Присваиваться знак должен сертифицированным  товарам, работам и услугам, прошедшим  проверку на контрафактность.

     Методика  проверки товаров и услуг на контрафактность, разработанная специалистами СДС «Марка Года» и патентными поверенными, направлена на установление факта наличия или отсутствия у заявителя исключительного права на использование товарного знака.

     Борьба  с другими видами фальсификации (групповой и видовой ассортиментной, квалиметрической, количественной и информационной) в значительной мере ослабла из-за отсутствия органа государственного контроля, осуществляющего работу по выявлению и предупреждению фальсификации по показателям на добровольной основе. В немалой степени этому способствовало ограничение полномочий органов государственного контроля проверкой только обязательных требований, что регламентировано законами «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» и «О техническом регулировании».

     До 2005 г. функции контроля за фальсифицированной продукцией выполняла Госторгинспекция Минэкономразвития России. После слияния ее с Госсанэпидемнадзором и образования Роспотребнадзора, в котором не был создан даже Департамент Госторгинспекции, эти функции осуществляются очень ограничено и только в части квалиметрической идентификации по показателям безопасности.

     Как следствие этого, а также отсутствия технических регламентов, в которых  должна быть определена процедура идентификации  как обязательная, за последние годы (с 2005 г.) вновь отмечается рост производства и реализации фальсифицированной продукции. При этом достаточно часто под  общеизвестными названиями и торговыми  марками производится уже новые  товары с измененными рецептурами, технологиями и потребительскими свойствами.

     Изучение  исторического аспекта проблемы фальсификации позволяет взглянуть  на события сегодняшнего дня более  квалифицированно. Выясняется, что  имеется определенный опыт борьбы с  фальсификацией товаров и противодействия  ее последствием. Поэтому имеет смысл  вспомнить все то, что эффективно, полезно, и применить это в  нашей действительности [12]. 
 
 

  1. Понятия фальсификации  и контрафакции
    1. Фальсификация и ее виды
 

     Фальсификация – это действия, направленные на обман получателя и/или потребителя  путем подделки объекта купли-продажи  с корыстной целью.

     В широком смысле фальсификация может  рассматриваться как действия, направленные на ухудшение потребительских свойств  или уменьшение количества товара при  сохранении наиболее характерных, но не существенных для его использования  по назначению свойств [10].

     Самым широким понятием, трактующим фальсификацию  товаров, является понятие «нелегитимный  товар», так как товар может  быть качественным, нефальсифицированным, в узком смысле, и неконтрафактным, но, например, неучтенным. В понятие «нелегитимный товар» должны входить фальсифицированный, некачественный и неучтенный. В свою очередь, в понятие «фальсифицированный товар» входят контрафактный товар и товары, у которых фальсифицированы количественные или качественные свойства.           Понятия «фальсификация» и «контрафакция» важно определить как процессуальные категории, с учетом двух критериев: специального, отражающего внутреннюю специфику содержания данных явлений, и юридического, предполагающего определенную форму применения этих понятий в нормах права [11].

     При  фальсификации товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько  характеристик товара. Поэтому различаются  следующие виды фальсификации товаров: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная, информационная, комплексная.

     Каждый  вид фальсификации имеет свои характерные способы подделки подлинных  товаров, а при комплексной –  сочетание различных двух, трех или  всех пяти видов.

     При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной замены заменителями другого сорта, вида или  наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. Для ассортиментной фальсификации той или иной группы товаров необходимы следующие условия:

     - наличие в продаже товаров  других групп, близких по потребительским  свойствам и некоторым показателям  качества;

     - подразделение качества товара  на сорта;

     - производство и реализация имитаторов  данной группы товаров;

     - производство  и реализация товаров,  отличающихся по показателям

     качества  и наличию дефектов;

     - унификация упаковки, используемой  для разных групп товаров.

     В зависимости от используемых средств  фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают  следующие способы фальсификации:

     - пересортица;

     - замена высококачественного продукта  низкоценным заменителем, имеющим сходные признаки;

     - подмена натурального продукта  имитатором.

     Все заменители, применяемые при ассортиментной фальсификации, подразделяют на две  группы: пищевые и непищевые.

     К ассортиментной фальсификации прежде всего относят пересортицу товаров, замену товаров высших сортов товарами низших. Это одна из наиболее широко распространенных разновидностей ассортиментной фальсификации.

     Яркими  примерами пересортицы являются: замена муки высшего сорта на первый; муки ржаной сеяной на обдирную; замена яиц 1-й категории на яйца 2-й категории  и т.п.

     Качественная  фальсификация – подделка подлинных  товаров с помощью различного рода пищевых или непищевых добавок  или нарушений рецептур для изменения  качественных показателей органолептических  и других свойств продуктов. Объектами  этого вида фальсификации служат пищевые продукты  с различными добавками или нарушенными рецептурами. Для качественной фальсификации той или иной группы товаров в РФ необходимы следующие условия:

     - наличие в продаже различных  пищевых красителей, ароматизаторов, замутнителей, загустителей, антиокислителей, консервантов, и других компонентов;

     - действие законодательных нормативов  по приминению различных пищевых добавок в продовольственные товары;

     - отсутствие надежного контроля  за уровнем внесения тех или  иных добавок;

     - отсутствие законов, преследующих  за распространение заведомо  ложной информации о свойствах  товара.

     В зависимости от используемых средств  фальсификации, степени введения заменителя и нарушения рецептурного состава  фаьсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации: добавление воды; введение более дешевых компонентов за счет более дорогостоящих: частичная замена натурального продукта имитатором; добавление или полная замена продукта чужеродными добавками; введение различных пищевых добавок;  частичная или полная замена продукта пищевыми отходами; повышенное содержание допустимых нормативно-технической документацией некачественной продукции или компонентов; введение консервантов, антиоксидантов и антибиотиков без их указания в маркировке товара.

     Все добавки и компоненты, используемые при качественной фальсификации, подразделяют на две группы: пищевые и непищевые. В свою очередь, пищевые добавки  подразделяют на допустимые для здорового  человека;  допустимые для детей;  допустимые при тех или иных заболеваниях.

     Количественная  фальсификация – это значительное отклонение параметров товара (массы, объема, длины и т.п.) от предельно  допустимых норм отклонений. Регламентируются только допустимые отклонения в сторону  уменьшения количественного показателя товара. Количественная фальсификация  осуществляется, как правило, на стадии производства: при фасовке товаров, розливе напитков  или на предприятиях торговли, массового питания при отпуске потребителю.

     Стоимостная фальсификация – реализация низкокачественных  товаров по ценам высококачественных или товаров с меньшими количественными  характеристиками по цене товаров с  большими количественными показателями.   Этот вид фальсификации наиболее распространен, так как совмещает  в себе и другие ее виды (ассортиментную, количественную и др.). Более того, именно стоимостная фальсификация  и становится главной целью корыстного обмана потребителей, так как позволяет  получить незаконный доход путем  незаконного повышения стоимости  товара.

     В условиях рыночной экономики, одна из характерных черт которой  - свободные  цены, регулируемые только конкуренцией между отдельными производителями, стоимостная фальсификация может  использоваться либо для реализации фальсифицированной низкокачественной  продукции или даже опасных товаров, либо в целях ценовой конкуренции, в частности для формирования потребительских предпочтений к  данному товару с помощью демпинговых  цен.

Информация о работе Контрафакция и фальсификация