История таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:38, реферат

Описание работы

Предметом истории таможенного дела является изучение возникновения и развития таможенного дела в зарубежных странах, странах СНГ, Республики Казахстан с древнейших времен до наших дней. История таможенного дела показывает процесс зарождения таможенных пошлин, сборов, таможенных учреждений в различных странах мира. Также исследует опыт организации таможенного дела в различных странах мира.

Работа содержит 1 файл

история таможенного дела.docx

— 30.69 Кб (Скачать)

1.

Предметом истории  таможенного дела является изучение возникновения и развития таможенного  дела в зарубежных странах, странах  СНГ, Республики Казахстан с древнейших времен до наших дней. История таможенного  дела показывает процесс зарождения таможенных пошлин, сборов, таможенных учреждений в различных странах  мира. Также исследует опыт организации  таможенного дела в различных  странах мира.

Формирование истории таможенного  дела как отдельной дисциплины тесно  связано с другими отраслями  права. В первую очередь, это –  всеобщая история государства и  права, которая изучает возникновение, развитие, функционирование государства  и права. Тесно взаимосвязана с административным правом, которая изучает организацию исполнительной власти. Финансовое право и налоговое право регулирует отношения, связанные с бюджетными поступлениями и налоговыми платежами. Бюджетные поступления от таможенных органов зависят от успешности выполнения ими фискальных функций, включающие взимание налогов. Связана с уголовным правом, которая регулирует отношения, возникающие в связи с совершением преступлений. Связана с уголовно-процессуальным правом, которое регулирует отношения связанные, в частности, с дознанием, совершением определенных процессуальных действий.

Методы исследования:

    • диалектический метод;
    • исторический метод;
    • системно-структурный метод, предусматривает исследование наиболее сложных, динамических систем, состоящих из множества элементов, т.е. изучает структуру элементов «внутренние связи»;
    • сравнительно-исторический метод, сопоставляет исторические факты. Сравнивает развитие таможенного дела в разных странах.
    • статистический метод – исследует количественные стороны исторического процесса возникновения и развития таможенного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Таможенное дело — совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств черезтаможенную границу. Функции государства в области таможенного дела возложены на Федеральную таможенную службу РФ.

Понятие таможенное дело объединяет широкий круг вопросов как экономического, так и юридического характера, так или иначе затрагивающих внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего они затрагивают обеспечение государством своей экономической безопасности путём регулирования внешнеторговых отношений. Оно осуществляется как посредством тарифных барьеров, так и различного рода нетарифных ограничений, предпринимаемое прежде всего с целью ограничения поставок какого-либо товара на внутренний рынок страны для защиты отечественных производителей его аналогов. В этой связи таможенная политика государства нередко выступает инструментом достижения внешнеполитических целей, путём замены более благоприятного таможенного режима для какой-либо страны на менее благоприятный, в случае ухудшения отношений

 

4.  Изучение исторических источников показывает, что таможенное дело зародилось более двух тысяч  лет назад, его начало можно отнести к III - II векам до нашей эры. Этой точки зрения придерживаются многие историки и экономисты.        

Опираясь на научные  исследования, напрашивается вывод  о том, что история таможенного  дела на Руси насчитывает более тысячи лет. Его возникновение связано с образованием и развитием Древнерусского государства во второй половине первого тысячелетия.         

Таможенно - пошлинные отношения прошли в своей эволюции ряд ступеней. Их история напоминает о прошлом, хранит накопленный человеческий опыт и показывает движение к современному понятию таможенного дела [11, с. 257].        

Этому способствовал  целый ряд обстоятельств: строительство  городов, развитие культуры, становление денежной системы, организация и расширение производства и другие. Но главным явился товарообмен, его объективная потребность для народов, имеющих различные климатические и природные условия и разные возможности производить те или иные товары. Мировая экономика продвигалась к цивилизованному товарообмену на основе внедрения тарифно-пошлинных отношений, формирования таможенной политики. Ускорителем этого процесса стало развитие промышленности и сельского хозяйства.

 

 

 

 

 

 

3. Таможенная деятельность в совокупности включает разработку государственной таможенной политики, формирование таможенно-тарифного механизма реализации государственной таможенной политики и практическую деятельность таможенной службы, нацеленную на реализацию утвержденного таможенно-тарифного механизма. Каждый элемент этой структуры достаточно самостоятелен и требует особого подхода к управлению им и обеспечению качества итоговых результатов.

 

Государственная таможенная политика имеет целью определение  политических установок для целенаправленного  регулирования внешней торговли в национальных интересах государства. Она позволяет объединить усилия всех государственных органов и  обеспечить единый подход к государственному регулированию внешнеэкономической  деятельности. Ее назначение - определить принципы, которыми должны руководствоваться  все законодательные и исполнительные органы государственной власти, причастные к регулированию внешней торговли товарами и услугами.

 

Таможенно-тарифный механизм регулирования внешней торговли создается с целью установления конкретных правил и условий импорта или экспорта тех или иных товаров и услуг. Его назначение - обеспечить реализацию государственной таможенной политики на основе использования комплекса тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли с учетом ограничений, вытекающих из внешнеэкономических обязательств государства: международных соглашений, норм, требований и правил Всемирной торговой организации, а также рекомендаций Всемирной таможенной организации.

Практическая реализация комплекса таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли определяет смысл и целесообразность предыдущих этапов таможенной деятельности. Если на уровне государственной таможенной политики обозначаются проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности, идеология и принципы их решения, а на уровне формирования комплекса таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли конкретизируются задачи и методы решения проблем, то на уровне практической реализации разрабатываются инструменты и технологии реализации утвержденных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.

Государственная таможенная политика является частью внешнеэкономической  политики государства и представляет собой систему мер, правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границу товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов в интересах защиты и развития национальной экономики.

 

Можно также сказать, что  государственная таможенная политика – это принципы внешней торговли государства товарами и услугами на определенный период времени, которые  отражают отношение:

 

·  к защите национальной безопасности;

·  к обеспечению экономической  независимости;

·  к национальному  производителю товаров и услуг;

·  к иностранным инвестициям  в национальное производство;

·  к защите физического  и морального здоровья населения  как прямого и косвенного потребителя  товаров и услуг;

·   к защите окружающей природной среды;

·   к формированию доходной части бюджета.

Для методологически грамотного формирования таможенной политики государства  необходимо знать факторы, обусловливающие  ее содержание

Все факторы, влияющие на государственное  регулирование внешнеэкономической  деятельности, а, следовательно, и на таможенную политику, можно условно  разделить на политические, экономические, технические и организационные.

К политическим факторам относятся:

- образование центров  силы, практикующих во внешней  торговле использование двойных  стандартов к другим участникам  рынка;

- образование и усиление  региональных союзов и политических  блоков стран, ориентированных  на создание собственных правил  внешнеторговой деятельности;

- агрессивная торговая  экспансия государств, обладающих  развитой и устойчивой экономикой;

- отсутствие у России достаточных  возможностей защитить свои экономические  интересы политическими и военными  средствами.

 

 

 

 

6.

 

Таможенное дело стало неотъемлемой частью экономической политики первого  раннефеодального государства восточных  славян - Киевской Руси. Во главе славянского  государства находился Киевский князь, который правил на других славянских землях через посредство их владельцев.  
 
Рост торгово-ремесленных центров Киевской Руси способствовал повышению авторитетности людей, занимавшихся торговлей - купцов и, естественно, сборщиков пошлин, которые назывались по-разному: где - осьменниками, где - таможенниками.  
 
Рост городов на Руси в Х1-Х111 вв. способствовал развитию внутренней торговли и таможенного обложения, появлению новых сословий: бояр, купцов, сборщиков пошлин.  
 
Пошлины в этот период делились на четыре группы: торговые, проезжие, за обслуживание и штрафные.  
 
Более разнообразны были торговые пошлины. Мыт взыскивался не с воза, а с цены товара. Явка - сбор с торговца за явку товара на заставе. Амбарные - за наем амбара под товар на гостином дворе. Гостиное - за наем торгового места на гостином дворе. Пола-вочное - за охрану товара дворниками в амбаре ночью. Свальное -за снятие товара с подводы при взвешивании на заставе.  
 
Торговые пошлины разделялись на сборы за торговые действия и сборы за право купли и продажи.  
 
Мыт - проезжая пошлина за право провоза товаров. Он взимался с количества лодок или возов независимо от ценности товара. Было два мыта: мыт сухой (сухопутный) и мыт водяной (с лодок). Головщина и мыт взимались с лиц, везущих товар. При возвращении купца с его людьми после продажи товара с них взималась разновидность годовщины - задние калачи, по 0,5 деньги с человека.  
 
Мостовщина и перевоз взимались при переезде через мост или при пользовании перевозом, но не мытниками, а мостовщиками и перевозчиками.  
 
После нашествия на Русь татаро-монголов появляется слово "тамга", что на тюркском языке означало "клеймо" - знак, который ставили на скот. Затем оно стало означать родовую печать.  
 
Выдача ханских ярлыков с печатью - тамгой, подтверждающих привилегии феодалов и духовенства, сопровождалась сбором, который назывался тамгой, а вскоре тамгой стала называться пошлина, взимавшаяся при торговле на рынках и ярмарках.  
 
От слова "тамга" был образован глагол "тамжить", т.е. ставить печать и взыскивать пошлину, тамгу. Место на ярмарке, рынке, где тамжили товар, стало называться таможней, а тот, кто тамжил - таможенником.  
 
Собираемые таможенные сборы за право купли и продажи назывались тамгой и осмничее. Осмничее древнее тамги. Осменик - сборщик - был известен еще в Киевской Руси.  
 
В 1648 г. царь Алексей Михайлович повелел подготовить новый документ о порядке государственного устройства России. С этой целью он приказал собрать все грамоты, указы, статьи правящих до него царей и создать новые законы, новый правовой документ по управлению Россией.  
 
После принятия Соборного уложения государство осуществляет ряд мер, которые вошли в историю как таможенные реформы. Это диктовалось потребностью в развитии торговли, необходимостью отмены привилегий иностранцам, совершенствования таможенного обложения.  
 
Первым шагом стала отмена в 1649 г. привилегий иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам.  
 
Таможенную пошлину иностранные купцы платили гораздо большую, чем русские.  
 
Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности. Однако он был настолько сложным и запутанным, что объективно требовал коренных изменений.  
 
Первым шагом таможенной реформы явился Именной Указ с боярским приговором "О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием поскольку взято и с каких товаров", подписанный Алексеем Михайловичем 25 октября 1653 г.  
 
В Указе говорилось: "Великий государь, слушав выписки и челобитья и сказок гостей и гостинной и суконной и черных сотен и слобод и городовых всяких чинов людей, указал, и Бояре приговорили: впредь свою Государеву и таможенную пошлину иметь с весчих и невесчих, со всяких товаров и с хлеба на Москве и в городах с тутошних жилищных и с приезжих со всяких чинов людей, рублевую пошлину, с продавцов по десяти денег с рубля, почему который товар ценою на деньги в продаже будет".  
 
22 апреля 1667 г. вводится в действие Новоторговый устав . Его творцом являлся А.Л.Ордин-Нащокин. В нем были уточнены разделы о торговле иностранцев, резко увеличены торговые пошлины (в 4 раза), в пять раз повышены проезжие пошлины, введены запретительные тарифы на вино, сахар и другие товары.  
 
Новоторговый указ носил ярко выраженный протекционистский характер.  
 
В отличие от западных стран таможенное дело в России развивалось самобытным путем. Характерной особенностью таможенно-тарифной политики являлись низкие, по сравнению с Западом, тарифные ставки, т.е., по сути дела, в стране проводилась фритре-дерская политика. Это была одна из причин того, что контрабанда в этот период не представляла угрозы для государства  
 
В 1723 г., чтобы препятствовать беспошлинному провозу товаров, Петр I издал Указ, в котором говорилось: "...По всей польской границе по большим дорогам учредить крепкие заставы, а между тех больших дорог малые дороги и проезды лесом зарубить, а где лесу нет, то рвами перекопать и накрепко наказать, чтобы никто ни для чего по оным за рубеж не ездил, и следу не прокладывали, а объезжали бы на помянутые большие дороги, а для того с помянутых застав от одной до другой иметь разъезды и ежели на таких заповедных проездах явится след, то тут дожидать, и кто поедет, того взять и штрафовать взятием всего того, с чем взят будет".  
 
Содержание Указа ориентировало на главное - борьбу с контрабандой, хотя практика тех лет показывает, что вводимые форпостные команды из числа военных формирований, высылаемые на разъезды, не только препятствовали проникновению контрабанды, но одновременно выполняли задачу по охране границы и задержанию беглых людей.  
 
Дальнейшее развитие таможенное законодательство получило в Таможенном уставе 1755 г.  
 
В связи с тем, что по тарифу 1757 г. пошлины значительно повысились, поток контрабандных товаров увеличился.  
 
Среди всех мероприятий наиболее действенным было понижение таможенных пошлин, но поток нелегально ввозимых товаров продолжался, особенно в 60-80-х гг., хотя тарифы 1766 и 1782 г. были значительно понижены по сравнению с предыдущими. Это объяснялось тем, что многие товары в России не производились. Поэтому на границе был создан новый орган по защите экономических интересов государства.  
 
В середине 50-х гг. XVIII в., когда была введена откупная система в государстве, таможенная служба, по сути дела, переживала кризис. Откупщики занимались мздоимством, таможенный аппарат не соответствовал сложившимся в стране условиям, развитию торговли, совершенствованию таможенного законодательства по борьбе с контрабандой.  
 
Не лучше положение складывалось и в таможенном ведомстве. Потребовались радикальные изменения и государственное вмешательство в деятельность таможни.  
 
В 1762 г. была учреждена Главная над таможенными сборами канцелярия во главе с Э.Минихом. Екатерина II поручила Ком-мерц-Коллегии пересматривать тарифы каждые 5 лет. Были проведены и другие мероприятия, направленные на централизацию финансового хозяйства государства, уничтожение монополий и привилегий, принадлежащих некоторым торговым компаниям. Правительство Екатерины II проводило компромиссную таможенную политику. Оно стремилось к тому, чтобы примирить протекционистов и фритредеров. И это ему удалось

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. 1. При таможенном   оформлении   товаров,   перемещаемых   через

таможенную границу  одной  из стран СНГ любой другой станы  СНГ в рамках

государств-участников Содружества  и в  других  случаях,  установленных

национальным законодательством    страны,    производящей   таможенное

оформление товара,  учитываются   следующие   таможенные   платежи   в

зависимости от заявленного  таможенного режима:                       

     таможенные  сборы;                                               

     таможенные  пошлины;                                             

     акцизы;                                                         

     НДС;                                                            

     другие налоги  и сборы взимание которых предусмотрено национальным

законодательством.                                                   

     2. Таможенные  платежи выплачиваются  непосредственно   декларантом

либо иными  лицами  в соответствии с национальными  законодательствами.

     Любое заинтересованное  лицо вправе уплатить таможенные  платежи, 

если иное не предусмотрено  таможенным законодательством.             

     В случае  неуплаты таможенных платежей  в установленные сроки суммы

причитающихся платежей взыскиваются с ответственных лиц, ответственных

за их уплату.                                                        

     Таможенное  оформление  товаров  может   производиться  только  при

условии фактического поступления подлежащих  уплате  сумм  таможенных

платежей на  счет  таможенного  органа или в случае обеспечения  уплаты

таможенных платежей в  соответствии с  национальным  законодательством.

     3. Таможенные  пошлины, налоги и таможенные  сборы за таможенное  

оформление уплачивается до или  одновременно  с  принятием  таможенной

декларации.                                                          

     Если таможенная  декларация  не  была  подана   в   установленный

таможенным законодательством  срок, то сроки уплаты таможенных платежей

исчисляются со дня истечения  установленного  срока  подачи  таможенной

декларации, если иное не установлено  с национальным законодательством.

     В исключительных  случаях может быть  предоставлена   отсрочка  или

рассрочка уплаты  таможенных пошлин и налогов в порядке,  определенных

национальным законодательством.


Информация о работе История таможенного дела