Историческое формирование структуры таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью настоящей работы является выявление исторического влияния на современность таможенных органов.
Соответственно, для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
проследить историю развития таможенных органов России и выявить значение рассматриваемого этапа;
изучить основные аспекты, как положительные, так и отрицательные, развития таможенных органов в рассматриваемом периоде, основные итоги развития;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 ГЛАВА 1. Таможенные органы и таможенное дело РФ…………….4
1.1. Таможенные органы России………………………………………...4
1.2. История таможенных органов………………………………………...5
1.3. Таможенная система по Уставу 1910г………………………………..9
1.4. Таможенная система советского периода……………………………13

2 ГЛАВА 2. Современная структура таможенных органов России……..21

2.1. ФТС России……………………………………………………………..21
2.2. Региональные таможенные управления………………………………23
2.3. Таможни РФ…………………………………………………………… 25
2.4. Таможенные посты РФ……………………………………………….. 26

Заключение………………………………………………………………….27

Библиографический список ……………………………………………… 28

Работа содержит 1 файл

Курсаче1.docx

— 67.03 Кб (Скачать)

                     ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

1 ГЛАВА 1. Таможенные  органы и таможенное дело РФ…………….4

1.1. Таможенные органы России………………………………………...4

1.2. История таможенных органов………………………………………...5

1.3. Таможенная система по Уставу 1910г………………………………..9

1.4. Таможенная система советского  периода……………………………13

 

2 ГЛАВА 2. Современная структура  таможенных органов России……..21

 

2.1. ФТС России……………………………………………………………..21

2.2. Региональные таможенные управления………………………………23

2.3. Таможни РФ…………………………………………………………… 25

2.4. Таможенные посты РФ……………………………………………….. 26

 

Заключение………………………………………………………………….27

 

Библиографический список ………………………………………………  28

                                           ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях бурного роста внешнеэкономических  связей России и ввиду вступления ее в ВТО большое значение приобретает  деятельность таможенных органов. На сегодняшний  день таможенная служба является стабильным и развивающимся государственным  органом, достаточно эффективным инструментом внешней и внутренней политики государства. Однако становление таможенной службы не закончено. Концепция развития таможенных органов разработана до 2010 года и  уже разрабатывается на следующую  пятилетку. Большую роль в планировании развития таможенной службы играет понимание  исторических аспектов этого развития: учесть и не допустить ошибки, использовать имеющийся опыт, сохранить традиции.

Таким образом, целью настоящей работы является выявление исторического влияния  на современность таможенных органов.

Соответственно, для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

  1. проследить историю развития таможенных органов России и выявить значение рассматриваемого этапа;
  2. изучить основные аспекты, как положительные, так и отрицательные, развития таможенных органов в рассматриваемом периоде, основные итоги развития;

 

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО РОССИИ

                     1.1 Таможенные органы России

          В соответствии с таможенным кодексом РФ таможенные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации. При этом Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела и обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела, а также единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации. Таким федеральным органом является ФТС России.

Таможенные  органы составляют единую федеральную  централизованную систему.

Таможенные  органы выполняют следующие основные функции:

1) осуществляют  таможенное оформление и таможенный  контроль, создают условия, способствующие  ускорению товарооборота через  таможенную границу;

2) взимают  таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые,  специальные и компенсационные  пошлины, таможенные сборы, контролируют  правильность исчисления и своевременность  уплаты указанных пошлин, налогов  и сборов, принимают меры по  их принудительному взысканию;

3) обеспечивают  соблюдение порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу;

4) обеспечивают  соблюдение установленных в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности  и международными договорами  Российской Федерации запретов  и ограничений в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную  границу;

5) обеспечивают  в пределах своей компетенции  защиту прав интеллектуальной  собственности;

6) ведут  борьбу с контрабандой и иными  преступлениями, административными  правонарушениями в сфере таможенного  дела, пресекают незаконный оборот  через таможенную границу наркотических  средств, оружия, культурных ценностей,  радиоактивных веществ, видов  животных и растений, находящихся  под угрозой исчезновения, их  частей и дериватов, объектов  интеллектуальной собственности,  других товаров, а также оказывают  содействие в борьбе с международным  терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют  в пределах своей компетенции  контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

8) ведут  таможенную статистику внешней  торговли;

9) обеспечивают  выполнение международных обязательств  Российской Федерации в части,  касающейся таможенного дела, осуществляют  сотрудничество с таможенными  и иными компетентными органами  иностранных государств, международными  организациями, занимающимися вопросами  таможенного дела;

10) осуществляют  информирование и консультирование  в области таможенного дела, обеспечивают  в установленном порядке государственные  органы, организации и граждан  информацией по таможенным вопросам;

11) проводят  научно-исследовательские работы  в области таможенного дела.

Указанные функции практически определяют перечень методов и средств, с  помощью которых таможенные органы обеспечивают соблюдение мер таможенно-тарифного  регулирования и ограничений  и запретов, установленных в соответствии с законодательством об основах  внешнеторгового регулирования.

Из всего  вышеизложенного можно сделать  выводы о том, что таможенные органы:

  1. являются неотъемлемой частью таможенного дела, поскольку непосредственно реализуют меры таможенного регулирования;
  2. являются частью государственного управленческого аппарата, т.к. представляют собой единую централизованную федеральную систему;
  3. являются субъектом государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Соответственно, изучая историю таможенных органов, необходимо рассматривать их как  неотъемлемую и безусловно зависимую часть таможенного дела, на которое в свою очередь оказывают значительное влияние процессы, происходящие в торговле (в особенности международной торговле), и в государстве.

                      

                              1.2 История таможенных органов

   Развитие таможенных органов представляет собой сложный процесс.  Лишь

по мере создания  и  укрепления  централизованного  государства,  расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и  развитие  структур и институтов, которые составили  в  дальнейшем  ядро  российской  таможенной службы. Если говорить о таможенных органах древней Руси, то их как таковых не существовало. Были заставы, через которые провозили грузы. Издавна у русских, как норма  обычного  права,  существовало  правило взимать мыт или мыто — сбор за провоз товаров через заставы. Именно  к  этим понятиям восходят сохранившиеся  в  славянских  языках  слова  «мытник»  или «мытчик» — сборщик пошлин, «мытища» — места сбора мыта.

   Завоевание русских земель  татаро-монгольскими  племенами  привело  к

укоренению  в русском языке слова  «тамга»,  означавшее  у  тюркских  народов знак, клеймо, тавро,  которое  проставлялось  на  имуществе,  принадлежавшем определенному  роду.  Получение  ханских  ярлыков   сопровождалось   сбором, который стал называться у русских тамгой. От  слова  «тамга»  был  образован глагол  «таможить»,  т.е.  облагать  товар  пошлиной,  а  место,  где  товар «тамжили»  стало  называться   таможней.   Служилый   человек,   в   прошлом называвшийся  мытником,  стал  называться  таможенником. В обиход вошли словосочетания  «таможенная  голова»   (старший   таможенник),   «таможенная грамота» (разрешение лицу,  общине  или  монастырю  организовывать  в  своих владениях торговлю и брать с провозимого товара пошлину).

   Со временем совершенствовалась организация таможенного дела в России. Управление таможенными сборами с  1718 г.  начало  осуществлять  учрежденная Петром  I  Коммерц-коллегия,  которая  была  самостоятельным  управленческим ведомством. Избиравшиеся по-прежнему  из  купечества  управляющие таможнями (они назывались таможенными бурмистрами,  а с 1720 г.  — обер-уольнерами) получали годовое денежное содержание  как  служащие.  Отмененная  в  1681 г. система откупов была в 1712 году введена на сухопутной границе. Правительство  Петра  I  для  того,   чтобы обеспечить проведение таможенных мероприятий, укрепляло государственные  границы,  на  западе  их охраняли регулярные войска.  В  конце  царствования  здесь  существовало  15 крепостей. Между крепостями и впереди них были созданы цепи форпостов.

   В 1754 году была  учреждена  пограничная  стража  как  особый  корпус

войск, охранявшая границу на Украине и в Лифляндии, а позднее  в  дополнение к ней — казачья и таможенная стража, состоявшая из таможенных объездчиков.

   В 1782 году Екатерина II учредила пограничную таможенную  стражу  для

отвращения  набегов  на  западной  границе.  Она  состояла   из   таможенных

надзирателей  — по одному на каждые десять верст,  которые  несли  дозоры  на своем участке.

   Если надзиратель или находившиеся под его начальством  объездчики  не

могли  самостоятельно   задерживать   контрабандистов.   они   должны   были преследовать их до ближайшего селения, в котором  обращались  за  помощью  к местным властям.

   В  1819  году  был  принят  таможенный  устав,   в   котором   охрана

государственной границы  возлагалась  на  таможенную,  а  затем  пограничную стражу министерства финансов.

   В 1822 году казачьи части были переведены во вторую линию, отстоявшую

на три-пять  верст  от  линии  таможенных  объездчиков,  а  в  1823  году  в

дополнении к конным объездчикам в пограничную и таможенную  охрану  были введены еще и стражники — пешие воины.

   В 1827 году по Положению об устройстве пограничной таможенной стражи, последняя была сведена в особые части бригады, полубригады и  роты,  которые делились н отряды, а иногда на подвижные колонны. В 1827 году в страже  было 37 кадровых офицеров,  275  запасных  офицеров,  3282  рядовых.  Надзиратели таможни и их помощники стали числиться  не  на  гражданской,  а  на  военной службе.

   Систему таможенных органов середины  19  века  можно  представить  по

Таможенному уставу. Таможни и  таможенные  заставы  учреждались  по  внешней сухопутной и морской границе империи  и  царства  Польского,  а  на  северо-западе — по границе России с Финляндией. В зависимости от того, какой объем операции производили таможни,  они делились  на  крупные  —  таможни  первого  класса  (Архангельская,   Санкт-Петербургская,  Московская  и  др.),  средние  —  таможни   второго   класса

(Евпаторийская и др.) и малые — таможни третьего  класса  (Николаевская, Мариупольская и др.). Некоторые таможни имели передовые филиалы.  Например, в  Санкт-Петербурге  форпостом  была  Кронштадтская  таможня.  В   некоторых таможнях имелись передовые посты, называвшиеся заставами.  Кроме  таможен  и застав создавались переходные  таможенные  пункты.  Таможни  одного  региона группировались  в  таможенные   округа:   Санкт-Петербургский,   Ревельский, Рижский, Либавский. Одесский и др. Также учреждалась  пограничная  стража для предотвращения тайного провоза товаров.

   Крымская  война,  тяжелое   хозяйственное   положение,   расстройство

финансов, потребности  капиталистического развития обусловили ряд  финансовых реформ.

   В 1860 году был учрежден Государственный банк,  в  1862  году  единым

распорядителем  доходов  и  расходов  стал  министр  финансов.  В  1864  году подчиненный  Министерству  финансов   Департамент   внешней   торговли   был преобразован в Департамент таможенных сборов.

Таможенный  устав  1904  года  установил  новую  структуру  таможенных

органов. Теперь таможенная система России состояла из Департамента  таможенных сборов,  окружных  и  участковых  таможенных управлений,  таможен,  застав, постов и  пунктов.  Каждая  таможня  и  таможенная  застава  находилась  под гласным контролем управляющего  и  состояла  из  таможенных  и  канцелярских чиновников, а также из вольнонаемных досмотрщиков и служителей.

 

   

                     1.3 Таможенная система по Уставу 1910 г.

   31 декабря 1910 года был утвержден Таможенный  устав,  который был

обнародован 1 марта 1911 года. Данный устав внес изменения  в  таможенную систему того времени. Таможенный устав 1910 года уточнил  некоторые  вопросы борьбы   с   контрабандой,   предоставив   органам    таможенного надзора самостоятельно  проявлять  инициативу  в  производстве  обысков   и   выемок контрабандных товаров в пределах 100-верстной  полосы  от  линии сухопутной границы внутрь страны и  от  морских  берегов,  с участием  полиции,  и за пределами  100-верстной  полосы  —  с  помощью   мировых   судей,   судебных исполнителей и полиции.

   Этим уставом детализировались процессуальные вопросы разбирательства.

обжалования и исполнения дел о контрабанде. Таможенную систему России 1910 года возглавлял Департамент таможенных сборов  при  Министерстве  финансов,  далее  шли   окружные   и   участковые таможенные управления и таможенные учреждения (таможни, таможенные  заставы, таможенные посты и переходные пункты). На  сухопутных  и  морских  границах  учреждались  отдельные  корпуса пограничной стражи  с  целью  предотвращения  незаконного  провоза  товаров. Такие отдельные  корпуса  были  созданы  на  границе  Европейской  России  и Закавказья,  а  также  на  границе  с  Великим  княжеством  Финляндским,   в Закаспийской области и на правом берегу реки Пянджа и Аму-Дарьи. В состав отдельного  корпуса  пограничной  стражи  входил  Заамурский округ, на который возлагается охрана Китайской Восточной железной дороги.

Информация о работе Историческое формирование структуры таможенных органов