Досмотр как форма таможенного контроля и его роль в таможенном оформлении товаров и транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей таможенного контроля, а конкретно таможенного досмотра товаров и транспортных средств при осуществлении международных перевозок.

Содержание

Введение .............................................................................................................3
ГЛАВА I (теоретическая) Таможенный контроль……………………………..5
1.1 Понятие таможенного контроля ………………………………………5
1.2 Формы таможенного контроля………………………………………...12
1.3 Таможенный досмотр и его роль в проведение таможенного оформления товаров и транспортных средств; таможенный досмотр как форма таможенного контроля, понятие, цели, виды, условия освобождения от таможенного досмотра…………………………………………………………..18
выводы по главе……………………………………………………………..31
ГЛАВА II (практическая) Досмотр как форма таможенного контроля и его роль в таможенном оформлении товаров и транспортных средств………..32
2.1 Организация таможенного досмотра товаров и транспортных средств, применение технических средств при таможенном досмотре товаров и транспортных средств……………………………………………………………32
2.2 Таможенный досмотр товаров и транспортных средств на русско-китайской границе, п. Забайкальск………………………………………………..35
выводы по главе…………………………………………………………….37
Заключение ………………………………………………………………………..40
Список используемой литературы………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

курсовая Алена.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

          Кафедра административного права и таможенного дела

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я  Р А Б О Т А

 

на тему: «Досмотр как форма таможенного контроля и его роль в таможенном

оформлении товаров и транспортных средств»

по дисциплине: «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств».

 

 

 

 

 

    Выполнил: ст. гр. ТМДВ – 08             

                                                                           Полякова Л. Н

              Проверил: Луконин Д. С.

 

 

 

Чита 2010

Содержание.

Введение .............................................................................................................3                                                                                                               

ГЛАВА I (теоретическая) Таможенный контроль……………………………..5                                      

1.1 Понятие таможенного контроля ………………………………………5

                                                                                                  1.2 Формы таможенного контроля………………………………………...12                                                       

1.3 Таможенный досмотр и его роль в проведение таможенного оформления товаров и транспортных средств; таможенный досмотр как форма таможенного контроля, понятие, цели, виды, условия освобождения от таможенного досмотра…………………………………………………………..18                                                                                         

выводы по главе……………………………………………………………..31                                                                                          

ГЛАВА II (практическая) Досмотр как форма таможенного контроля и его роль в таможенном оформлении товаров и транспортных средств………..32                

2.1 Организация таможенного досмотра товаров и транспортных средств, применение технических средств при таможенном досмотре товаров и транспортных средств……………………………………………………………32                                                                                         

2.2 Таможенный досмотр товаров и транспортных средств на русско-китайской границе, п. Забайкальск………………………………………………..35                                                                   

выводы по главе…………………………………………………………….37                                                                                        

Заключение ………………………………………………………………………..40                                                                                                         

Список используемой литературы………………………………………………43                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Настоящее и будущее любого государства во многом зависит не только от содержания его внутреннего развития, но и от характера соприкосновения с внешним миром. Соприкосновение осуществляется главным образом через границы и в определенном пространстве: это таможенная территория и таможенная граница, что закономерно предопределяет необходимость выведения таможенной политики России на принципиально важное место в системе реализации ее национальных интересов.

Согласно Таможенному Кодексу РФ, таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля.

Преобразования, произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли изменения в таможенное дело, в частности, в таможенный контроль. Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России.

Актуальность темы работы.

Осуществление таможенного контроля является одной из основных функций таможенной службы в любом государстве. Составить верное представление о роли данного института в государственном регулировании внешнеторговой деятельности можно, исходя из стандартного правила 6.1 Киотской конвенции («Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)» заключена в г. Киото 18.05.1973 г., внесение изменений от 26 июня 1999 г.)., предусматривающего, что все товары, а также транспортные средства, которые ввозятся на таможенную территорию или вывозятся с таможенной территории, в не независимости от того, облагаются ли они налогами и таможенными пошлинами, подлежат таможенному контролю.

В Таможенном кодексе РФ вопросам таможенного контроля уделяется большое внимание.

Расширение объема международной торговли и снижение количества нарушений таможенного законодательства можно назвать показателем эффективности таможенного контроля, в частности таможенного досмотра товаров и транспортных средств. В связи с тем, что больше всего данных нарушений совершают с целями сократить размеры уплачиваемых таможенных платежей, с помощью таможенного досмотра государство обеспечивает выполнение собственных фискальных задач, соблюдение российского таможенного законодательства.

Цели и задачи работы.

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей таможенного контроля, а конкретно таможенного досмотра товаров и транспортных средств при осуществлении международных перевозок.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1 изучить общие положения о таможенном контроле;

2 рассмотреть сущность нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем;

3 ознакомиться с формами таможенного контроля товаров и транспортных средств под таможенным контролем.

4 подробно рассмотреть одну из форм таможенного контроля, а именно досмотр товаров и транспортных средств

Объект исследования - особенности таможенного контроля товаров и транспортных средств при осуществлении международных перевозок.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением особенностей таможенного контроля товаров и транспортных средств при осуществлении международных перевозок.

 

Основная часть

ГЛАВА I  (теоретическая) таможенный контроль

1.1 Понятие таможенного контроля

Согласно основным принципам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ (п. 1 ст. 14 ТК РФ). Требования данного принципа распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства, и они также обязательны. Такая функция таможенных органов, как осуществление таможенного контроля, связана с этим принципом (пп. 1 ст. 403 ТК РФ).

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 11 ТК РФ таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства проведения таможенного контроля.

В рамках таможенного контроля реализуется система организационно-управленческих, правоохранительных и фискальных мер. Так, таможенный контроль рассматривается в качестве формы осуществления таможенного дела наряду с другими формами - нормативным регулированием порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, таможенным оформлением, взиманием таможенных платежей (Ноздрачев А. Ф. Таможенное право. М., 2007. С. 128).

По смыслу положений гл. 34 ТК РФ таможенный контроль в узком смысле - совокупность проверочных действий в определенных формах, которые достаточны для обеспечения соблюдения и обнаружения существенных нарушений таможенного законодательства РФ. Характеристика

таких нарушений, выделяемых среди других противоправных действий, приводится в ч. 2 ст. 358 ТК РФ, а именно:

1 нарушения, имеющие устойчивый характер;

2 нарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

3 нарушения, подрывающие конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

4 нарушения, затрагивающие другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложены на таможенные органы.

              Меры таможенного контроля в узком смысле не только являются проверочными действиями, но и имеют принудительно - пресекательный характер. Кроме того, в ходе таможенного контроля таможенными органами реализуется система мер административной ответственности за нарушение таможенных правил. Такими принудительными мерами становятся меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административные наказания, урегулированные Кодексом РФ об административных правонарушениях (Административно-правовой анализ. М., 2007. С. 14).

Основными задачами таможенного контроля являются:

1 установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2 обнаружение товаров, запрещенных к ввозу, вывозу товаров, перемещение которых через таможенную границу допускается только с соблюдением установленных на этот счет положений и предоставление их незаконного перемещения;

3 выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов;

4 определение тарифного наименования товара согласно ТН ВЭД, его цены, количества и качества.

К целям таможенного контроля относятся:

1 определение соответствия досматриваемых товаров данным, заявленным в таможенной декларации;

2 определение соответствия досматриваемых товаров нормам, установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками;

3 контроль за разрешительным порядком перемещения товаров;

4 классификация товаров по ТН ВЭД;

5 определение стоимости, количества, качества.

Формы проведения таможенного контроля представляют собой отдельные разновидности проверочных мероприятий (проверка документов, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, таможенное наблюдение и др., ст. 366 ТК РФ).

Способы проведения таможенного контроля представляют собой меры, которые применяются таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы таможенного контроля. К способам проведения таможенного контроля можно отнести такие, как идентификация товаров и транспортных средств (ст. 390 ТК РФ), назначение экспертизы (пункт 1 ст. 378 ТК РФ), привлечение специалиста (пункт 1 ст. 384 ТК РФ), наложение ареста на товары или изъятие товаров (ст. 377, пункт 1 ст. 391 ТК РФ), создание зон таможенного контроля (абзац 1 пункта 1 ст. 362 ТК РФ).

В качестве средств проведения таможенного контроля следует рассматривать:

1 технические средства таможенного контроля (пункт 1 ст. 388 ТК РФ);

2 морские (речные) и воздушные суда таможенных органов (пункты 2, 3 ст. 388 ТК РФ);

3 информационные ресурсы таможенных органов (ст. 425, 387 ТК РФ);

4 поисковые собаки.

К средствам производства таможенного контроля можно отнести и специальные средства, применяемые должностными лицами таможенных органов при выполнении служебных обязанностей «с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений» (ч. 5 ст. 375), устройства для вскрытия помещений относятся к специальным средствам. В ходе таможенного контроля может быть применена и физическая сила (Ноздрачев А. Ф. Таможенное право. М., 2007. С. 135).

Объекты таможенного контроля обладают специфическим статусом. Прежде всего, это статус товаров и транспортных средств, которые находятся под таможенным контролем (п. 4 ч. 1 ст. 11, ст. 360 ТК РФ). Другой статус имеют товары, выпущенные в свободное обращение (ст. 361).

              В качестве предмета таможенного контроля выступает деятельность, подлежащая проверке (контролю) таможенными органами (Тимошенко И. В. Таможенное право. М., 2008. С. 242), а именно:

1 перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (пп. 7, 8, 9 п. 1 ст. 11 ТК РФ), а также последующие операции с условно выпущенными товарами;

2 деятельность в области таможенного дела (гл. 3 ТК РФ);

3 действия, предшествующие осуществлению операций по перемещению товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу (например, подача предварительной таможенной декларации (ст. 130 ТК РФ); обращение в таможенный орган с заявлением о применении таможенных режимов переработки на (вне) таможенной территории п. 6 ст. 179, п. 1 ст. 203 ТК РФ);

4 совершение операций с товарами и транспортными средствами, ввезенными в РФ с нарушением таможенных правил (например, оптовая или розничная торговля товарами, ввезёнными с нарушением таможенных правил, - п. 2 ст. 375 ТК РФ, п. 3 ст. 376 ТК РФ; приобретение товаров, ввезенных с нарушением таможенных правил п. 1 ст. 391 ТК РФ).

По результатам проведенного таможенного контроля таможенный орган принимает окончательное решение о выпуске товаров.

Положения ТК РФ устанавливают принципиально временный характер товарного объекта таможенного контроля с возможностью выделения периодов нахождения товаров в сфере таможенного контроля: например, основной (или обязательный) период, в основном соответствующий периоду таможенного оформления товаров, и факультативный (или возможный), определяемый

таможенным режимом, специальной таможенной процедурой или условным выпуском товара (ч. 3 ст. 151), что определяет актуальность профиля риска на стадии таможенного процесса (Свинухов В.Г. Правовое обеспечение таможенного контроля // «Право и экономика», 2005, № 12).

Согласно ст. 360 ТК РФ, российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при вывозе их с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации или совершения таких действий, которые непосредственно направлены на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы (Завражных М. Л. Таможенное право России. М., 2007. С. 49).

Таможенный контроль товаров и транспортных средств заканчивается после завершения таможенного оформления и проставления должностным лицом таможенного органа на соответствующих документах штампа «выпуск разрешен» и личной номерной печати. Вместе с тем таможенные органы наделены правом проводить проверку достоверности представленных при таможенном оформлении сведений после выпуска, а также вправе запрашивать и получать информацию, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с товарами. Такая проверка может производится в течение одного года со дня принятия решения о выпуске (ст.361 ТК РФ).

При ввозе на таможенную территорию РФ товары и транспортные средства должны считаться находящимися под таможенным контролем непосредственно с момента пересечения таможенной границы и только до момента:

1 выпуска для свободного обращения;

2 уничтожения;

3 обращения в федеральную собственность (например, в результате конфискации пп. 1 п. 1 ст. 428 ТК РФ; отказа в пользу государства пп. 3 п. 1 ст. 428 ТК РФ; изъятых при проведении специальной таможенной ревизии и невостребованных по истечении установленных сроков хранения - п. 9 ст. 377

ТК РФ; изъятых как незаконно ввезенные в РФ и запрещенные к ввозу в РФ,

запрещенные в обороте на территории РФ);

4 реализации как невостребованных (например, в случаях превышения сроков хранения на СВХ или на таможенном складе - ст. 352,429, 431 ТКРФ);

5 реализации как незаконно ввезенных на таможенную территорию РФ (согласно п. 5 ст. 391 ТК РФ, в случае отказа лиц, которые приобрели товары, которые были незаконно ввезены на таможенную территорию РФ, от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций);

6 фактического вывоза с таможенной территории РФ (например, как запрещенных к ввозу в РФ п. 1 ст. 13 ТК РФ или вывезенных в соответствии с таможенным режимом реэкспорта - ст. 239 ТК РФ).

С момента принятия таможенной декларации или же с момента совершения действий, которые непосредственно направлены на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и непосредственно до пересечения таможенной границы, т.е. фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ, российские товары и транспортные средства считают находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ (Косаренко Н. Н. Таможенное право. М., 2006. С 174).

Таким образом, нахождение под таможенным контролем товаров и транспортных средств представляет собой определенный установленный ТК

РФ промежуток времени, в течение которого товары и транспортные средства должны быть подвергнуты или могут быть подвержены определенным проверочным мероприятиям при ограничении прав пользования и распоряжения ими.

Анализ положений ТК РФ позволяет выделить несколько периодов нахождения под таможенным контролем товаров и транспортных средств (Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право. М., 2009. С. 169):

1 основной или обязательный, который в основном соответствует периоду таможенного оформления товаров, т.е. с момента пересечения границы при ввозе и до момента выпуска товаров или с момента подачи таможенной декларации и до вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ);

2 факультативный или возможный, который зависит, к примеру, от специальной таможенной процедуры или предоставляемых льгот по таможенным платежам, другими словами, в случае условного выпуска товаров последние продолжают находиться под таможенным контролем – п. 3 ст. 151 ТК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Формы таможенного контроля

Согласно ст. 366 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) таможенный контроль может осуществляться в следующих формах:

1 проверка документов и сведений;

2 устный опрос;

3 получение пояснений;

4 таможенное наблюдение;

5 таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

6 таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

7 личный досмотр;

8 проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9 осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

10 таможенная ревизия.

Рассмотрим более подробно каждую форму таможенного контроля.

1 Проверка документов и сведений (ст. 367 ТК РФ) заключается в изучении документов на перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства, определении соответствия их оформления установленным правилам, установлении подлинности документов и достоверности, содержащихся в них сведений и может предшествовать другим формам таможенного контроля.

Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством РФ.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Согласно ст. 363 ТК РФ лица, перемещающие товары, транспортные средства через таможенную границу, обязаны предоставлять для таможенного контроля в таможенные органы необходимые документы и сведения.

2 При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц (ст. 368 ТК РФ), а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме. Устный опрос физических лиц, производится в целях выяснения наличия в их багаже предметов, запрещенных к ввозу в Россию или вывозу из нее. Опрос должностных лиц производится на предмет выяснения тех или иных обстоятельств, необходимых для проведения таможенного контроля. Это может быть дополнительная информация относительно сведений, заявленных в таможенной декларации.

3 Получение пояснений (ст. 369 ТК РФ) - это получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями. Пояснение оформляется в письменной форме.

4 Таможенное наблюдение (ст. 370 ТК РФ) - это гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

5 Таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ) - это внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров. Данный осмотр может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре. По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт.

6 Таможенный досмотр товаров и транспортных средств (ст. 372 ТК РФ) - это проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства РФ в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки. Досмотр проводится после обязательного уведомления декларанта. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах.

7 Личный досмотр (ст. 373 ТК РФ) как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через гос. границу РФ и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные, соответственно, к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу с этой территории. Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом. Должностное лицо обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары. О проведении личного досмотра составляется акт в двух экземплярах.

8 Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков (ст. 374 ТК РФ) или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ. Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию РФ без производства таможенного оформления и выпуска товаров.

9 Осмотр помещений и территорий (ст. 375 ТК РФ) проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки. Осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания, подписанного начальником таможенного органа, и служебного удостоверения. Перечень должностных лиц таможенных органов, имеющих доступ в указанные помещения и на указанные территории, а также форма предписания определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов в помещения и на территории они вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запретных помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запретных помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. По результатам осмотра составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

10 Таможенные органы могут проводить таможенную ревизию (ст. 376 ТК РФ) - проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией. Выбор объектов таможенной ревизии, определение формы контрольных мероприятий ведутся на основе анализа различных источников информации, в том числе и сведений, полученных с использованием системы управления рисками.

Таможенная ревизия может проводиться в общей и специальной формах.

Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Перед началом проведения ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться. При проведении общей таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица. Проверка не может продолжаться более трех рабочих дней. Проведение проверки не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица. Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается.

Специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами в случаях, если по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений; при обнаружении данных о нарушении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдении запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Проведение специальной таможенной ревизии назначается начальником таможни или вышестоящего таможенного органа. Решение о проведении специальной таможенной ревизии принимается в письменной форме. Перед началом проведения специальной таможенной ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться. Специальная таможенная ревизия не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии. Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.

Проведение таможенной ревизии (в общей и специальной формах) допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Результаты проведения таможенной ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

 

 

 

 

1.3 Таможенный досмотр и его роль в проведение таможенного оформления товаров и транспортных средств; таможенный досмотр как форма таможенного контроля, понятие, цели, виды, условия освобождения от таможенного досмотра

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств(ст. 372 ТК РФ) форма таможенного контроля, которая заключается в проведении должностными лицами таможенного органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием  упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Другими словами: таможенный досмотр - это административное действие,  заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств,  в  целях  установления законности их  перемещения  через таможенную границу,  соответствие проверяемых товаров данным,  заявленным в таможенной декларации,  соответствие товаров нормам,  установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками, выявление скрытых от таможенного контроля,  либо перемещаемых без разрешительных документов предметов,  а также предметов,  являющихся контрабандой, определения  наименования  и  кода  по  ТН ВЭД,  определение  стоимости,  количества и качества.

Досмотр производится  путём вскрытия тары и установки товаров,  установления их наименования, подсчёта количества, а при необходимости и качества товара, путём  проверки  всех  мест,  полостей и конструктивных особенностей в транспортных средствах и предметах,  с целью обнаружения тайников,  хранилищ, в которых  могут быть спрятаны предметы контрабанды.  Для этого применяются прощупывание, прокалывание,  разборка конструктивных деталей,  узлов и агрегатов, нарушение  целостности  всего или части предмета и т.п. 

Документальным основанием для проведения таможенного досмотра является поручение на таможенный досмотр, подписанное уполномоченным должностным лицом таможенного органа. В поручении должно быть указано: когда оно выдано, срок проведения досмотра и другие необходимые сведения.             

Таможенный досмотр осуществляется не позднее окончания следующего рабочего дня с момента принятия решения о его проведении.              В соответствии с п. 2 ст. 359 ТК РФ, если предъявленные к досмотру товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары, то досмотр товаров переносится на иное время, при этом в акте таможенного досмотра устанавливается новый срок его проведения.

Проведение таможенного досмотра с нарушением установленных сроков (указанных в поручении на таможенный досмотр или акте таможенного досмотра, которым таможенный досмотр отложен на более поздний срок) свидетельствует о незаконности его проведения и не позволяет использовать результаты досмотра при административном производстве или таможенном контроле. В соответствии со ст. 392 ТК РФ, результаты проведения таможенного контроля могут быть признаны в качестве доказательств по делу и подлежат оценке судом, арбитражным судом или должностным лицом наряду с другими доказательствами, в случае если они оформлены в соответствии с таможенным законодательством.

Главный принцип, используемый при производстве досмотра - его выборочность.

Как правило, таможенный досмотр проводится после принятия грузовой таможенной декларации на товары, то есть когда указанная декларация приобретает статус документа, имеющего юридическое значение (п. 3 ст. 132 ТК РФ).

Исключения составляют случаи:

1 проведения таможенного досмотра до подачи грузовой таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ (при оформлении внутреннего таможенного транзита);

2 проведение таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства РФ;

3 проведение таможенного контроля на основе выборочной проверки.

Декларирование - это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершению действия такого режима. Суть декларирования заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, товарах и транспортных средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию.

              Декларирование как составная часть основного таможенного оформления товаров и транспортных средств и само таможенное оформление - это настолько близкие по смыслу понятия, что понятие «таможенное оформление» приравнивают к понятию «таможенное декларирование», в которое вложен смысл процедуры основного таможенного оформления товаров и транспортных средств в его сегодняшнем понимании.

               Таможенное оформление перемещения товаров представляет собой совокупность таможенных операций, осуществляемых лицами и таможенными органами, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, т.е. – это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершение действия данного режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ.

              Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

              Декларирование товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и выполняет следующие функции:

                            1 обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах;

                            2 служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых им под избранный таможенный режим;

                            3 носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.

Декларирование осуществляется в строго определенных формах. Форма декларирования - это способ заявления сведений о товарах и транспортных средствах и иных необходимых для таможенных целей сведений в соответствии с установленными требованиями к порядку их фиксации на носителях информации для передачи таможенному органу.

В настоящее время нормами таможенного законодательства предусмотрено три формы декларирования:

1 устная форма, применяемая в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами;

2 письменная (основная) форма;

3 декларирование в форме подачи сведений в электронном виде на магнитных носителях информации (является вспомогательной формой и используется одновременно с письменной формой в случаях декларирования с использованием грузовой таможенной декларации).

Основным видом письменного декларирования является подача в таможенный орган грузовой таможенной декларации (ГГД).

В ГТД должны быть отражены сведения об отправителе и получателе товара, стране контракта (стране, в которой зарегистрирована фирма - партнер), стране происхождения товара (при импорте) или стране назначения (при экспорте), сведения об условиях поставки, о валюте контракта, о транспорте, на котором должен быть доставлен товар, о таможне, на которой он должен пройти таможенное оформление, о квоте (для товаров, экспорт которых квотируется), о таможенной стоимости товара, подлежащих взысканию таможенных пошлинах и сборах и ряд иных сведений.

Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств с применением ГТД состоит из пяти этапов:

1 прием, регистрация и учет ГТД;

2 таможенный контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД и страны происхождения, а также соблюдения мер нетарифного регулирования;

3 осуществление валютного контроля и контроля таможенной стоимости;

4 контроль таможенных платежей;

5 осуществление таможенного досмотра и выпуск товаров;

На первом этапе таможенного оформления - этапе приема, регистрации и учета ГТД - должностное лицо таможенного органа проводит проверку соблюдения условий, необходимых для принятия таможенной декларации, после чего принимает ГТД и другие документы, подлежащие обязательному представлению в таможенные органы, принимает также электронную копию ГТД, после чего производит регистрацию ГТД.

По завершении такой проверки должностное лицо, осуществляющее первый этап производства таможенного оформления, должно сделать на оборотной стороне первого листа ГТД запись «Проверено», проставить дату и время окончания проверки, свою подпись и личную номерную печать, после чего - передать декларацию на следующий этап оформления.

На втором этапе таможенного оформления - этапе таможенного контроля за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД, страны происхождения, а также соблюдения мер нетарифного регулирования - должностное лицо таможенного органа должно проверить правильность описания товара в ГТД, соответствие описания характеристикам самого товара, а также осуществить проверку количественных данных о товаре.

По окончании второго этапа на обороте первого листа ГТД должна быть сделана запись «проверено», проставлена дата, время окончания проверки, подпись, оттиск личной номерной печати лица, проводившего проверку, после чего декларация передается на следующий этап таможенного оформления.

Третьим этапом таможенного оформления является этап валютного контроля и контроля таможенной стоимости. На этом этапе проводится:

- проверка наличия всех документов, необходимых для целей проведения валютного контроля,

- проверка соответствия условий внешнеторгового договора и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям действующего валютного законодательства,

- проверка соответствия сведений, заявленных в ГТД, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля.

После завершения производства таможенного оформления на данном этапе на обратной стороне первого листа ГТД делается запись «проверено», проставляется дата, время окончания проверки, подпись, оттиск личной номерной печати и декларация передается на следующий этап.

На четвертом этапе - этапе контроля таможенных платежей - производится проверка наличие у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по их уплате, а также и по уплате процентов за использованную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам, а также сумм штрафов в случае совершения этим лицом нарушений таможенных правил. При выявлении наличия такой задолженности товары и транспортные средства подлежат выпуску только после ее полного погашения.

Проверке подлежит правильность заполнения ГТД и ее электронной копии, полноты и достоверности заявленных в них сведений в части, влияющей на исчисление таможенных платежей. Проверяются также обоснованность заявленных тарифных и налоговых льгот. Проверяется также фактическое поступление денежных средств на счет таможенного органа к моменту таможенного оформления. Если нет подтверждения о поступлении денежных средств, которые должны были уже поступить на счета таможенного органа к моменту таможенного оформления, то производится начисление пени за просрочку уплаты таможенных платежей.

После совершения указанных выше проверок должностное лицо, осуществляющее производство таможенного оформления на данном этапе, делает запись «проверено», проставляет дату, время окончания проверки, свою подпись, личную номерную печать и передает декларацию на следующий этап.

И, наконец, пятый, заключительный этап таможенного оформления - этап досмотра товаров и их выпуска. На данном этапе производится проверка прохождения всех предыдущих этапов таможенного оформления и, в случае принятия решения о проведении досмотра товаров, - такой досмотр. Досмотр проводится с обязательным фиксированием его результатов.

Проведению таможенного досмотра товаров и транспортных средств предшествует обязательное уведомление о нем декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, если оно известно.

Проведение таможенного досмотра  в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей возможно при участии понятых и только в случаях:

1 неявки указанных лиц по истечении срока для подачи ГТД;

2 существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими веществами, психотропными, сильнодействующими ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);

3 пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;

4 оставления на таможенной территории РФ товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств,  с указанной территории.

На практике, как правило, в обязательном порядке досматриваются следующие виды товаров:

1 подакцизные товары (заявленные в товаросопроводительных документах как различного  вида  безалкогольные  напитки,  продукты питания, табак,  стекло,  обувь  и другие товары,  близкие по наименованию к акцизным товарам);

2 товары, подлежащие обложению таможенной пошлиной;

3 товары, подпадающие под действие нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование и т.д.);

4 товары, классификация которых в соответствии с ТН ВЭД вызывает сомнение у должностного лица таможенного органа (когда такое сомнение не может быть разрешено без их досмотра);

5 товары, в отношении которых у таможенного органа имеется оперативная информация.

6 товары,  перевозимые транспортом, принадлежащим физическим лицам.

А так же:

7 в отношении лиц,  ранее допустивших  нарушения  процедуры внутреннего таможенного транзита.

В других  случаях,  досмотр  производится  по усмотрению начальников таможенных постов, на основании сведений, указываемых в товаросопроводительных и транспортных  документах,  а  также  в  период  основного  таможенного оформления.

По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт в двух экземплярах (Новиков А. Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела, «Законодательство и экономика», 2005, № 12.). Форма акта утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр акта должностное лицо таможенного органа обязан вручить лицу, обладающему полномочиями, либо его представителю, если эти лица установлены.

В зависимости от оснований (рисков) проведения таможенного досмотра,  последний,  может быть:

1 основным, обычный досмотр, обусловленный технологией проверки грузовой таможенной декларации;

2 повторным, с целью проверки результатов основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного декларирования товаров (до выпуска товаров и после его выпуска);

Таможенный контроль осуществляется не только в процессе таможенного оформления,  но и после выпуска товаров и транспортных средств, т.е. в любое время, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Они вправе проверять наличие товаров и транспортных  средств,  проводить их повторный досмотр,  перепроверять сведения,  указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы и другую информацию,  относящуюся к внешнеэкономическим и  последующим  коммерческим операциям с данными товарами и транспортными средствами.  Так, повторный таможенный досмотр  может  проводиться  в любое время,  в целях выявления фактов недостоверного декларирования товаров,  прошедших таможенное оформление, уклонений от  уплаты  таможенных  платежей  или  совершение  иных таможенных правонарушений.

Основанием для принятия решения о проведении повторного таможенного досмотра после выпуска товаров и транспортных средств  могут  быть  любые сведения о  наличии нарушения законодательства РФ или международного договора РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ.

 Повторный досмотр  вне  мест  таможенного  оформления или вне мест нахождения таможенного органа  проводится  таможенными  нарядами.  В соответствии с п. 2 ст. 361 ТК РФ, таможенный орган проверяет достоверность документов и сведений в отношении ввезенных товаров в течение 1 года со дня утраты товаром статуса находящегося под таможенным контролем.

3 направленным, с целью проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля (по выявлению тайников сокрытий контрабанды);

4 идентификационным, с целью внешней идентификации товара.

Идентификационный досмотр  проводится  в  отношении  всех  партий, ввозимых из  дальнего  зарубежья  товаров,  помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения.  Товары из стран СНГ  досматриваются  выборочно, по решению начальника таможни.  Не подлежат этому виду контроля товары, перемещаемые физическими лицами в упрощённом, льготном порядке.

Идентификационный таможенный досмотр проводится после подачи ГТД в упрощённом порядке с целью установления  фактического соответствия  товаров  их описанию и количеству,  заявленному декларантом товаров в основных и дополнительных листах ГТД, определения страны происхождения товаров. При проведении идентификационного таможенного досмотра решение о выпуске товаров может  приниматься только  уполномоченными  сотрудниками  отделов  таможенного оформления и контроля, отвечающими за документальное оформление,  не участвующими  в  таможенном досмотре, и только при наличии акта таможенного досмотра.       

Идентификационный таможенный  досмотр  проводится   на   основании письменных поручений.  Письменные поручения регистрируются в журнале учёта актов таможенного досмотра.  Должностное лицо таможенного органа,  получив  поручение  на  проведение  идентификационного досмотра, осуществляет фактический досмотр товаров и транспортных средств.

Результаты досмотра, отражаемые в акте таможенного досмотра, в обязательном порядке должны содержать:

- практическое описание товаров (наименование, из какого материала изготовлены, что из себя представляют, цвет, запах и прочее);

- описание маркировки, нанесённой на товар и его упаковку, определяющей страну происхождения  этих  товаров;

- количественные  характеристики  товаров (вес, количество мест, количество товаров в дополнительных единицах измерения и так далее).

В случае невозможности указания точных сведений,  эти сведения указываются ориентировочно.

Все виды таможенного досмотра и результаты их  проведения  фиксируются на бланке «Акт таможенного досмотра».

В случае обнаружения,  в акте досмотра отдельно отмечаются: наркотические средства,  психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные и взрывчатые вещества,  вооружение,  огнестрельное оружие, взрывчатые устройства,  патроны к оружию и боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового уничтожения,  материалы и оборудование, которые заведомо могут быть использованы при его создании, а также предметы художественного, исторического и археологического достояния.

По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств можно выделить его виды:

1 досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;

2 досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;

3 досмотр со вскрытием всех грузовых мест;

4 досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.

Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в ГТД как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в ГТД. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары (п. 4 ст. 372 ТК РФ).

При необходимости проведения экспертизы,  в процессе досмотра, могут отбираться пробы  и образцы товаров.  Взятие проб и образцов производится в установленном порядке.

В зависимости от вида перемещаемого через таможенную границу товара таможенный контроль может быть завершен только после проведения санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в соответствии с Федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

При наличии (обнаружении) подобных товаров, должностное лицо таможенного органа обязано уведомить об этом в установленном порядке представителя соответствующего контролирующего органа.

Необходимо отметить, что ТК РФ, Федеральными законами и иными  нормативными  документами  предусмотрено  освобождение  от таможенного досмотра.  Так,  статья 386 ТК указывает,  что от таможенного досмотра освобождается:

1 личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи;

2 личный багаж членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством РФ, не подлежит таможенному досмотру, если указанные лица пересекают гос.границу РФ в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей;

3 иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом;

4 от определенных форм таможенного контроля в соответствии с международными договорами РФ после ратификации этих договоров;

5 Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это связано с обеспечением безопасности РФ.

Сроки проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств вне зоны таможенного контроля не должны превышать двух часов (п. 2 ст. 410 ТК РФ).

При проведении  таможенного досмотра могут применяться технические средства таможенного контроля (ТСТК),  безопасные для жизни и здоровья людей, и не  причиняющие вреда товарам и транспортным средствам. 

В настоящее время наиболее эффективным техничес­ким средством для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств является инспекционно - досмотровые комплексы (далее - ИДК).

ИДК позволяет за минимальное время (3 - 5 мин.) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими иден­тифицировать перевозимые товары, конструкционные уз­лы транспортного средства, обнаруживать в них предме­ты, запрещенные к перевозке, а также проводить ориенти­ровочную оценку количества перевозимых товаров.

Анализ применения указанных комплексов в таможен­ных службах и службах безопасности ряда государств Ев­ропы и Азии показывает их высокую эффективность по противодействию контрабанде и незаконному перемеще­нию грузов, надежному выявлению оружия и боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ.

В настоящее время ИДК оснащены таможенные службы Германии, Великобритании, Франции, Бельгии, Норвегии, Словакии, Голландии, США, Японии, Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран.

Ведущими странами, производящими ИДК, являются Германия (SMITHS HEIMANN) и Китай (NUCTECH COMPANY LIMITED).

                           

 

 

 

Выводы по главе

Итак, мы рассмотрели общие положения о таможенном контроле, сущность нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем, формы таможенного контроля товаров и транспортных средств под таможенным контролем, таможенный досмотр и его роль в проведение таможенного оформления товаров и транспортных средств; таможенный досмотр как форма таможенного контроля, понятие, цели, виды, условия освобождения от таможенного досмотра.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Таможенный контроль в широком понимании представляет собой разновидность государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию РФ и их вывоза с этой территории. На таможенные органы, осуществляющие таможенный контроль возложена функция координации различных видов государственного контроля при импорте и экспорте товаров.

Таможенный досмотр, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа - одна из самых наиболее эффективных таможенных форм контроля, наиболее важный этап таможенного оформления. С помощью таможенного досмотра государство обеспечивает выполнение собственных фискальных задач, соблюдение российского таможенного законодательства. Наиболее эффективным техничес­ким средством для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств является инспекционно - досмотровые комплексы (ИДК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II (практическая) досмотр как форма таможенного контроля и его роль в таможенном оформлении товаров и транспортных средств

2.1 Организация таможенного досмотра товаров и транспортных средств, применение технических средств при таможенном досмотре товаров и транспортных средств

Таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров, импортируемых на территорию РФ, являются наиболее распространенными формами таможенного контроля, осуществляемыми таможенным органом на таможенной территории страны. По сути, большая часть нарушений таможенного законодательства при ввозе запрещенных или незадекларированных товаров обнаруживается при проведении таможенного осмотра или таможенного досмотра.

Таможенный осмотр следует считать предварительным этапом таможенного контроля, когда в результате визуального осмотра транспортного средства, товаров, багажа и т.п. без вскрытия таможенных пломб, печатей и других средств идентификации могут быть выявлены нарушения таможенного законодательства, несоответствие количества товаров заявленному в таможенной декларации и т.д., что может вызвать необходимость проведения более тщательного таможенного досмотра.

Как уже говорилось выше, при таможенном досмотре снимаются таможенные пломбы, печати, другие средства идентификации, вскрываются грузовые секции применяемого при перевозке транспорта, вскрываются упаковки товаров вне зависимости от их целевого предназначения, будь то дорогостоящее высокоточное оборудование, свадебные торты или упакованные товары народного потребления. Что, естественно, может негативно сказаться на эстетичном внешнем виде товаров и транспортных средств, может повлечь за собой недовольство декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей. Но самое главное, что при досмотре товаров и транспортных средств за отведенные ТК РФ два часа сотрудник таможни может и не обнаружить правонарушения: контрабанды, перевоза товаров запрещенных на территории РФ и т.д. К сожалению, в наше время, когда контрабандисты и мошенники очень изощренны, такое не редкость. Поэтому на территории современной России при проведении  таможенного досмотра применяются технические средства таможенного контроля (ТСТК),  безопасные для жизни и здоровья людей, и не  причиняющие вреда товарам и транспортным средствам. 

В настоящее время наиболее эффективной техни­кой для проведения таможенного досмотра товаров является инспекционно - досмотровые комплексы (далее - ИДК).

На сегодняшний день действует или находится в про­цессе построения 30 систем Heimann Cargo Vision (изгото­витель — SMITHS HEIMANN) и 59 систем TH-SCAN (NUCTECH COMPANY LIMITED).

Рядом российских предприятий в рамках научно - иссле­довательских и опытно - конструкторских работ созданы от­дельные составные части и узлы ИДК.

ИДК выпускаются фирмами в стационарном, перебазируемом и мобильном варианте для досмотра морских контейнеров и большегрузных автомобилей.

Стационарные ИДК с энергетикой 9 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали — 380 мм) являются инспекционными системами, которые дают точное рент­геновское изображение полностью загруженных морских контейнеров и грузовых автомобилей и, как правило, ис­пользуются в морских пунктах пропуска. Пропускная спо­собность - до 25-ти контейнеров в час. Указанные комплексы требуют значительной радиационной защиты и размещаются в стационарных рентгенозащитных соору­жениях.

Легко возводимые (перебазируемые) ИДК с энергети­кой 6 МэВ (проникающая способность по эквиваленту ста­ли - 300 мм) позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о соответствии перево­зимого груза заявленному в товаросопроводительных до­кументах до 85% товаров относительно стационарных ИДК.

Данные комплексы используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20-ти грузовых автомобилей в час. Технологическое оборудование комплекса размещает­ся в быстровозводимом сооружении либо сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой.

Мобильные ИДК с энергетикой до 3 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - до 220 мм) смонти­рованы на шасси автомобиля и требуют при работе нали­чия санитарной зоны. Они позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о нали­чии либо отсутствии грузов в контейнере и соответствии товаросопроводительным документам товаров с малыми объемными плотностями. Мобильные ИДК в основном ис­пользуются в интересах оперативных подразделений та­моженных и других правоохранительных органов.

ФТС России планируется создание системы таможен­ного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, состоящей из ИДК различных типов и модифика­ций, размещенных на пунктах пропуска через государст­венную границу. По оценке специалистов ФТС России потребность таможенных органов составляет не менее 50 стационарных и более 70 мобильных ИДК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Таможенный досмотр товаров и транспортных средств на русско-китайской границе, п. Забайкальск

В 2009 году проведено 19 013 осмотров товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, с применением ИДК.

Выявлено 162 случая перемещения партий товаров с нарушением таможенного законодательства. Возбуждено 162 дела об административных правонарушениях и 32 уголовных дела.             

Общая сумма стоимости товаров, являющихся предметами правонарушений, составляет 38 млн. 199 тыс. 430 руб. 30 копеек. Общая сумма штрафных санкций, наложенных на правонарушителей (по делам об административных правонарушениях, производство которых завершено) составляет  3 159 654,50 рублей.

Цифры говорят сами за себя. ИДК - система призвана довести до совершенства важную процедуру проверки автомашин на предмет провоза контрабанды, повысив эффективность таможенного контроля в пунктах пропуска при одновременном сокращении времени таможенных процедур.

Оснащение таможенных органов инспекционно - досмотровыми комплексами, проводимое в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница», позволяет повысить качество досмотров, сократив при этом временные затраты, что принципиально важно на одном из самых напряженных участков российско - китайской границы.

Мобильный инспекционно - досмотровый комплекс (МИДК) начал свою работу на грузовом направлении международного автомобильного пункта пропуска Забайкальск в 2007 году. МИДК представляет собой  обычный фургон, который превращается в высокотехнологичную машину, на  развертывание системы дается пятнадцать минут. Основа работы комплекса – использование сканирующего рентгеновского излучения, позволяющего досматривать груз (независимо от плотности его укладки), полностью, исключая необходимость вскрытия грузового отделения транспортного средства. Рентген позволяет различить предметы за преградой 280 мм стали, при этом система радиологической безопасности обеспечивает защиту находящихся рядом людей, а также инспектируемых товаров и транспортных средств. За считанные минуты на экране монитора оператора ИДК появляется высококачественное изображение досматриваемого транспортного средства и его груза, можно сделать выводы о его характеристиках, увеличив области изображения. По необходимости комплекс перемещают и на железнодорожный терминал. С помощью инспекционно - досмотрового комплекса, можно обследовать 14 контейнеров всего за шесть часов (вручную на это ушли бы недели). Пока специальные погрузчики готовят очередную партию контейнеров к осмотру, в кабине анализируют полученное видео. Все снимки отправляются в базу данных и в любой момент могут быть перепроверены.

Результаты в первые дни работы забайкальских таможенников с применением ИДК говорят сами за себя: выявлено такое правонарушение как несоответствие фактического количества плодоовощной продукции, заявленному в товаросопроводительных документах, также удалось обнаружить 37 шкурок пушных зверьков, предположительно соболя, которые перемещались из России в Китай с сокрытием. Гражданин Китая попытался спрятать их внутри салона автомобиля между металлической стенкой кузова и обшивкой.

За три года работы в пункте пропуска, при помощи комплекса, выявлены десятки случаев сокрытия товаров народного потребления от таможенного досмотра.

Предметами правонарушений становятся: плодоовощная продукция, запасные части к автомобилям, шкурки пушных животных, товары народного потребления. Например: на МАПП Забайкальск 20 мая 2009 года благодаря инспекционно - досмотровому комплексу выявлен тайник с 620 кг одежды в автобусе «Золотой дракон», который следовал из Китая. Доступ к тайнику, изготовленному из металлических листов, соединенных сваркой, стал возможен не сразу: более двух часов после обнаружения пришлось затратить на то, чтобы вскрыть тайник. Товароведческая экспертиза установила, что стоимость товара - женской и детской одежды - превышает крупный размер, предусмотренный законодательством (250 000 рублей), в связи с чем решался вопрос о возбуждении в отношении китайского перевозчика уголовного дела по статье «Контрабанда» УК РФ.

Общая стоимость изъятого за трехлетний период составила более 1,2 млн рублей, возбуждены уголовные дела по статье «Контрабанда». Возбуждено девять дел об административных правонарушениях по факту незаконного перемещения товаров через границу с сокрытием от таможенного контроля, либо сообщением таможенному органу недостоверных сведений.

Благодаря МИДК па МАПП Забайкальск эффективность таможенного контроля на находится уровне 92,31%. Единственное слабое место МИДК - техника не выдерживает очень низких температур. Тем не менее, в четвертом квартале 2009 года с применением МИДК удалось осмотреть порядка 6500 транспортных средств, проезжаемых через таможенные посты. Применить человеческий фактор, досмотр специалиста понадобилось в 26 случаях, что составило всего 0,4 процента от общего числа отсканированных объектов. В 24 случаях была выявлена контрабанда на общую сумму более 154 тысячи рублей. Как показала практика, попытки переместить товар с сокрытием от таможенного контроля в тайниках или конструктивных полостях в основном совершаются обычными туристами.

Сейчас инспекционно - досмотровый комплекс на МАПП Забайкальск - одном из самых напряженных участков российско - китайской границы, работает в круглосуточном режиме: в ночное время суток, когда приостанавливается работа грузового направления, в зоне особого внимания - пассажирское направление.

По словам Сергея Сутурина, технического специалиста петербургской компании - поставщика ИДК (ЗАО «Техно-С.Петербург»), проводившего обучение должностных лиц таможни теории и практическим навыкам работы на комплексе, уровень подготовки забайкальских таможенников один из самых высоких в целом по системе, что дает уверенность в результативности проведения таможенного контроля с применением ИДК. Как говорится, несмотря на кризис и падение импорта, в наступившем году таможня останется одной из ведущих бюджетообразующих сфер, денег станет меньше, но собирать их будут тщательнее и не последнее, а вернее главенствующее место в этом деле займет работа ИДК.

Как сообщает пресс-служба СТУ, ИДК также поступили и в другие таможни Сибирского федерального округа: Алтайскую, Наушкинскую, Новосибирскую, Омскую. А в 2010 году в российских таможенных органах должно функционировать не менее 85 ИДК – мобильных и стационарных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе

Итак, мы рассмотрели организацию таможенного досмотра товаров и транспортных средств, применение технических средств при таможенном досмотре товаров и транспортных средств, таможенный досмотр товаров и транспортных средств на русско - китайской границе, п. Забайкальск.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Большая часть нарушений таможенного законодательства при ввозе запрещенных или незадекларированных товаров обнаруживается при проведении таможенного досмотра. В настоящее время наиболее эффективной техни­кой для проведения таможенного досмотра товаров является инспекционно - досмотровые комплексы (далее - ИДК).

Благодаря МИДК па МАПП Забайкальск эффективность таможенного контроля на находится уровне 92,31%. Как показала практика, попытки переместить товар с сокрытием от таможенного контроля в тайниках или конструктивных полостях практически невозможна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Тема таможенного контроля является одной из важнейших в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля – выявление, путём различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства, поэтому правовое регулирование этой части таможенного дела является развёрнутым и дифференцируемым и осуществляется Законами РФ, ТК РФ, а также многочисленными правилами проведения таможенного контроля, определяемыми ФТС.

В настоящее время одной из первоочередных задач, стоящих перед Россией, является выработка рациональной внешнеэкономической политики, благоприятных условия для продвижения российских товаров на внешние рынки, развития сотрудничества в сфере международной торговли. Переживая серьёзные трудности, остро нуждаясь в поддержке отечественных экспертов, страна стоит перед необходимостью защиты национальных интересов, из которых первоочередные – экономические.

Таким образом, таможенный контроль является важным элементом таможенного дела, а в целом это один из базовых институтов любой экономики. Несмотря на его несовершенство, можно сказать, что его механизм в настоящее время функционирует довольно успешно и имеет большой потенциал развития и совершенствования.

Таможенный досмотр - форма таможенного контроля; обследование перемещаемых через таможенную границу страны транспортных средств, товаров и иных предметов. Таможенный досмотр предполагает возможность полной или частичной разборки любых предметов в целях установления законности перемещения их через таможенную границу, учета, обложения таможенными пошлинами и сборами.

При проведении  таможенного досмотра могут применяться технические средства таможенного контроля (ТСТК),  безопасные для жизни и здоровья людей, и не  причиняющие вреда товарам и транспортным средствам. 

Результаты применения ТСТК определяют ход дальней­шего процесса таможенного контроля. Эта техника позволяет установить достоверность и подлинность документов, представ­ленных на перемещаемые объекты, определить соответствие качества товаров и транспортных средств данным, содержа­щимся в декларирующих их документах, подтвердить пра­вильность классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, а, следовательно, обеспечить правильное начисление таможен­ных пошлин, взимание налогов, платежей, достоверность та­моженной статистики и эффективный валютный контроль.

Реализуя Федеральную целевую программу развития таможенной службы, российские таможенники акцентируют внимание на совершенствовании существующей системы таможенного оформления и контроля, на приближении уровня деятельности таможенных органов РФ к мировым стандартам, на эффективность осуществления фискальной функции по взиманию таможенных платежей, на развитии форм и методов борьбы с таможенными правонарушениями, на качественной подготовке и переподготовке таможенных кадров. В этом может пригодиться международный опыт современной таможенно - тарифной политики в области таможенного регулирования, основанной на нормативно-правовом обеспечении административных функций в таможенной сфере и комплексной автоматизации таможенных процедур. В борьбе с таможенными правонарушениями наиболее преуспели США, Великобритания, Германия и Франция. Первоочередными задачами по повышению эффективности борьбы с таможенными правонарушениями является:

  - внесение в ТК дополнения, предусматривающего предоставление таможенным органам дополнительных полномочий по приостановлению выпуска при таможенном контроле товаров, содержащих объекты таможенных правонарушений;

  - утверждение на территории России в качестве нормативной документации европейских стандартов проведения таможенного контроля и методик его проведения.

  Немаловажную роль в формировании повышения осознания, активизации сотрудничества и выявления стратегий для более эффективного решения глобальной проблемы, связанной с таможенным контролем, предоставляют международные форумы и конгрессы. Данные мероприятия, несомненно, вносят большой вклад в процесс выработки конкретных идей и обязательств по принятию мер, которые приведут к ощутимому прогрессу в сфере борьбы таможенных органов с правонарушениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативные правовые акты:

1. «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)», Заключена в г. Киото 18.05.1973 внесение изменений от 26 июня 1999 г.

2. «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 26.06.2008, с изм. от 24.11.2008), «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, № 22, ст. 2066.

3. Гуев, А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / А.Н. Гуев. - М.: Дело, 2004. – 817 с.

4. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 01.12.2007), «Собрание законодательства РФ», 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140.

Литература:

1. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право. / Бакаева О. Ю. -М.:, Юрист, 2009. 272 с.

2. Завражных М. Л. Таможенное право России./ Завражных М. Л. - М.: Дело, 2007. 208 с.

3. Косаренко Н. Н. Таможенное право. / Косаренко Н.Н. - М.: Печать, 2006. 320 с.

4. Ноздрачев А. Ф. Таможенное право. / Ноздрачев А. Ф. - М.: Норма, 2007. 688 с.

5. Тимошенко И. В. Таможенное право. / Тимошенко И. В. - М.: Приоритет, 2008. 464 с.

6. Халипов С. В. Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. / Халипов С. В. - М.: Дело, 2007. 136 с.

Публикации.                              

1. Зобов В.Е. «Таможенные органы». Право и экономика, 2007 г., № 17, статья С. 5-6.

2. «Граница на замке». Народная газета, 2008 г., № 235-236, статья С. 14

3. «Таможенный досмотр на русско - китайской границе, п. Забайкальск», datacenter@mail.zabaikalye.net

 

 

 

3

 

Информация о работе Досмотр как форма таможенного контроля и его роль в таможенном оформлении товаров и транспортных средств