Анализ рынка таможенных услуг

Дата добавления: 10 Февраля 2012 в 23:07
Автор: l******@rambler.ru
Тип работы: доклад
Скачать полностью (17.20 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Анализ рынка таможенных услуг.doc

  —  66.50 Кб

Анализ  рынка таможенных услуг

 
 

     Несмотря  на соответствие Таможенного кодекса  РФ зарубежным образцам,  наша таможенная система по-прежнему имеет имидж  «проблемной», потому что российская таможенная практика значительно отличается от других стран. Так, например, при осуществлении крупных импортных операций, разница в издержках при различных вариантах поставок, даже предусмотренных российским законодательством, может быть весьма значительной. Особенности российской таможни обусловлены выполнением таможенной системой в основном налоговых функций, со всеми вытекающими из этого следствиями. Это важное ее отличие от их зарубежных коллег накладывает определенный отпечаток и на формирование таможенных услуг, и на отношения таможни с участниками ВЭД.

     Таможенные  услуги – это вид бизнеса для бизнеса. По сути, он является вспомогательным для внешнеэкономических бизнес-процессов, связанных с экспортно-импортными поставками товаров, оборудования, сырья, технологий, интеллектуальных продуктов или инвестиций. Производителями этих услуг в России являются специализированные фирмы-подрядчики, имеющие официальный и неофициальный статус или частные лица (группы лиц). В рамках своей деятельности они оказывают определенный спектр услуг  участникам ВЭД или  друг другу, если отсутствует возможность выполнить какую-либо часть услуги в большом проекте.

     К основным причинам, формирующим у потребителей спрос на таможенные услуги можно отнести следующие:

  1. Процедуры, связанные с выбором и получением права на использование одного из таможенных режимов или кодов ТЭНВД требуют высокой квалификации.
  2. Соблюдение самой процедуры, как и защита полученного права, требуют высокого профессионализма и, достаточно часто, личных связей, обеспечивающих нужное толкование закона.
  3. Сбор необходимых для таможни разрешений, справок, согласований и сертификатов, представляет собой сложный, запутанный и очень долгий процесс.

    Условия, формирующие спрос на таможенные услуги в России, можно разбить  на две группы: положительные и  отрицательные

   К положительным - можно отнести четыре основных фактора:

  1. Увеличение импортных поставок и торговых оборотов с Россией и стремление ее вступить в ВТО.
  2. Повышение конкуренции среди участников ВЭД и выход на российский рынок западных компаний.
  3. Увеличение покупательских возможностей населения и предприятий России, переориентация России на развитие перерабатывающих отраслей.
  4. Улучшение инвестиционного климата в области логистики.

   К отрицательным условиям, сформировавшим спрос, относятся:

  1. Непрозрачность таможенного администрирования и многовариантные толкования большинства основных нормативно-правовых положений.
  2. Волюнтаристский характер таможни в принятии решений и вариации правоприменительной практики.
  3. Проблемы коррупции и бюрократизма.
  4. Сложность российского законодательства, выраженная:
    • в непредсказуемости изменений,
    • в запутанности нормативно-правовой базы и в ее межведомственных противоречиях,
    • в отставание от рыночных, экономических и политических изменений.

     Все это формирует определенные условия  и принципы деятельности предприятий  на рынке таможенных услуг и, помимо личных связей при работе с таможенными органами, создает потребность в специализированных знаниях, профессионализме, высокой квалификации и опыте в вопросах применения и использования таможенной практики.

     Таможенные  услуги, предоставленные на рынке, достаточно стандартизированы и отличаются в основном качеством, надежностью и профессионализмом, которые в большинстве случаев, можно проверить лишь на практике.

     Среди участников ВЭД, с точки зрения снижения затрат, есть два подхода в работе с таможней. Первый - создание собственных таможенных отделов. Второй -  использование специализированных подрядчиков, предоставляющих таможенные услуги, на аутсорсинге.

     В первом варианте собственные затраты участников ВЭД делятся на внутренние и внешние.

     Внутренние издержки связанны сначала с содержанием, техническим оснащением и обучением создаваемого отдела, а в последующем, с ростом зависимости всего бизнеса участника ВЭД от созданного им же отдела и коррупции среди его сотрудников, происходящих из-за непрозрачности и личностных отношений с таможней.

     Внешние издержки связанны с ответственностью перед контролирующими органами власти и непредсказуемостью проблем при транспортировке товаров от производителя к потребителю на пути движения, особенно на территории России, при оформлении через государственную границу и на таможне, при оформлении, корректировке и взимании платежей в бюджет.

     Второй  путь сокращения затрат подразумевает использование таможенных услуг специализированных предприятий. Он позволяет участнику ВЭД рассчитывать на минимизацию и управление внутренними и внешними издержками своего бизнеса за счет перекладывания функций и ответственности на подрядчика. В этом случае участник  ВЭД получает возможность снимать с себя и более эффективно управлять финансовыми, административными, судебными и репутационными рисками, связанными с таможней.

      Потенциальные клиенты, потребители таможенных услуг – это российские и зарубежные компании и международные перевозчики, являющиеся участниками ВЭД. Ценовой фактор значим для всех, но существуют принципиальные отличия в характере запросов. Так, например, если российские компании нацелены на то, чтобы сэкономить на услугах и платежах, то крупные западные компании заинтересованы в получении качественных и надежных услуг.  Они значительно больше внимания уделяют репутации фирмы, ее опыту работы на рынке, рекомендациям со стороны партнеров по бизнесу, коллег и т.д.  Западные клиенты склонны обращаться к западным компаниям, что обусловлено сложившимся у них стереотипом. Для них поведение их коллег более прозрачно и предсказуемо, а значит,  как считают клиенты, существует больше гарантий на получение качественных услуг.

     Зарубежные  компании, оказывающие таможенные услуги, представлены на российском рынке консалтинговыми структурами, логистическими компаниями, а также экспресс-перевозчиками. Они имеют большой опыт работы на международном рынке, широко известны, имеют узнаваемые бренды, что обеспечивает более легкий выход на клиентов. Как правило, они обращают больше внимание на юридическую проработку проектов, и при конкурентном позиционировании на рынке таможенных услуг в упрек российским компаниям ставят более низкий уровень стандартов качества и надежности обслуживания. Объясняется это тем, что российские коллеги не учитывают стратегические риски и более уязвимы со стороны российских властей и криминала.

     Российские  компании, учитывая, что у них  на основных позициях, как и в  западных компаниях, работают российские специалисты, вышедшие из таможни, на самом  деле, способны оказывать, как услуги аналогичные услугам зарубежных конкурентов, так и услуги практического и технического характера. Они не имеют раскрученных брендов и, как следствие, их средний уровень цен заметно ниже. Преимуществами российских операторов является лучшее понимание нюансов  и тонкостей российского законодательства, знание практики таможенного администрирования,  оперативность и нестандартность подхода, общий менталитет и личные связи на всех уровнях в различных структурах.

     Рынок таможенных услуг разделен на 5 основных самостоятельных видов:

  1. Услуги таможенных консультантов – обеспечивающие стратегическую проработку и тщательную подготовку крупных контрактов и инвестиционных проектов, юридическую и судебную поддержку и сопровождение в отношениях с таможней.
  2. Услуги таможенных брокеров – обеспечивающие согласование процедур, кодов ТЭНВЭД, режимов и условий контрактных поставок, связанных с прохождением границ, оформлением, хранением, транзитом или переработкой товаров, а также практически решающие вопросы в сфере таможенного администрирования.
  3. Услуги по таможне экспедиторов – обеспечивающие беспрепятственную доставку грузов, оформление их за границей и на границе, а также  выполнение других требований брокеров и клиентов, включая переоформление документов, организацию беспрепятственного прохождения границ, страхование и т.д.
  4. Услуги таможенных складов – обеспечивающие оформление и хранение грузов в различных режимах, консолидацию, маркировку, редко упаковку и сборку, 
  5. Услуги около таможенных структур – обеспечивающие оформление и получение различных сертификатов, лицензий, разрешений и согласований.

     Это деление условно, но относится к  одному рынку, так как все предприятия  таможенного сервиса обслуживают  потребности одних и тех же категорий потребителей.

     Компании  и частные специалисты, выполняющие  таможенные услуги, представляют собой  достаточно замкнутую группу. Большинство  ее участников – выходцы из таможенных органов или брокеры с большим  опытом и стажем работы. Они хорошо осведомлены друг о друге, что связано с высокой ролью корпоративных связей и коммуникаций. Как правило, все участники этого бизнеса имеют тесные взаимоотношения с представителями таможенной системы и всех контролирующих органов на самых разных уровнях, от легального участия в выработке законодательных инициатив до элементарной коррупции.

     Одной из проблем профессионального сообщества таможенного бизнеса является пока не решаемая задача по консолидации позиций и объединению усилий всех компаний таможенного сервиса для достижения общих интересов. Другой проблемой является то, что компании, производящие таможенные услуги, и заинтересованные участники ВЭД сталкиваются с нежеланием своих коллег затрачивать какие-то ресурсы для достижения общих целей, но предпочитающих пожинать плоды их усилий.

     Сама  таможня в настоящее время испытывает значительные трудности из-за незаконченной реструктуризации, продолжающихся изменений в законодательной и нормативно-правовой базе,  многократной перестановки и увольнения руководящих сотрудников, замены новыми кадрами из других правоохранительных и силовых ведомств. В результате глубоких широкомасштабных проверок, проведенных различными силовыми ведомствами, в таможенной системе нарушились устоявшиеся связи, порядок и традиции. Это внесло определенный хаос в деятельность участников ВЭД, таможни и компаний, оказывающих таможенные услуги.

     Положительным эффектом такого воздействия на систему стало практическая ликвидация откровенно «черных» и снижение количества «серых» схем, сокращение теневых финансовых потоков и объемов коррупции, увеличение таможенных платежей в бюджет и выравнивание возможностей участников ВЭД в минимизации затрат на таможню.

     Отрицательным эффектом – моральная подавленность сотрудников таможни, боязнь ответственности, безынициативность, снижение профессионализма и квалификации, увеличившие количество ошибок и волюнтаристских решений в правоприменительной практике. Избегание ответственности в принятии решений привело к их затягиванию и перекладыванию на другие ведомства.  Передача от таможни ряда прав другим структурам увеличило запутанность и бюрократизм, как в прохождении и согласовании таможенных процедур, так и в решении спорных или конфликтных ситуаций. Усложнилось получение разрешений и согласований, усилилась непредсказуемость и непрозрачность таможенного администрирования.

     В результате целой цепи событий, происшедших  за последнее время, участники ВЭД  в лице таможни получили изменяющуюся в структуре и кадрах таможенную систему, которая, сохранив старые пороки: непрозрачность, волюнтаризм и бюрократию, приобрела новые: недостаток профессионального или практического опыта и отсутствие правопреемственности в решениях. Происходящие в таможне процессы отодвинули сроки введения всеобщего электронного декларирования, на которое рассчитывали многие российские и зарубежные компании-импортеры. По последним данным оно запланировано на конец 2009г., а это значит, что принадлежность к таможенной касте будет играть существенную роль в сфере таможенных услуг еще, как минимум 3-4 года.

     На  рынке таможенных услуг перечисленные выше процессы привели к ликвидации ряда крупных, не говоря уже о мелких, операторов и ускорили темпы консолидации предприятий таможенного сервиса. Резко возрос спрос и требования к профессионализму и квалификации. С ростом платежей в бюджет понизилась стоимость большинства таможенных услуг. Среди предприятий таможенного сервиса появилась тенденция к расширению комплекса услуг за счет не свойственного ранее им бизнеса: экспедирование, перевозки, складское обслуживание.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Несмотря на соответствие Таможенного кодекса РФ зарубежным образцам, наша таможенная система по-прежнему имеет имидж «проблемной», потому что российская таможенная практика значительно отличается от других стран. Так, например, при осуществлении крупных импортных операций, разница в издержках при различных вариантах поставок, даже предусмотренных российским законодательством, может быть весьма значительной. Особенности российской таможни обусловлены выполнением таможенной системой в основном налоговых функций, со всеми вытекающими из этого следствиями.
Содержание
содержание отсутствует