Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
· изучение теоретических основ системы управления рисками;
· изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;
· анализ основных проблем применения системы управления рисками в таможенном контроле и оформлении.

Содержание

Введение
Глава первая. Теоретические основы управления рисками в таможенной деятельности
1.1. Понятие рисков в таможенной деятельности
1.2. Структура, элементы и принципы системы управления рисками
Глава вторая. Сущность и роль системы управления рисками в таможенных органах
2.1. Система управления рисками в Федеральной таможенной службе Российской Федерации
2.2. Основные проблемы, тенденции и методы управления рисками в таможенной деятельности
Глава третья. Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
3.1.Этапы анализа риска в таможенной деятельности
3.2. Основные проблемы и перспективы использования системы управления рисками при таможенном контроле и оформлении товаров и транспортных средств
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

сергей курсовая.docx

— 48.11 Кб (Скачать)

     - увеличить возможности по выявлению  и прогнозированию нарушений  таможенного законодательства Российской  Федерации; 

     - оказать благоприятные условия  лицам, осуществляющим внешнеэкономическую  деятельность и соблюдающим таможенное  законодательство Российской Федерации; 

     - ускорить перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу Российской  Федерации. 

     - сформировать единое информационное  обеспечение функциональных подсистем  управления рисками структурных  подразделений ГТК России и  объединить их в единую систему  таможенной службы Российской  Федерации. 

     Принципами  управления являются:

     Стратегическое  управление - определение областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков (тенденции, закономерности), а также разработка и внедрение соответствующих мер по их предотвращению или минимизации на уровне всей таможенной службы Российской Федерации;

     Оперативное управление - определение локальных областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков, характерных для отдельных лиц, товаров и (или) таможенных органов, в том числе распределение компетенции таможенных органов по принятию решений.

     Тактическое управление - определение областей риска, характерных для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц, партий товаров.

     Основными элементами системы управления рисками являются:

     1) Сбор и обработка информации  о товарах и транспортных средствах,  перемещаемых через таможенную  границу Российской Федерации. 

     Данный  элемент предусматривает сбор и  обработку всей существующей информации из различных источников о товарах  и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе информации:

     - статистической о перемещаемых  товарах и транспортных средствах  через таможенную границу Российской  Федерации, а также сравнение  внутренней статистики Российской  Федерации со статистикой стран-контрагентов;

     - о производственно-экономическом  потенциале стран-контрагентов;

     - поступающей от иных правоохранительных  и контрольных органов Российской  Федерации, в том числе от  таможенных органов иностранных  государств;

     - о результатах оперативно-розыскной  деятельности таможенных органов,  а также специальной статистики  о нарушениях таможенных правил;

     - о правонарушениях и преступлениях  в сфере таможенного дела;

     - о деятельности лиц, выступающих  в качестве, достаточном в соответствии  с гражданским и (или) таможенным  законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

     - о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов  временного хранения и таможенных  складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

     - о расчетно-платежных отношениях  по совершаемым внешнеэкономическим  сделкам; 

     - о транспортных логистических схемах.

     2) Выявление и анализ рисков.

     Основные  действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:

     - совокупности условий и факторов, влияющих на риски; 

     - таможенных операций, при осуществлении  которых существует вероятность  совершения таможенного правонарушения;

     - объектов анализа; 

     - критериев и параметров, характеризующих  риски (количество перемещений,  номенклатура товаров, получатель  товаров и т.д.);

     - индикаторов риска (граничных  количественных показателей, определяющих  необходимость применения мер  по предотвращению или минимизации  рисков);

     - оценки возможной величины ущерба  в случае возникновения рисков.

     3) Разработка и реализация мер  по управлению рисками.

     При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

     - прогноз результатов и определение  возможных последствий планируемых  мер и вероятности наступления  этих последствий; 

     - анализ возможных мер по предотвращению  или минимизации рисков, а по  результатам - выбор оптимальных,  предусмотренных действующим законодательством  Российской Федерации. 

     4) Обобщение результатов принятых  мер и подготовка предложений.

     СУР невозможна без отлаженной системы "обратной связи". Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку Приказ ГТК России № 1069 от 26.09.2003 года «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава вторая. Сущность и  роль системы управления рисками в таможенных органах.

2.1. Система управления  рисками в Федеральной  таможенной службе  Российской Федерации.

     Российская  таможенная служба играет ключевую роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

     При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения  соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР).

     Управление  рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

     Цель  системы управления рисками - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, которые:

     а) имеют устойчивый характер;

     б) связаны с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

     в) подрывают конкурентоспособность  отечественного производителя.

     Основы  и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование  СУР, закреплены в Международной  конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 г.):

     - таможенный контроль ограничивается  минимумом, необходимым для обеспечения  соблюдения таможенного законодательства;

     - при выборе форм таможенного  контроля используется система  управления рисками; 

     - таможенная служба применяет  метод анализа рисков для определения  лиц и товаров, включая транспортные  средства, подлежащие проверке, и  степени такой проверки;

     - таможенная служба принимает  стратегию, базирующуюся на системе  мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.

     Основными задачами системы управления рисками являются:

     · создание единого информационного  пространства, обеспечивающего функционирование СУР;

     · разработка методик (программ) по выявлению  рисков;

     · определение потенциальных и  фиксирование выявленных рисков;

     · выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

     · оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;

     · определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также  определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

     · разработка и применение методик  оценки эффективности применяемых  мер;

     · разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации  рисков;

     · контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

     · оценка эффективности применяемых  мер по управлению рисками и корректировка  управленческих решений;

     накопление  и анализ информации о результатах  применения отдельных форм таможенного  контроля либо их совокупности, а также  о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений  по модернизации стратегии таможенного  контроля Приказ ГТК России № 1069 от 26.09.2003 года «Об утверждении Концепции  системы управления рисками в  таможенной службе Российской Федерации». 

2.2. Основные проблемы, тенденции и методы  управления рисками  в таможенной деятельности.

     Одной из задач, решаемых в рамках управления в таможенной системе, является управление рисками. Данная задача не является изолированной, обособленной, от большинства других функций управления. При этом, поскольку  риски присутствуют на всех фазах  и этапах таможенной деятельности, функция управления рисками не исчезает до реализации и контроля решений.

     Управление  рисками представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по минимизации рисков в таможенной деятельности Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учебное пособие.- М.: Дело и Сервис, 1999.

     Принятие  решения - волевой акт формирования последовательности действий, ведущих  к достижению цели на основе преобразования исходной информации и представлений  о текущей ситуации. Риск решения - характеристика решения, принимаемого субъектом в ситуации, когда возможны альтернативы, которые содержат многие исходы, существует неопределенность в отношении конкретного исхода или, по крайней мере, один из исходов опасен Серёгин Е.В. Предпринимательские риски: Учеб. пособие. - М., 1999.

     Опасности для таможенного органа (как субъекта) - это совокупность явлений, реализация которых способна нанести вред государству, проявляющийся в провозе через  таможенные границы запрещенных  товаров, нанесение крупного финансового, материального и экологического ущерба интересам субъекта.

     Деятельность  по управлению риском включает следующие  основные направления (этапы):

Информация о работе Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств