Анализ применения экономических методов управления в таможне

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 04:47, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена такому элемент системы управления как экономические методы управления. В первой главе будут рассмотрены роль и место методов управления в системе управления, а также состав и структура экономических методов управления. Во второй главе будет проанализировано применение экономических методов управления в таможне и их влияние на эффективность деятельности таможенных органов.

Содержание

Введение
1 Роль и место методов управления в системе управления
1.1 Метод управления как составляющая часть системы управления
1.2 Состав и структура экономических методов управления
2 Анализ применения экономических методов управления в таможне
2.1 Заработная плата как экономический метод управления
2.2 Жилищный вопрос как форма материального стимулирования
2.3 Охрана здоровья в таможенных органах
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1 Роль и место  методов управления в системе  управления

1.1 Метод управления  как составляющая часть системы  управления

1.2 Состав и  структура экономических методов  управления

2 Анализ применения  экономических методов управления  в таможне

2.1 Заработная  плата как экономический метод  управления

2.2 Жилищный вопрос как форма материального стимулирования

2.3 Охрана здоровья в таможенных органах

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Управление  является одним из видов деятельности человека в определенной предметной среде. Поэтому специфика и особенности управления непосредственно зависят от вида деятельности.

     Управление, в широком понимании этого термина, - это непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести ответственность за них.

     Как любой процесс, управление имеет  свою систему, структуру и особенности. Чтобы эффективно управлять любой организацией, необходимо осознать суть управления, изучить систему управления и разобрать все ее составляющие.

     Курсовая работа посвящена такому элемент системы управления как экономические методы управления. В первой главе будут рассмотрены роль и место методов управления в системе управления, а также состав и структура экономических методов управления. Во второй главе будет проанализировано применение экономических методов управления в таможне и их влияние на эффективность деятельности таможенных органов.  
 
 
 
 
 

1 Роль и место  методов управления  в системе управления

      1.1 Метод управления  как составляющая  часть системы  управления

     Совокупность  взаимосвязанных и взаимообусловленных  элементов, имеющих единую цель функционирования принято называть системой. Понятие «система» в настоящее время может применяться в любой сфере человеческой деятельности: политическая система, система образования, избирательная система, система таможенных органов, сердечно-сосудистая система. Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор (в виде отдельных исполнителей или групп людей), возможна лишь при наличии определенного организующего начала, которое будет направлять и регулировать активность этого компонента системы.

      В настоящее время таможня — это не просто структура по взиманию таможенных платежей, выпуску товаров или проверке документов, как это кажется на первый взгляд. Таможенная деятельность довольно многопланова и объемна. В современном обществе таможня занимается самыми разными видами операций: она не только организует таможенное пространство и регулирует перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств, через нее осуществляется таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, оказываются таможенные услуги, осуществляются таможенный контроль и оформляется статистика внешней торговли. Таким образом, таможня, как вид особой системы, является сложной и разветвленной организационной структурой и представляет собой коллектив людей, объединенных общими целями, работой и интересами, интегрирование людей со своей специфической организационной структурой и строгой иерархией.  

     Система должна работать в одном направлении  и обеспечивать достижение поставленных перед ней целей (цель должна быть понятна всем и достижима), решение задач (формализованное описание цели). Для этого требуется четкое управление внутри нее.

      Управление  представляет собой воздействие субъекта управления на объект управления для достижения поставленной цели с учетом конкретных условий обстановки и ресурсов, которыми можно располагать. Применительно к таможенным органам это общее определение может звучать так: управление - это непрерывный многоплановый процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

      Для существования управленческого  воздействия, его формирования и  реализации необходимо наличие субъекта и объекта управления.

     Субъект управления – это та инстанция, которой разрешено принимать решения и реализовывать их на практике. В таможенных органах это все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и требовать их выполнения.

     Объект  управления – то, на что направлено воздействие. В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений субъектов управления, таможенные коллективы, организационные структуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, и прочее.

     Так как управление в таможенных органах носит иерархический, ступенчатый характер, надо помнить, что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления в зависимости от поставленной задачи.

     Управление  обеспечивает непрерывное и целенаправленное воздействие на управляемый объект, которым может быть технологическая  установка, коллектив, или отдельная  личность. Управление есть процесс, а система управления – механизм, который обеспечивает этот процесс.

     Как и любая система, система управления в таможенных органах имеет свою структуру и состоит из следующих компонентов:

  • механизм управления;
  • структура управления;
  • процесс управления;
  • механизм совершенствования системы управления.

     Схематично  система управления представлена на рис.1.

Рис.1 Система управления в таможенных органах 

       Реализация  целей, функций и принципов управления в таможенном деле осуществляется путем применения различных методов.

       Метод управления (от греческого слова «мethodos» – путь, способ изложения, исследования) – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

       При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед таможенной службой. Такая цель требует решения  конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления. В таможенной практике применяются, как правило, различные методы.

       Классификация методов управления представлена на рис.2. 

Рис.2 Общая  классификация методов управления

      В свою очередь организационно-распорядительные (административные) методы подразделяются на:

  • методы организационно-стабилизирующего воздействия (законодательные акты, нормативы, регламентирование и т.д.);
  • методы организационно-дисциплинарного воздействия (нормы ответственности, должностные инструкции и т.д.);
  • методы распорядительного воздействия (приказы, распоряжения, указания).

      К правовым методам относятся:

  • разработка, использование и применение правовых норм;
  • формирование правовых отношений;
  • соблюдение требований правовых актов.

      Социально-психологические  методы также подразделяются на

  • планирование социального развития,
  • установление благоприятного морально-психологического климата;
  • использование форм морального поощрения;
  • развитие традиций;
  • учет индивидуальных психологических особенностей.
 

      1.2 Состав и структура  экономических методов  управления

     Экономические методы управления являются одними из основных методов управления в таможенном деле. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

    Экономические методы управления это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. Они предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы.

     Особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обеспечение объединения системных государственных, коллективных и личных интересов, что в таможенных органах реализуется в двух направлениях: первое — управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ (централизованный плановый метод), второе направление содержит в себе метод экономического стимулирования и включает материальное стимулирование, коллективную материальную заинтересованность и экономическую ответственность.

     Можно условно выделить две группы экономических  методов, применяемых в управлении: внутренние экономические методы и  внешние экономические методы.

     Внутренние  экономические методы связаны с  оплатой труда сотрудников таможенных органов, т.е. с системой окладов, различных доплат, премий вознаграждений, компенсационных выплат и прочее, а также с совокупностью экономических показателей работы самих таможенных органов.

     Внешние экономические методы связаны с  регулированием внешнеторговых операций и деятельности участников ВЭД и напрямую не влияют на таможню и ее подразделения.

     Структуру экономических методов можно  представить в виде схемы (рис.3).

Рис.3 Структура  экономических методов управления 

     Все представленные выше элементы структуры имеют весомое значение в общей системе управления, но наиболее важным экономическим методом является система оплаты труда. 
 
 
 

2 Анализ применения экономических методов управления в таможне

2.1 Заработная плата как экономический метод управления

     Заработная  плата (система оплаты труда) является одним из наиболее важных экономических  методов управления в таможенных органах. Существуют особенности в  оплате труда и материальном стимулировании сотрудников таможенных органов  и других категорий лиц, занятых в этой сфере.

     Организация заработной платы включает следующие  элементы:

  • форму оплаты труда;
  • тарифную систему;
  • доплаты и надбавки;
  • систему премирования.

     Заработная  плата неоднородна по структуре, разные ее части выполняют различные функции. Основная часть заработной платы (оклад, ежемесячные надбавки) относительно постоянна в течение определенного времени и учитывает уровень квалификации сотрудников, сложность и степень ответственности их работы, условия и интенсивность труда. Дополнительная часть заработной платы является переменной величиной и зависит от результатов работы. Она включает текущие премии, вознаграждения по итогам календарного года и разовые премии.

Информация о работе Анализ применения экономических методов управления в таможне