Анализ экспорта нефти и нефтепродуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:40, лекция

Описание работы

Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа.
Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики.

Содержание

Введение
Глава 1 Россия как ключевой игрок на мировом рынке нефти
Глава 2 Анализ экспорта нефти и нефтепродуктов
2.1 Организационная и технологическая структура экспорта
2.2 Морские поставки через систему АК «Транснефть»
2.3 Экспорт нефтепродуктов из России в 2010 г.
Глава 3 Проблемы и перспективы экспорта российской нефти
3.1 Проблемы экспорта нефти
3.2 Перспективы развития экспорта нефти и нефтепродуктов. ( прогноз 2009г. -2030 г.)
Заключение.
Приложения.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 269.50 Кб (Скачать)


Министерство по образованию и науке

Саратовский государственный социально экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Торгово-экономические отношения россии в современных условиях

на тему: Анализ экспорта нефти и нефтепродуктов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполнила: студентка V курса

                                                                                 специальности:  « Таможенное

                                                                                дело»

                                                                                 Юридического факультета

                                                                                 Христофорова Арина

 

                                                                                  Проверил: Круглов В.С.,

                                                                                  доцент

 

 

                                                                              

 

 

Саратов 2011

Содержание:

Введение

Глава    1    Россия как ключевой игрок на мировом рынке нефти

Глава    2 Анализ экспорта нефти и нефтепродуктов

                2.1   Организационная и технологическая структура экспорта

            2.2     Морские поставки через систему АК «Транснефть»

2.3    Экспорт нефтепродуктов из России в 2010 г.

Глава    3   Проблемы и перспективы экспорта российской нефти

3.1  Проблемы экспорта нефти

           3.2   Перспективы развития экспорта нефти и нефтепродуктов. ( прогноз 2009г. -2030 г.)

Заключение.

Приложения.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа.
Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны. 
Эти цифры подчас служат основанием для критики со стороны ряда российских и зарубежных экспертов, которые утверждают, что такая доля ТЭК свидетельствует о сильной зависимости российской экономики от добычи нефти и газа и о том, что наша страна превращается в сырьевой придаток мировой экономики. 
Наличие обширных нефтегазовых ресурсов - это в первую очередь естественное преимущество, а не недостаток. Главное - уметь ими рационально распорядиться. В качестве примера достаточно просто сослаться на США, Великобританию и Норвегию, где при разумном использовании, как показывает опыт этих стран, нефтегазовая отрасль стимулирует экономическое развитие и способствует повышению благосостояния населения. Поэтому я считаю, что российский ТЭК - это "локомотив", а не "игла" для национальной экономики. 
В связи с этим государственное регулирование ТЭК распадается на два блока задач. Первый - это обеспечение его стабильного развития на всех этапах - от изучения ресурсного потенциала углеводородного сырья до переработки и транспортировки. Второй - эффективное использование потенциала ТЭК для диверсифицированного развития российской экономики и социальной сферы.

 

 

Глава 1. Россия как ключевой игрок на мировом рынке нефти.

 

По сумме экспорта нефти и нефтепродуктов Россия сейчас занимает второе место в мире после Саудовской Аравии и превосходит Иран — вторую по экспортному потенциалу страну ОПЕК. Таким образом, позиции экспортеров ОПЕК и не-ОПЕК на мировом рынке нефти близки и именно потому только совместными усилиями они могут регулировать уровень предложения. Однако это не отменяет того факта, что требуется ревизия старых механизмов регулирования и создание новых и что Россия не готова к искусственному ограничению своего нефтяного экспорта.

По договоренности ОПЕК с пятью странами — независимыми экспортерами нефти — последние взяли на себя обязательство в первом квартале 2010 г. вместе снизить экспорт на 462,5 тыс. баррелей в сутки (63,4 тыс. т/сут.). На долю России в этом объеме приходилось 150 тыс. баррелей в сутки (20,5 тыс. т/сут.). При выполнении этого условия ОПЕК должны были снизить свою добычу на 1,5 млн баррелей в сутки (205,5 тыс. т/сут.).

В пересчете на квартал независимые экспортеры обязались совместно сократить экспорт на 5,7 млн т. Для Норвегии, Мексики, Омана и Анголы это однозначно означало снижение добычи, поэтому для них, как и для стран ОПЕК, была установлена квота на добычу. Россия поставляет на внутренний рынок более 56% добываемой нефти, и этот рынок растет, поэтому для нее была установлена квота не на добычу, а на экспорт нефти.

Как обычно, все страны ОПЕК не соблюдали соглашение полностью, но хоть как-то на него отреагировали. Фактически за квартал они уменьшили добычу на 10,8 млн т вместо 18,5 млн т по отношению к базовой добыче, установленной в ноябре 2010 г., то есть выполнили свои обязательства в среднем на 60 процентов.

Россия должна была снизить экспорт нефти на 1,8 млн т за квартал по отношению к уровню октября 2010 г. и в основном выполнила свои обязательства несмотря на рост добычи. Норвегия уменьшила добычу за три месяца на 3,2 млн т против снижения в 1,5 млн т, которое могло бы быть установлено ей пропорционально добыче. Это было продиктовано не только стремлением стабилизировать рынок, но и требованиями соблюдения режима разработки месторождений. Мексика и Оман немного уменьшили добычу, но не до установленного уровня. Ангола полностью нарушила соглашение и продолжала увеличивать добычу. В сумме, благодаря Норвегии, пять независимых экспортеров выполнили свои обязательства на 80%, что лучше показателя ОПЕК,

с точки зрения ОПЕК соглашение между ОПЕК и пятью независимыми экспортерами благотворно повлияло на распределение добычи в мире. Наконец, независимые экспортеры нефти остановили свое наступление на рынок и даже несколько сократили добычу.

Главным положительным результатом выполнения соглашения стал рост цен на нефть на мировом рынке, цены выросли с $18 за баррель в январе 2005 г. до $26 за баррель в конце марта 2006 г. После окончания действия соглашения стороны не заявили о его продлении, что немедленно вызвало падение цен на нефть. И только эмбарго Ирака на экспорт нефти, объявленное 8 апреля, на время вернуло цены на прежний уровень. После отмены эмбарго Ираком 8 мая цены опять стали падать. Очевидно, что и дальше придется регулировать поставки нефти на мировой рынок, поэтому необходимо оценить все последствия сокращения экспорта нефти из России в первом квартале 2010 г.

С одной стороны, сокращение экспорта нефти из России на 5% было компенсировано ростом цен на 44% и принесло прибыль, которую можно оценить минимум, как уже отмечалось, в $1,15 млрд, если не учитывать, что цена могла упасть ниже $18 за баррель.

С другой стороны, ограничение экспорта нефти вызвало ее избыток на внутреннем рынке и падение цен почти в три раза. Кроме того, в два раза упали цены на нефть на рынках Украины и Беларуси. Эти рынки работают в одном режиме с внутренним рынком России, так как основные мощности украинских НПЗ контролируются российскими нефтяными компаниями, а Беларусь имеет единое с Россией таможенное пространство.

Внутренний нефтяной рынок составляет 29% от общих поставок на НПЗ России, так как остальная нефть поставляется внутри вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) и при оценке потерь от падения цен не учитывается. Имея эти данные, можно оценить потери нефтедобывающих компаний от падения цен на нефть на внутреннем рынке России, рынках Украины и Беларуси.

 

Простой расчет показывает, что российские продавцы нефти потеряли из-за падения цен на внутреннем рынке $990 млн, на Украине — $230 млн, на НПЗ Беларуси — $200 млн.

Больше всех пострадали малые и средние нефтедобывающие компании. Они понесли значительные финансовые потери, так как в первом квартале 2010 г. цены на внутреннем рынке опускались ниже себестоимости добычи. Сами компании не в состоянии принять меры для стабилизации нефтяного рынка, это прямая обязанность государства, но оно не предприняло никаких соответствующих шагов. В результате в конце марта нефтедобывающие компании провели специальное совещание и обратились к президенту России с открытым письмом, где просили дать указание правительству принять меры по стабилизации внутреннего рынка нефти.

Понесли убытки и вертикально-интегрированные компании (ВИНК), добывающие больше нефти, чем им нужно для переработки и экспорта, — в первую очередь «ЛУКОЙЛ», ТНК, «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и Газпром. Однако им проще адаптироваться к временному перепроизводству нефти, так как в их руках резервуарный парк промыслов и нефтеперерабатывающих заводов.

Естественно, от падения цен на нефть на внутреннем рынке пострадали не все. Розничные цены на нефтепродукты практически не изменились, поэтому независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) получили значительную дополнительную прибыль. Вертикально-интегрированные нефтяные компании, которые перерабатывают всю свою нефть и покупают дополнительные объемы у других компаний, также выиграли.

Российское государство понесло убытки, не получив налоги, которые должны были заплатить нефтедобывающие компании с потерянных ими $270 млн. Государственный ущерб будет компенсирован налогами с дополнительной прибыли нефтеперерабатывающих заводов далеко не полностью, так как почти все заводы принадлежат ВИНК, а сумма налогов ВИНК стабильна и не зависит от конъюнктуры нефтяного рынка.

Серьезной потерей для России является сокращение инвестиций в добычу нефти малыми и средними нефтедобывающими компаниями из-за понесенных ими убытков. В перспективе это может привести к снижению добычи нефти в нашей стране, что противоречит ее национальным интересам, зато полностью соответствует национальным интересам стран ОПЕК. Поэтому можно ожидать новое давление на Россию со стороны ОПЕК, для того чтобы она продолжала участвовать в ограничении поставок нефти на мировой рынок.

Несмотря на первую неудачу, нельзя в принципе отказаться от участия в регулировании мирового рынка нефти. Просто необходимо признать, что Россия — не Саудовская Аравия и ее участие — сложная экономическая и технологическая задача. Сначала нужно решить задачу защиты всех секторов нефтяного рынка России от кризиса и только потом заключать соглашения об ограничении экспорта нефти.

 

У России имеются объективные причины, из-за которых она не может пока предложить простой и эффективный метод управления своими поставками нефти на мировой рынок.

Наше государство не может остановить рост добычи нефти, так как в настоящее время это один из главных источников финансирования государственного бюджета и инвестиций в развитие других отраслей промышленности. Кроме того, Россия рассчитывает на экономический подъем, который потребует больших объемов поставок нефти и газа на внутренний рынок.

Из-за сложных климатических и горно-геологических условий отечественные нефтяные компании не могут останавливать эксплуатационные скважины, а затем оперативно снова вводить их в эксплуатацию. Расконсервация скважин, остановленных на период от нескольких месяцев до полутора лет, в России требует дорогостоящих процедур, а иногда вообще невозможна. Поэтому оперативное сокращение добычи нефти в нашей стране приведет к спаду добычи на годы, сокращению инвестиций и к потере рынков сбыта, как это было в начале 90-х годов.

Россия связана долгосрочными обязательствами по поставке нефти и нефтепродуктов для покрытия кредитов, полученных нефтяными компаниями и государством. В этих условиях уменьшение добычи опасно для сохранения финансовой стабильности.

Внутренний рынок еще более уязвим, чем мировой рынок. Даже избыток нефти в 2% способен привести к падению цен на внутреннем рынке в 3 раза за 2 месяца.

И все же Россия обязана участвовать в регулировании мирового рынка нефти, так как она является одним из главных поставщиков этого сырья в мире и ее экономика сильно зависит от мировых цен на нефть. Из-за существующих ограничений нам нужно разработать и комплексно применять широкий набор механизмов регулирования цен на нефть на внутреннем и внешнем рынках. Только постоянный мониторинг рынков сбыта и немедленное реагирование на изменения рыночной ситуации могут принести успех.

Информация о работе Анализ экспорта нефти и нефтепродуктов