Административные правонарушения и уголовные преступления в таможенном деле (особенности выявления и расследования)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:43, реферат

Описание работы

Цель – рассмотреть положения административных правонарушений и уголовных преступлений в таможенном деле и проанализировать особенности выявления и расследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..3
I. Нарушение таможенного законодательства Российской Федерации.….4
II. Особенности выявления и расследования административных правонарушений в таможенном деле……………………………………….6
III. Особенности выявления и расследования уголовных преступлений в таможенном деле…………………………..………………………………..11
IV. Следственные действия используемые для выявления и раскрытия преступлений в таможенной сфере ………….……………………………..15

Заключение………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………….24

Работа содержит 1 файл

адм прест и угол правонар в тд.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

        мировому судье (например, для назначения административного наказания в виде конфискации предметов правонарушения);

        в районный суд, если по делу о нарушении таможенных правил проводилось административное расследование;

        в гарнизонный военный суд, если нарушение таможенных правил совершено военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы.

 

Виды взысканий за нарушение таможенных правил:

      предупреждение

      штраф

      конфискация товаров и (или) транспортных средств, являющихся непосредственными предметами административного правонарушения;

      конфискация товаров и (или) транспортных средств, являющихся орудиями совершения а.п.

( конфискация товаров и тр.ср., являющихся предметом правонарушения и орудием его совершения, применяется только в судебном порядке)

 

     Лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право обжаловать действия должностных лиц  в ходе возбуждения административного производства, производства и его рассмотрения  в вышестоящих таможенных органах, органах прокуратуры и в судебном порядке.

 

III. Особенности выявления и расследования уголовных преступлений в таможенном деле

Преступление в сфере таможенного дела — это предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

Борьба таможенных органов с преступлениями — одна из важнейших задач, стоящих перед ними.

Дознание — одна из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием).

Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела.

Закон различает два вида дознания: дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, и по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

В первом случае дознание включает возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий для установления и закрепления следов преступления (осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей). Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. Не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать его следователю по подследственности.

Во втором случае дело расследуется полностью, органом дознания предпринимаются все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Срок дознания, по общему правилу, не может превышать одного месяца со дня возбуждения, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела.

Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор, но не более чем на один месяц, а в исключительных случаях и на больший срок.

В соответствии с действующим законодательством таможенные органы Российской Федерации производят дознание по делам, отнесенным к их компетенции, в частности, контрабанде (ст. 188 УК РФ); незаконном экспорте технологий, научной информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ), и только по этой статье таможенными органами производится дознание, по которому предварительное следствие не обязательно.

Непосредственно дознание проводят должностные лица этих подразделений по поручению начальника соответствующего таможенного органа. Все выносимые дознавателем постановления утверждаются начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим. Начальники таможенных органов несут ответственность наряду с дознавателем за обоснованность возбуждения уголовного дела, качество проведенных следственных действий, соблюдение сроков дознания, своевременность и законность задержания подозреваемого.

Возбуждение уголовного дела — самостоятельная стадия уголовного процесса. При изучении дознания, производимого таможенными органами, следует различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

 

Поводами к возбуждению уголовного дела являются:

                непосредственное обнаружение должностными лицами таможенных органов  достаточных данных, указывающих на наличие события уголовного преступления;

                поступление в таможенные органы их иных правоохранительных органов, других государственных органов, органов самоуправления и от общественных объединений материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события, за которое установлена  уголовная ответственность;

                сообщения и заявления физических и юридических, а также сообщения из средств массовой информации, содержащие данные , указывающие на наличие деяний, за которые установлена уголовная ответственность;

                явка с повинной.

 

Чаще всего поводом к возбуждению уголовного дела служат сведения о совершенном нарушении, которыми располагают таможенные органы. Такие сведения, как правило, получают в ходе осуществления таможенного контроля, при досмотре транспорта, грузов, личном досмотре, при проверке документов.

Также таможенный орган как орган дознания обязан принимать заявления и сообщения о совершенном или подготавливаемом преступлении в сфере таможенного дела не только от сотрудников таможенных органов. Принимая устное заявление, сотрудник таможенного органа заносит его в протокол, который подписывает заявитель и должностное лицо таможенного органа, принявшее заявление.

Сообщения учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц должны быть сделаны в письменной форме. Письменное заявление подписывается лицом, от которого оно исходит.

После получения сообщения должностное лицо таможенного органа в трехдневный срок проводит проверку. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен до 10 дней. После проведения проверки начальник таможенного органа или его заместитель обязаны принять одно из следующих решений:

а) о возбуждении уголовного дела;

б) об отказе в возбуждении уголовного дела (выносится мотивированное постановление, о чем уведомляется лицо, предприятие, учреждение, организация, от которых поступило заявление или сообщение, и разъясняется их право на обжалование этого постановления);

в) о передаче протокола и других материалов о преступлении по подследственности (если в поступившем заявлении содержатся сведения о преступлении, не подлежат расследованию дознавателями таможенных органов).

Основанием к возбуждению уголовного дела являются:

достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Проблема оснований к возбуждению уголовных дел таможенными органами требует более полного и тщательного изучения с учетом квалификационных признаков конкретного преступления.

Кроме того до возбуждения уголовного дела возможно проведение оперативно-розыскных мероприятий.

В случае обнаружения признаков преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции тамо-

женных органов, начальник таможенного органа или его заместитель сообщают данные прокурору или органам предварительного следствия'.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносит дознаватель и утверждает начальник органа дознания. В нем указываются время и место его вынесения, должность, звание, фамилия лица, вынесшего постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статья уголовного законодательства. Кроме того, в постановлении о возбуждении уголовного дела указывается, кому поручается производство дознания (начальнику таможенного органа, как органа дознания, одному или нескольким дознавателям).

Дознаватель, которому поручено производство дознания, выносит постановление о принятии дела к своему производству.

По возбужденному уголовному делу орган дознания, на основании уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия, направленные на обнаружение, закрепление, передачу и использование следов преступления.

Перечень неотложных следственных действий уже, чем следственные действия вообще. К ним относятся: следственный осмотр, освидетельствование, обыск, выемка, допрос свидетелей, потерпевших, задержание. Рассмотрим следственные действия, наиболее характерные при производстве дознания таможенными органами. К ним, кроме неотложных следственных действий, относится и экспертиза.

 

IV. Следственные действия используемые для выявления и раскрытия преступлений в таможенной сфере

Рассмотрим некоторые процессуальные, тактические, организационные, психологические и этические особенности указанных следственных действий.

Осмотр — следственное действие, проводимое для непосредственного обнаружения и исследования объектов, имеющих значение для дела, их признаков, свойств, состояния и взаиморасположения. Следственный осмотр осуществляется лицом, производящим дознание, в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки и механизма происшествия, установления личности виновного и иных обстоятельств.

Осмотр производится в присутствии понятых. Дознаватель вправе привлечь к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего. В необходимых случаях могут привлекаться специалисты: судебный медик, криминалист, автотехник и др.

Ход и результаты осмотра фиксируются в установленном законом порядке (протокол, схемы, планы, применяются фото-и киносъемка, видеозапись).

К общим положениям тактики осмотра относится:

а) неотложность; б) объективность, полнота и всесторонность; в)

активность; г) целеустремленность и плановость; д) использование специальных познаний и технико-криминалистических средств; е) соблюдение криминалистических правил обращения с исследуемыми объектами; ж) единое руководство следственным действием1.

До прибытия на место происшествия дознаватель должен организовать его охрану, а по прибытии — выяснить, какие произошли изменения с момента обнаружения преступления.

К основным недостаткам осмотра места происшествия относятся:

Некачественное проведение следственного действия в результате слабой профессиональной подготовленности участников следственно-оперативной группы, ее неполного состава (в основном отсутствия специалиста), неприменения технико-криминалистических средств и т.д. Нередки случаи процессуального нарушения при изъятии доказательств. Они не описываются в протоколе осмотра места происшествия. 

Довольно типичен процессуальный недостаток, связанный с приглашением понятых. Для осмотра места происшествия на транспортных средствах в случае обнаружения предметов контрабанды в качестве понятых приглашаются проводники поездов, члены летного экипажа, пассажиры и т.д., которые нередко и являются контрабандистами.

Осмотр предметов как самостоятельное следственное действие:

а) когда нет возможности с должной полнотой осмотреть предмет, обнаруженный в процессе проведения осмотра места происшествия из-за большого объема работы, условий, в которых проводится следственное действие (плохое освещение, сильный дождь, мороз и т.д.), отсутствия необходимых технико-криминалистических средств и т.д.;

б) предметы изъяты при обыске и выемке;

в) представлены свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми и другими участниками процесса.

Независимо от того, осматривались ли предметы, изымаемые во время проведения следственных действий, или представленные участниками процесса, следователь вправе произвести их следственный осмотр, создав для этого максимально благоприятные условия. Результаты осмотра отражаются в самостоятельном протоколе.

Осмотр документов. На основании осмотра документов можно выдвинуть версии о широком круге обстоятельств расследуемого преступления: личности преступника, способе, времени и месте совершения преступления и т.д.

Тактическая рекомендация неотложности осмотра приобретает здесь особое значение, поскольку документы более, чем другие объекты подвержены изменению, легко могут быть уничтожены.

Как и другие виды осмотра, осмотр документов подразделяется на три этапа: подготовительный, рабочий, заключительный.

На начальном периоде рабочего этапа осмотра документа следователь должен получить общее представление о документе. При этом выясняется:

а) что из себя представляет документ, который осматривается;

б) у кого и где хранится данный документ;

в) внешний вид документа и его реквизиты;

г) происхождение документа, от кого поступил документ к адресату.

Содержание дальнейших действий следователя при осмотре документа зависит от того, какую предположительную роль этот документ может играть в деле: вещественного доказательства или средства удостоверения тех или иных фактов и обстоятельств.

В процессе производства дознания таможенными органами производится осмотр транспортных средств. Целью осмотра является установление состояния транспортного средства, обнаружение предметов, скрытых во внутренних полостях, обнаружение специально оборудованных тайников, обнаружение следов преступления и соответственно следов преступника.

Информация о работе Административные правонарушения и уголовные преступления в таможенном деле (особенности выявления и расследования)