"Золотое правило нравственности" в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры. Культура понимается прежде всего как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других.

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры. Культура понимается прежде всего как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других.

     Человек – часть общества, а потому и  культурное содержание человеческого  индивида зависит от его отношений с другими индивидами.

     Каждая  цивилизация в своем развитии порождает те или иные нравственные ценности, вырабатывая нормы и формы отношений между людьми (традиционные, ритуальные, этикетные и т. д.) в которых реализуется добро.

     Взаимосвязь различных культур невозможна без  неких общих для них принципов. И в этой связи исключительно важное значение имеет "золотое правило нравственности", которое, так или иначе, присутствует во всех представленных в современном мире культурах, является общим духовно-практическим знаменателем различных культур и тем самым гарантией взаимопонимания между ними.

     История становления этого принципа как  основы нравственного поведения  одновременно является историей становления  нравственности.

     Изначально, в условиях родоплеменной общности, действовал универсальный обычай кровной  мести – талион, содержание которого сводится к идее равного воздания: "Возмездие по отношению к представителю другого рода должно быть равно причиненному им ущербу тебе или членам твоего рода".

     Однако  очень скоро талион, рассчитанный на действия в рамках взаимоотношений "своих" и "чужих", теряет свою эффективность. Возникает необходимость формирования нового принципа регуляции межчеловеческих отношений, не зависящего от родоплеменной принадлежности индивидов.

     Таким принципом и стало "золотое  правило", упоминания о котором встречаются уже в V-VI веках до н.э.

     "Золотое  правило" в скрытой форме  содержит представления о равенстве  всех людей. Но равенство это  не принижает людей, не делает  их одинаковыми. Это равенство  в свободе, равенство в возможности  к бесконечному совершенствованию. Это равенство в тех человеческих качествах, которые индивид считает наилучшими; равенство перед теми нормами поведения, которые оптимальны для каждого человека.

     И в современном мире где все  чаще духовные ценности и верования, уходят на второй план, выдвигая на первое место материальные интересы, просто необходимо как можно чаще вспоминать о "золотом правиле", считая его основой, стержнем развития современного нравственного общества.

 

      1 Понятие и сущность нравственности 

     Понятия морали и нравственности являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека.

     Мораль  есть особый, императивно-оценочный  способ освоения действительности через противоположность добра и зла. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека.

     Мораль  есть совокупность ценностей добра  и зла, а также соответствующих  им форм сознания, отношений, действий.

     Мораль  принадлежит миру культуры, входит в природу человека и является общественным отношением между индивидами.

     Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения "нравственности".

     Нравственность  есть "внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".

     Нравственность  в широком смысле – особая форма  общественного сознания и вид общественных отношений.

     Нравственность  в узком смысле – совокупность принципов и норм поведения людей  по отношению друг к другу и  обществу.

     Нравственность  представляет собой ценностную структуру  сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

     В понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились  знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает  к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.

     Если  мораль понимается как форма общественного  сознания, то к нравственности относятся  практические поступки человека, обычаи, нравы. Кроме того, понятие нравственности объединяет в себе социальную первопричину реальных действий людей: они добровольно берут на себя личностные обязанности по соответствию своих действий неким общим представлениям и по соотнесению этих действий и своих мыслей целям, задачам, критериям общества.

     В русском языке нравственное, отмечал  В. И. Даль, есть то, что противоположно телесному, плотскому. Нравственный – относящийся к одной половине духовного быта; противоположное умственному, но составляющее общее с ним духовное начало. К умственному В. И. Даль относит истину и ложь, а к нравственному – добро и зло. Нравственный человек – это добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.

     В. Г. Белинский возводил в ранг "основного  закона нравственности" стремление человека к совершенству и достижение блаженства сообразно долгу.

 

      2 Нравственная культура личности и общества 

     Любая человеческая деятельность, представленная материальными или духовными благами, которая передаётся от человека к человеку тем или иным способом отличным от генетического называется культурой.

     В культуре воплощается прежде всего  коренное отличие человеческой жизнедеятельности  от законов природы. Тем самым в человеке был выделен своего рода культурный пласт, который предстает результат активности, творчества самого человека. А этот пласт подвержен формированию и воспитанию.

     Человек – часть общества, а потому и  культурное содержание человеческого индивида зависит от его отношений с другими индивидами.

     Культура  является основополагающим, исторически действующим показателем деятельности людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности.

     Нравственная культура характеризует преимущественно духовную жизнь общества и личности, их духовный мир – сознание, мировоззрение и социально-духовные качества. Она направлена на воспроизводство сознания, на удовлетворение нравственных потребностей людей. Но нравственность проявляет себя и в других сферах жизни – в экономике, политике, социальной жизни, в праве и так далее. Она есть явление не только духовной, но и материальной жизни.

     Нравственная  культура общества – это совокупность норм, принципов и закономерностей, отражающих, выражающих и регулирующих жизнедеятельность людей с позиций добра и блага, равенства и справедливости, чести и достоинства, других ценностей морали.

Нравственная  культура – это и эффективность  нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование «золотому правилу нравственности», правилам этикетов.

     Она включает общечеловеческие, внутриобщественные, групповые и индивидуально-личностные элементы.

     В процессе исторического развития мораль и нравственная культура существенно изменяли свое содержание, выражали различные состояния обществ, отношения в них субъектов. Но неизменно сохранялось и преумножалось общечеловеческое содержание морали и нравственной культуры.

     Нравственная  культура субъекта – производное и субъективированное отражение морали общества. В одних случаях мораль и нравственность отождествляются, а понятия употребляются как синонимы. В специальных исследованиях мораль понимается как должное, как повеление, совокупность императивов, а нравственность означает сущее, действительное, практическое, как есть на самом деле.

     Современное общество представлено очень разнообразными по степени зрелости, по носителям  и содержанию формами нравственной культуры. Основными ее вариантами являются религиозно – нравственная и светско-нравственная культуры.

     Как и мораль, нравственная культура у  конкретных людей формируется и  реализуется стихийно, а также  целенаправленно и целесообразно. Она распространяет свое воздействие  на все стороны и сферы жизнедеятельности людей, эффективно регулирует социальные отношения. Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере.

     Нравственная  культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.

     По  содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех  или иных нравственных ценностей, направленностью.

     Один  трансформирует его только к семейным отношениям, другой - к неофициальным  межличностным отношениям, третий – к профессионально – служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.

     Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что  антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют  место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

     Нравственная  культура – одна из древнейших видовых культур. Это важнейший традиционный для человека и общества элемент культуры. Нравственная и художественная культура – явления практического функционирования не только духовной, но и материальной культуры общества. 

 

      3 "Золотое правило нравственности" в истории культуры 

     "Не  поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Данное нравственное требование фигурировало под разными наименованиями в разные периоды развития человеческого общества.

     Самым древним упоминанием золотого правила считается "Поучения писца Ахикара". Ахикар, служивший при ассирийском царе Синахвриба (705-681 до н. э.), наставляя своего усыновленного племянника, говорит: "Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам". О том же говорит дядя Ахикара Товиат, поучая своего сына Товия: "… будь благоразумен во всем поведении твоем. Что ненавистно тебе самому, того не делай никому".

     В сочинении Конфуция (552-479 до н.э.) мы читаем: "Цзы Гун спросил: существует ли одно такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь? Учитель ответил: Это слово – снисхождение. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе".

     В знаменитом памятнике древнеиндийской  культуры "Махабхарата" 
(V в. до н.э.) легендарный Бхишма перед смертью наставляет: "Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям" (Кн. XII, гл. 260). Также одно из изречений Будды (VI – V вв. до н. э.) гласит: "Как он поучает другого, так пусть поступает и сам".

     Древнеиудейские тексты содержат рассказ о нетерпеливом юноше, который готов был принять веру при условии, что ему изложит содержание Торы столь компактно, чтобы он мог прослушать его, стоя на одной ноге. Когда он пришел с этим к Хилелу, тот ответил: "Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе. Это – вся Тора. Остальное – комментарии".

Информация о работе "Золотое правило нравственности" в современном обществе