Взаимосвязь культурологии с другими науками

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Культурология — одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как «буржуазная лженаука» и даже сам термин был не то что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, «маскируясь» то под социологию, то под философию, то под филологию. Поэтому среди основоположников отечественной культурологии мы можем смело назвать таких ученых, как П. Н. Милюков, Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский, Н. Ф. Федоров, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев

Содержание

Введение
Историческое развитие теоретических представлений о культуре.
Становление теоретической культурологи
Векторы и ориентиры современной культурологи
Связи теоретической культурологии с другими гуманитарными науками
Методы исследования культурологи
Культура как специфический объект и предмет исследования
Системный метод в исследовании культуры
Психоанализ

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 41.76 Кб (Скачать)

Московский гуманитарно-экономический  институт

Бологовское представительство

 

 

Реферат

По кафедра общегуманитарных дисциплин

Культурология

Тема: «Взаимосвязь культурологии с другими науками»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Студентка группы МБ-151 ТФ МГЭИ

Васильева Светлана Алексеевна

 

Проверил:

 

Хохлова Ю. В.

 

Дата____________________

 

Оценка _________________

 

 

 

 

 

 

 

Бологое  2012

 

 

Содержание

Введение

  1. Историческое развитие теоретических представлений о культуре.
    1. Становление теоретической культурологи
    2. Векторы и ориентиры современной культурологи
    3. Связи теоретической культурологии с другими гуманитарными науками
  2. Методы исследования культурологи
    1. Культура как специфический объект и предмет исследования
    2. Системный метод в исследовании культуры
    3. Психоанализ

 

 

Введение

 

Культурология — одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как «буржуазная лженаука» и даже сам термин был не то что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, «маскируясь» то под социологию, то под философию, то под филологию. Поэтому среди основоположников отечественной культурологии мы можем смело назвать таких ученых, как П. Н. Милюков, Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский, Н. Ф. Федоров, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев

Хотя  культурология и очень молодая наука, но она имеет глубокие, еще донаучные корни. В России вопросы культурологии ставились и отчасти решались в первую очередь в художественной литературе, особенно в той, которую принято называть философской: от Пушкина до Достоевского и М. А. Булгакова. В своих произведениях писатели-философы создали немало культурологических моделей, поэтому в дальнейшем нам придется довольно часто обращаться к художественной литературе, черпая из нее иллюстративный материал, а отчасти постановку и решение культурологических проблем.

Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами. Так, у культурологии много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность духа или материи, а смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.

Связь культурологии с социологией обнаруживается прежде всего в том, что социология «поставляет материал», который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур и т.п. В социологии, впрочем, культурология черпает не только материал, но и аргументацию для своих общетеоретических выкладок. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии. В принципе связи культурологии и социологии должны были бы быть более тесными, чем это мы наблюдаем сейчас, но дело в том, что социология сама по себе достаточно молодая наука и не выявила еще всех своих возможностей, в том числе и в плане связи со смежными научными дисциплинами.

Существенно важную помощь культурологии оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.

И наконец, связи культурологии с историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.

  

  1. Историческое развитие теоретических представлений о культуре.
    1. Становление теоретической культурологи

Теория  культуры (теоретическая культурология) представляет собой систему основных идей, касающихся возникновения, бытия и развития культуры, ее взаимодействия с природой, человеком и обществом, подходов к ее изучению, методов исследования.

Существует  не одна теория культуры, а несколько, что обусловлено прежде всего трактовками основного понятия «культура». Это понятие, впервые появившееся в Древнем Риме, постепенно обогащалось, наполнялось разными смыслами и оттенками смыслов и по–разному определялось. К настоящему моменту исследователи насчитывают более 400 определений культуры. Многие из них почти совпадают по объему и содержанию. Существенно отличающихся друг от друга определений культуры значительно меньше. Но именно то или иное понимание культуры во многом определяет специфику теоретических представлений о ней.

Иногда  при слове «культура» возникают  ассоциации с образованием, искусством, соблюдением правил приличия. И в  этом есть доля истины. То, что мы называем культурой, действительно связано  с этими понятиями. Но как и почему, и только ли с ними?

Развитие  научных представлений о культуре описано достаточно полно, в том  числе и в отечественной культурологии.  

Все культурологи согласны с тем, что  культура – это не–природа. Но что  же именно, если речь идет не о сельском хозяйстве, а о жизни человека и общества?

В Европе Нового времени исследовательское  внимание к тому, что называлось культурой, впервые отчетливо проявилось в XVIII в., веке Просвещения. Именно тогда главным достоинством человека стала считаться разумность, возвышавшая его над всем природным. В просветительском понимании культура сводилась к знаниям, усвоение которых обеспечивалось просвещением, образованием, воспитанием. Культурный человек галантного века – это человек образованный, воспитанный, умеющий себя вести в обществе соответственно нравам, нормам и формам поведения, принятым в нем. От такого понимания культуры и культурности кое–что дошло и до наших дней.

Во–первых, под культурой стали понимать все то, в чем воплощается и выражается духовное состояние и развитие человека и общества. Что же именно – определялось эмпирически–описательно.

Во–вторых, признавали, что культура присуща всем человеческим сообществам на всех стадиях их развития, но в разной степени. При этом слово «цивилизация» употреблялось почти как синоним по отношению к понятию «культура», потому что цивилизация представлялась более высокой ступенью развития общества. Те или иные народы считались отсталыми или передовыми, цивилизованными, прошедшими путь от дикости, через варварство к цивилизации.

И, наконец, в–третьих, культуру понимали как нечто  позитивное, содействующее развитию нравственности, силы и счастья человека. Романтический протест Ж. – Ж. Руссо, который в XVIII в. доказывал, что с прогрессом культуры связано падение нравственности и что естественное (природное) уродуется искусственным (культурным), казался исключительным и экстравагантным заблуждением. Культура рассматривается как жизнь человека в прошлом и настоящем, протекающая в условиях различных форм поселения, в составе социальных и этнических групп, разбросанных по земному шару и отличающихся своеобразным и социально наследуемым жизненным укладом.

 

    1. Векторы и ориентиры современной культурологи

Современный этап развития гуманитарного  знания характеризуется обновлением  научного языка описания и объяснения реальности, усилением междисциплинарных  связей, выявлением новых тенденций  и процессов. Стремительный темп перемен создает ощущение нестабильности и неустойчивости мира, вызывает необходимость определить новые ориентиры развития науки, выявить приоритетные направления. Многие традиции, стереотипы сознания и поведения, признанные концепции исчезают под натиском происходящих изменений.

Такое состояние науки  именуют сменой парадигм. Это означает, что развитие реальности опережает  теоретические конструкции, новые  явления не укладываются в устаревшие модели и схемы, опровергая прежние  способы понимания культурных процессов, старые теории обнаруживают беспомощность  и неспособность анализа, предлагаемые принципы и категории становятся формальными и лишенными реального  содержания.

Смена парадигм отражает настоятельную  потребность в разработке новой  теории, системы понятий и ценностных установок, необходимых для прогнозирования  тенденций развития социума и  культуры. Переход к новой парадигме  требует длительного времени, ибо  старый комплекс идей прочно закреплен  в ментальности как истинный, проявляется  как интеллектуальный деспотизм  и научный авторитаризм, активно  сопротивляется новым ориентирам. В  это время возникают конкурентные идеи и альтернативные концепции, которые  прежде не получали социальной и научной  поддержки, находились на периферии  общего русла развития познания, «в тени» великих научных систем. Смена парадигм сопровождает становление  нового типа культуры и цивилизации, выдвигает на авансцену новые  направления научного исследования реальности. Среди этих направлений  весьма активно развивается культурология.

В современном мире культура приобретает значение фактора, способствующего  консолидации и сплочению общества, преодолению тенденций изоляционизма, выработке национально–этнического  самосознания и чувства причастности к историческому процессу. Культура находится в процессе изменений, от уровня ее развития существенно  зависят темпы трансформации  общества, социальная эффективность  реформ, формирование идентичности нового типа личности.

Культурология как специальная отрасль знания появилась среди гуманитарных наук сравнительно недавно, хотя размышления о состоянии культуры на разных этапах развития человечества привлекали многих теоретиков и общественных деятелей.

Культурология – системная рефлексия о культуре как целостности. Она включает в себя исторические, социологические, антропологические, философские, этнографические, религиозные, художественные и иные аспекты культуры.

Это придает культурологии комплексный характер, но вместе с тем вызывает упреки в эклектике, неопределенности предмета исследования. Каждый из перечисленных выше аспектов создает свое, достаточно специализированное представление о той или иной сфере культуры, но при этом не характеризует культуру как целостное, многоаспектное явление социальной реальности и жизни личности. Несомненно, подобная задача – охарактеризовать культуру как целостное многогранное явление – чрезвычайно сложна и трудна, но именно этого требуют общие тенденции современности. Существует настоятельная потребность не только знать о специализированных сферах и формах культуры, но и иметь достаточно четкое представление о культуре народа, общества в целом.

Культурология возникла в процессе интеграции гуманитарных наук. Взаимодействие наук – объективная тенденция современности.

Культурология развивается как комплекс наук о культуре, каждая из которых имеет свою область исследования, категориальный аппарат, методы и эмпирическую базу. В последние годы в России достаточно активно развиваются теоретическая культурология; философия и социология культуры; семиотика и аксиология культуры; историческая культурология и история культурологических теорий; этническая и лингвистическая культурология; региональная и педагогическая культурология; персонология и антропология культуры.

Ряд объективных  тенденций характеризует колоссальный сдвиг в развитии человеческой цивилизации  и определяет вектор научных поисков. Вектор указывает направление социального  и культурного развития общества. В пространстве общественных систем возникают несколько векторов длинной  и короткой дистанции, параллельные друг другу и пересекающиеся, имеющие  общие смыслы или разные значения. Векторное пространство отражает процессы интеграции и дифференциации культуры, тенденции подъема и спада  творческой активности социума, согласия и конфликта, гармонии и кризиса. Проектирование векторной диаграммы  создает возможность прогнозирования  культурных процессов. Конфигурация векторного пространства культуры может иметь  различный рисунок, отражающий вариации и альтернативы развития цивилизации.

Возникает новая  социально–культурная стратификация  общества, социальное расслоение и  неравные финансовые возможности создают  зоны напряжения и риска. Изменения  в социальной структуре общества и тенденция к глобализации обострили  проблему культурной идентификации  человека. Понятие идентичности используется как способ обретения духовной и  эмоциональной устойчивости личности, выработки общих ценностей, осознания  своей причастности к обществу, нации, государству. Формирование идентичности опирается на культурное наследие, родной язык, художественные, научные  и политические достижения, религию  и повседневную жизнь. Именно на этой основе возникает чувство «мы» как  осознание своей причастности к  национальной культуре, патриотизм и  любовь к отечеству. Идентичность –  необходимое условие консолидации общества.

 

    1. Связи теоретической культурологии с другими гуманитарными науками

Объект, на который направлено внимание теоретиков культуры, – это жизнь человека и общества. Важнейшим признаком того, что тогда может считаться предметом теории, признаком культуры, является ее «всепроникающий» характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности» Это обусловило необходимость уточнения содержания и смысла понятий «культура» и «культурность» в их связи и соотношении с понятиями «цивилизация» и «цивилизованность», которые используются в современных теориях культуры.

Информация о работе Взаимосвязь культурологии с другими науками