Возникновение и развитие средневековых городов в Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:04, доклад

Описание работы

Решающей гранью в переходе европейских стран от раннефеодального общества к сложившейся системе феодальных отношений является XI столетие. Характерной чертой развитого феодализма было возникновение и расцвет городов как центров ремесла и торговли, центров товарного производства. Средневековые города оказывали громадное влияние на экономику деревни и содействовали росту производительных сил в сельском хозяйстве.

Работа содержит 1 файл

средн. город.docx

— 52.81 Кб (Скачать)

Размеры европейских  городов были весьма невелики. Как  правило, города были малы и тесны  и насчитывали лишь от одной до трёх-пяти тысяч жителей. Только очень  крупные города имели население  в несколько десятков тысяч человек.

Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, известную роль в  жизни городского населения продолжало играть занятие сельским хозяйством. Многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи находили себе там обильную пищу, так как мусор, остатки пищи и нечастоты обычно выбрасывались прямо на улицу.

В городах  вследствие антисанитарного состояния  часто вспыхивали эпидемии, смертность от которых была очень велика. Часто  случались и пожары, так как  значительноая часть городских здании была деревянной и дома примыкали друг к другу. Стены мешали городу расти вширь, поэтому улицы делались крайне узкими, а верхние этажи домов нередко выдавались в виде выступов над нижними, и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть ли не соприкасались друг с другом. Узкие и кривые городские улицы были часто полутёмными, на некоторые из них никогда не проникали лучи солнца. Уличного освещения не существовало. Центральным местом в городе была обычно рыночная площадь, неподалёку от которой располагался городской собор.

Борьба городов  с феодальными сеньорами в XI—XIII вв.

Средневековые города возникали всегда на земле  феодала и поэтому неизбежно  должны были подчиняться феодальному  сеньору, в руках которого первоначально  была сосредоточена вся власть в  городе. Феодал был заинтересован  в возникновении города на своей  земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход.

По стремление феодалов извлечь как можно больше доходов неизбежно приводило  к борьбе между городом и его  сеньором. Феодалы прибегали к  прямому насилию, вызывавшему отпор  со стороны горожан и их борьбу за освобождение от феодального гнёта. От исхода этой борьбы зависело политическое устройство, которое получал город, и степень его независимости  по отношению к феодальному сеньору.

Бежавшие  от своих сеньоров крестьяне, селившиеся в возникавших городах, приносили  с собой из деревни обычаи и  навыки существовавшего там общинного  устройства. Строй общины-марки, изменённый в соответствии с условиями городского развития, сыграл очень большую роль в организации городского самоуправления в средние века.

Борьба между  сеньорами и горожанами, в процессе которой возникало и складывалось городское самоуправление, протекала  в различных странах Европы по-разному, в зависимости от условий их исторического  развития. В Италии, например, где  города рано достигли значительного  экономического расцвета, горожане добились большой самостоятельности уже  в XI—XII вв. Многие города Северной и  Средней Италии подчинили себе значительные области вокруг города и стали  городами-государствами. Это были городские  республики — Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Милан и др.

Сходное положение  имело место и в Германии, где  так называемые имперские города начиная с XII, а особенно в XIII в., подчиняясь формально императору, наделе являлись независимыми городскими республиками. Они имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить свою монету и т. д. Такими городами были Любек, Гамбург, Бремен, Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт-на-Майне и другие.

Многие города Северной Франции — Амьен, Сен-Кантен, Бове, Лан и др.— в результате упорной и ожесточённой борьбы со своими феодальными сеньорами, принимавшей нередко характер кровавых вооружённых столкновений, точно так же добились права самоуправления и могли выбирать из своей среды городской совет и должностных лиц, начиная с главы городского совета. Во Франции и в Англии глава городского совета назывался мэром, а в Германии — бургомистром. Самоуправляющиеся города (коммуны) имели собственный суд, военное ополчение, финансы и право самообложения.

В то же время  они освобождались от выполнения обычных сеньориальных повинностей  — барщины и оброка и от различных  платежей. Обязанности городов-коммун по отношению к феодальному сеньору  ограничивались обычно лишь ежегодной  уплатой определенной, сравнительно невысокой денежной ренты и посылкой на помощь сеньору в случае войны  небольшого военного отряда.

На Руси в XI в. с развитием городов усилилось значение вечевых собраний. Горожане, как и в Западной Европе, вели борьбу за городские вольности. Своеобразный политический строи сложился в Новгороде Великом. Он представлял собой феодальную республику, но большие политическую силу там имело торгово промышленное население.

Степень самостоятельности  в городском самоуправлении, достигнутая  городами, была неодинакова и зависела от конкретных исторических условий. Нередко  городам удавалось получить права  самоуправления путем уплаты сеньору  крупной суммы денег. Таким путем  получили освобождение из-под опеки  сеньора и пали коммунами многие богатые города Южной Франции, Италии и др.

Часто большие  города, особенно города, стоявшие на королевской  земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегии и  вольностей, в том числе и правом иметь выборные органы городского управления, действовавшие, однако, совместно с  назначаемым королем чиновником или другим представителем сеньора. Такие неполные права самоуправления имели Париж и многие другие города Франции, например Орлеан, Бурж, Лорис, Лион, Нант, Шартр, а в Англии — Линкольн, Ипсвич, Оксфорд, Кембридж, Глостер. Но не всем городам удавалось добиться и такой степени самостоятельности. Некоторые города, особенно мелкие, не имевшие достаточно развитого ремесла и торговли и не обладавшие необходимыми денежными средствами и силами для борьбы со своими сеньорами, оставались целиком под управлением сеньориальной администрации.

Таким образом, результаты борьбы городов с их сеньорами  были различны. Однако в одном отношении  они совпадали. Все горожане сумели добиться личного освобождения от крепостной зависимости. Поэтому если бежавший в город крепостной крестьянин жил  в нем в течение определенного  срока, обычно — один год и один день, он также становился свободным  и ни один сеньор не мог вернуть  его в крепостное состояние. «Городской воздух делает свободным», — гласила  средневековая пословица.

Городское ремесло и его цеховая организация

Производственную  основу средневекового города составляло ремесло. Для феодализма характерно мелкое производство как в деревне, так и в городе. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который имел свои орудия производства, вел самостоятельно своё частное хозяйство, основанное на личном труде, и имел своей целью не получение прибыли, а добывание средств к существованию. «Приличное его положению существование,— а не меновая стоимость как таковая, не обогащение как таковое...» (К. Маркс, Процесс производства капитала в кн. «Архив Маркса и Энгельса», т. II (VII), стр. 111.) являлось целью труда ремесленника.

Характерной особенностью средневекового ремесла  в Европе была его цеховая организация  — объединение ремесленников  определённой профессии в пределах данного города в особые союзы  — цехи. Цехи появились почти  одновременно с возникновением городов. В Италии они встречались уже  с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии — с XI—XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации существовали и в русских городах (например, в Новгороде).

Цехи возникли как организации бежавших в город  крестьян, нуждавшихся в объединении  для борьбы против разбойничьего  дворянства и в защите от конкуренции. В числе причин, обусловивших необходимость  образования цехов, Маркс и Энгельс  отмечали также потребность ремесленников  в общих рыночных помещениях для  продажи товаров и на необходимость  охраны общей собственности ремесленников  на определённую специальность или  профессию. Объединение ремесленников  в особые корпорации (цехи) было обусловлено  всей системой феодальных отношений, господствовавших в средние века, всей феодально-сословной  структурой общества ( См. К. Маркс и  Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр 23 и 50—51.).

Образцом  для цеховой организации, как  и для организации городского самоуправления, был общинный строй (См. Ф. Энгельс, Марка; в кн. «Крестьянская война в Германии», М. 1953, стр. 121.). Объединённые в цехи ремесленники являлись непосредственными производителями. Каждый из них работал в своей собственной мастерской со своими инструментами и на своём сырье. Он срастался с этими средствами производства, по выражению Маркса, «как улитка с раковиной» (К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 366.). Традиционность и рутина были характерны для средневекового ремесла, так же как и для крестьянского хозяйства.

Внутри ремесленной  мастерской почти не существовало разделения труда. Разделение труда осуществлялось в виде специализации между отдельными цехами, что с развитием производства приводило к увеличению числа  ремесленных профессии и, следовательно, количества новых цехов. Это хотя и не изменяло характера средневекового ремесла, но обусловливало определённый технический прогресс, усовершенствование навыков труда, специализацию рабочето инструмента и т. п. Ремесленнику помогала обычно в работе его семья. Вместе с ним работали один или два подмастерья и один или несколько учеников. Но полноправным членом цеха являлся только мастер, владелец ремесленной мастерской. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях своеобразной цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого желавшего вступить в цех и стать его членом. В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье — мастером.

В большинстве  городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия  ремеслом. Этим устранялась возможность  конкуренции со стороны не входивших  в цех ремесленников, опасной  для мелких производителей в условиях весьма узкого в то время рынка  и относительно незначительного  спроса. Ремесленники, входившие в  цех, были заинтересованы в том, чтобы  изделиям членов данного цеха был  обеспечен беспрепятственный сбыт. В соответствии с этим цех строго регламентировал производство и  через посредство специально избранных  должностных лиц следил за тем, чтобы  каждый мастер — член цеха — выпускал продукцию определённого качества. Цех предписывал, например, какой  ширины и цвета должна быть изготовляемая  ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д.

Будучи корпорацией (объединением) мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы  производство всех его членов не превышало  определённого размера, чтобы никто  не вступал в конкуренцию с  другими членами цеха, выпуская больше продукции. С этой целью цеховые  уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь  у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные  дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья.

Ремесло и  его организация в средневековом  городе носили феодальный характер. «...Феодальной структуре землевладения соответствовала  в городах корпоративная собственность (Корпоративной собственностью являлась монополия цеха на определенную специальность  или профессию.), феодальная организация  ремесла» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр. 23.). Такая  организация ремесла была необходимой  формой развития товарного производства в средневековом городе, ибо она  создавала в то время благоприятные  условия для развития производительных сил. Она охраняла ремесленников  от чрезмерной эксплуатации со стороны  феодалов, обеспечивала существование  мелких производителей при чрезвычайной узости тогдашнего рынка и содействовала  развитию техники и совершенствованию  навыков ремесленного труда. В период расцвета феодального способа производства цеховой строй находился в  полном соответствии с той ступенью развития производительных сил, какая  была достигнута в это время.

Цеховая организация  охватывала все стороны жизни  средневекового ремесленника. Цех являлся  военной организацией, участвовавшей  в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае боленни или смерти члена цеха.

Борьба цехов  с городским патрициатом

Борьба городов  с феодальными сеньорами привела  в подавляющем большинстве случаев  к переходу (в той или иной степени) городского управления в руки горожан. Но не все горожане получили право  принимать участие в управлении городскими делами. Борьба с феодальными  сеньорами велась силами народных масс, т. е. прежде всего силами ремесленников, а пользовалась её результатами верхушка городского населения — городские  домовладельцы, землевладельцы, ростовщики, богатые купцы.

Информация о работе Возникновение и развитие средневековых городов в Европе