Воспитание нового человека, Возрождение, служение социально-корпоративным интересам, идеал гражданственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:54, реферат

Описание работы

ВОЗРОЖДЕНИЕ (реннесанс) – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и центральной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его влияния на культуру (отсюда происходит и название всего периода). Вместе с тем культура Возрождения – это переход от средневековья к новому времени. Поэтому в ней так тесно переплелось старое и новое

Содержание

1.Введение…………………………………………………………….2 стр.
2.Эпоха возрождения; воспитание «нового человека»……………2 стр.
3.Семья в эпоху Возрождения……………………………………….10 стр.
4.Костюм в эпоху Возрождения…………………………………......14 стр.
5.Жилье в эпоху Возрождения……………………………………….17 стр.
6.Стол в эпоху Возрождения…………………………………………19 стр.
7.Гражданственность………………………………………………....23 стр.
8.Литература………………………………………………………….35 стр.

Работа содержит 1 файл

Воспитание нового человека.docx

— 62.53 Кб (Скачать)

Воспитание  нового человека, Возрождение, служение социально-корпоративным  интересам, идеал  гражданственности. 
 
 
 

План 

          

         1.Введение…………………………………………………………….2 стр.

     2.Эпоха  возрождения;  воспитание «нового  человека»……………2 стр.

     3.Семья  в эпоху Возрождения……………………………………….10 стр.

     4.Костюм  в эпоху Возрождения…………………………………......14 стр.

     5.Жилье  в эпоху Возрождения……………………………………….17 стр.

     6.Стол  в эпоху Возрождения…………………………………………19 стр.

     7.Гражданственность………………………………………………....23 стр.

           8.Литература………………………………………………………….35 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воспитание  нового человека, Возрождение, служение социально-корпоративным интересам, идеал гражданственности. 

1.Введение.

     ВОЗРОЖДЕНИЕ (реннесанс) – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран  Западной и центральной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое  мировоззрение, обращение к античному  культурному наследию, своего рода «возрождение» его влияния на культуру (отсюда происходит и название всего периода). Вместе с тем культура Возрождения – это переход  от средневековья к новому времени. Поэтому в ней так тесно  переплелось старое и новое.

     Границы этого периода в разных странах  различны. Так, в Италии Возрождением называют 14 – 16 века, а в других европейских  странах – 15-16 века. Обычно принято  выделять итальянское Предвозрождение (рубеж 13-14 веков), Раннее Возрождение (15 век), Высокое (конец 15 – начало 16 веков) и Позднее Возрождение (16 век). 

     2.Эпоха возрождения;

       воспитание «нового человека» 

     Эпоха Возрождения началась в Италии в XIII веке, затем в XV веке в неё вступили страны северной Европы, такие как  Германия, Франция, Нидерланды. Этот период получил название Северного Возрождения.

     В Средние века наблюдалось господство христианской идеологии. В эпоху  Возрождения в центр мира переместился человек. Идеологией Возрождения являлся  гуманизм. В узком смысле этим термином обозначалась светская образованность в отличие от образованности богословско-схоластической. В широком же смысле возрожденческий  гуманизм - это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой  корпоративной морали, от власти религиозных  догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной, реальной жизни (культ человеческой чувственности и светской жизни), величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств и начал.

     Возрождение, таким образом, антропоцентрично; на первом месте или плане здесь - человек как природное существо со всеми его заботами и надеждами, интересами и правами.

     Формируется новый общественный слой – гуманисты, - где отсутствовал сословный признак, где ценились, прежде всего, индивидуальные способности. Представители новой  светской интеллигенции – гуманисты - защищают в своих произведениях  достоинство человека; утверждают ценность человека независимо от его общественного  положения; обосновывают и оправдывают  его стремление к богатству, славе, могуществу, светским званиям, наслаждению  жизнью; привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость  по отношению к авторитетам.

     Задача  воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое  слово («воспитание») является самым  четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»).

     Учение  гуманистов, безусловно, повлияло на сознание человека эпохи Ренессанса. С эпохой Возрождения приходит новое видение  человека, выдвигается предположение, что одна из причин трансформации  средневековых представлений о  человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые  формы поведения, иные способы мышления.

     В условиях интенсивной общественной жизни и деловой активности создается  общая духовная атмосфера, в которой  высоко ценились индивидуальность и  незаурядность. На историческую авансцену  выходит человек деятельный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности предков, сколько  собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-новому видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому.

     Возрождение  - это время, когда Европа вдруг  заново открывает для себя античность, греко-римскую культуру и, вдохновленная  ее образцами, сама добивается небывалого ранее расцвета искусств и наук. Возрождение и было собственно возрождением античности как идеального образца. Возрожденные на  античной основе гуманитарные знания,  включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной  сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте  и роли в природе и обществе.  Это учение складывалось преимущественно  в этике и обогащалось в  самых разных областях ренессансной культуры.  Гуманистическая этика  выдвинула на  первый  план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями.  Гуманисты по-новому подошли к  вопросу  социальной этики, в  решении  которых они опирались на представления  о мощи творческих способностей и  воли человека,  о его широких  возможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкой успеха они  считали гармонию  интересов  индивида и  общества,  выдвигали  идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним  совершенствования  социального  организма и политических порядков.

     Культура  Возрождения возникла раньше других стран в Италии. Её зарождение и  быстрое поступательное развитие в XV веке обусловлено историческими  особенностями страны. В это время  Италия достигла очень высокого уровня развития по сравнению с другими  странами Европы. Свободные города Италии обрели экономическую мощь. Независимые города Северной и Центральной  Италии, богатые и процветающие, чрезвычайно активные экономически и политически, стали главной  базой складывания новой, ренессансной культуры, светской по своей общей  направленности.

     Здесь ценилась свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, которые открывали  путь к социальному и экономическому преуспеванию. Становление новых социальных отношений выразилось в раскрепощении личности.

     В Италии была широкая система образования  — от начальных и средних школ до многочисленных университетов. В  отличие от других стран они рано оказались открытыми для преподавания дисциплин, расширявших рамки традиционного  гуманитарного образования. Немалую  роль сыграла в Италии тесная историческая связь её культуры с римской цивилизацией — не следует забывать о многочисленных сохранившихся в стране памятниках древности. Новое отношение к  античному наследию стало здесь  проблемой  воскрешения традиций предков. Мировоззрение человека Ренессанса характеризуют свободомыслие, стремление к созданию новых представлений  об обществе и мироздании. Однако для  развития новых концепций не хватало  еще достаточно обширных сведений о  мире. В связи с этим мировоззрению  ренессансного человека свойственно  сочетание реальных представлений  с поэтическими домыслами; часто  новые идеи выступают еще в  форме средневековых мистических  представлений, а реальные знания неотделимы от фантастики. Искусство Ренессанса народно по своему духу. Возрождение  языческой поэзии античности сочетается с обращением к мотивам современного народного творчества, к полнокровным фольклорным образам. В эту эпоху  происходит становление литературного  языка и национальной культуры.

     В эпоху Возрождения в европейских  странах происходит переход от феодального  средневековья к новому времени, ознаменованному начальным периодом развития капитализма.

     На  мировоззренческие ориентиры ренессансной культуры Италии повлиял психологический  климат городской жизни, изменившийся в менталитете различных слоев  общества. В ориентированной на светские дела купеческой морали стали преобладать  новые максимы — идеал активности человека, энергичных личных усилий, без  которых нельзя было добиться профессионального  успеха, а это шаг за шагом уводило  от церковной аскетической  этики, резко осуждавшей стяжательство, стремление к накопительству.  В жизненный обиход давно уже переселившейся в город знати входило торгово-финансовое предпринимательство, порождавшее практический рационализм, расчетливость, новое отношение к богатству. Стремление нобилей играть ведущую роль в городской политике активизировало не только личные амбиции в сфере власти, но и патриотические настроения — служение государству на административном поприще оттесняло на второй план военную доблесть. Основная масса традиционных интеллектуальных профессий ратовала за сохранение социального мира и процветание города-государства. Низовая городская среда была наиболее консервативна, именно в ней прочно сохранялись традиции народной средневековой культуры, которая оказала определенное воздействие на культуру Ренессанса.

     Формирование  новой культуры стало делом, прежде всего гуманистической интеллигенции, по своему происхождению и социальному  положению весьма пестрой и разнородной. Идеи, выдвигавшиеся гуманистами  трудно характеризовать как «буржуазные» или «раннебуржуазные». В культуре итальянского Возрождения сложилось  ядро единого нового мировоззрения, специфические черты которого определяют его «ренессансность». Оно было порождено  новыми потребностями самой жизни, как и поставленная гуманистами  задача достижения более высокого уровня образования для достаточно широкого слоя общества.

     Кризис  средневековых социальных устоев и  схоластической культуры резко обозначился  в связи с аграрным переворотом, развитием городов, появлением мануфактур, установлением обширных торговых связей. Это была эра великих географических открытий (открытие Америки), смелых морских  путешествий (открытие морского пути в  Индию), способствовавших становлению  отношений между странами. Это  была эпоха образования национальных государств, возникновения новой  культуры, порывающей с религиозными догматами, эпоха бурного развития науки, искусства и литературы, возродивших идеалы античности и обратившихся к изучению природы.

     В эпоху Возрождения ускоряются процессы межсословного и внутрисословного расслоения. Часть дворянства превращается в служилое по военно-морской (Испания, Португалия) и военно-административной (Голландия, Англия, Франция) части. Это  облегчает задачу захвата и эксплуатации колониальных владений. Расслоение коснулось  также крестьянской массы, меньшая  часть которого, около 20%, превратилась в фригольдеров — фермеров и арендаторов  — сельскую буржуазию, а остальные, постепенно разоряясь, стали из копигольдеров  — наследственных арендаторов —  превращаться в кратковременных  арендаторов — лизгольдеров, коттеров — батраков и поденщиков, пауперов — неимущих, нищих, бродяг, которые, если не попадали на виселицу, то пополняли  ряды матросов и наемных работников. 

     Но  наиболее бурно проходили процессы расслоения в городах. Здесь из среды  зажиточных мастеров, купцов и мелких финансистов формируется слой мануфактурщиков  — владельцев крупных мастерских, не занятых физическим трудом, будущих  капиталистов. А мелкие ремесленники постепенно утрачивают независимость  и права собственности сначала  на изделия, а затем и на само хозяйство  и орудия производства. Надомничество, или “рассеянная” мануфактура, получила особенно бурное развитие там, где были слабее цеховые ограничения. Цеховые  же мастера, увеличивая масштабы своего производства и степень разделения труда, создавали централизованные мануфактуры. Особенно эффективны мануфактуры  были в отраслях с дорогими, сложными средствами производства и устойчивым массовым сбытом: добывающей, оружейной, судостроительной, печатной, ткацкой.

     Городская жизнь, производство и обмены все  более активизируются. Еженедельные городские базары становятся ежедневными. Рынки растут вместе с городами. Продавать на рынке становится обязанностью крестьян, купцов и ремесленников, поскольку  его легче контролировать.

     Но  в промежутке между рыночными  днями ремесленники начинают торговать  прямо в лавке. Затем лавки  начинают специализироваться на вине, долгохранимых и колониальных товарах, а также непродовольственных  товарах и услугах. Так появляются кабаки: игорные, питейные заведения  и постоялые дворы. Постепенно лавочники  становятся заказчиками товаров  и кредиторами ремесленников.

     Быстрыми  темпами развивается кредит, ускоряется денежный оборот. Ярмарки, возродившиеся  еще в XI веке, в XIV—XVII вв. испытывают бурный рост. Постоянным местом встречи  банкиров, торговцев, негоциантов, маклеров, агентов банков, комиссионеров становится биржа, появляющаяся почти в каждом крупном городе и сама по себе свидетельствующая  об оживлении экономической жизни.

Информация о работе Воспитание нового человека, Возрождение, служение социально-корпоративным интересам, идеал гражданственности