Влияние yng на материальную и духовную куьтуру общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:10, реферат

Описание работы

Так, первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание «Философия техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно интенсивно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров «Техника и культура» в 30-е годы. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского и в некоторой степени культурологического осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного об

Работа содержит 1 файл

реферат по культурологии.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Хотя  техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, культурологов  и социологов как самостоятельный  вопрос «взаимодействие научно-технического прогресса и культуры» возник лишь в XX столетии.

     Так, первым, кто внес в заглавие своей  книги словосочетание «Философия техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно интенсивно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров «Техника и культура» в 30-е годы. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского и в некоторой степени культурологического осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества, и внимание привлекалось прежде всего к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования, т.к. она затрагивала не только техническую сторону жизни, но и влияла на весь ее уклад, на внешнее окружение и даже мышление человека.

      

 

1 ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

     Деление на материальную и духовную культуру означает различие между двумя типами деятельности, взаимосвязанными в диалектическом единстве. Особенности материальной деятельности субъекта обусловлены технико-технологической и предметно-продуктивной сторонами культуры. Данный тип деятельности образует материальную культуру. Наряду с ней выделяют духовную и художественную культуру. Многие исследователи включают художественную культуру в состав духовной.

     Материальная культура имеет свою (внутреннюю) структуру. Вещественные плоды материального производства — наследие, предназначенное для потребления, а также оснащения материального производства — первая сторона материальной культуры. Это вещи, одежда, промышленное оснащение, технологии, творческий потенциал работников.

     Вторая сторона — культура воспроизводства человечества, способы поведения человека в интимной сфере. Отношения мужчины и женщины определяют характер общей культуры человека. Рождение и становление людей опосредовано культурой и представлено множеством моделей и деталей, удивительным многообразием. Физическая культура — третья сторона материальной культуры. Здесь тело человека является объектом его деятельности. К культуре физического развития относят становление и изменение физических возможностей человека, врачевание. Это виды спорта, гигиена тела, профилактика заболеваний и их лечение, активный отдых. Социально-политическая культура как сторона материальной культуры есть сфера общественного бытия, в которой организуется практика установления, сохранения и изменения, смены социальных институтов.

     Материальная культура в единстве ее сторон предполагает своеобразные формы материального общения людей, осуществляемого в быту, хозяйственной деятельности, социально-политической практике.

     Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Духовная культура объективирована, закреплена в социальной памяти. Она является устойчивой основой духовной жизни, стереотипом чувственного познания и мышления, менталитетом конкретного общества. В духовной культуре обычно выделяют четыре стороны: познавательную, преобразовательную, ценностную и коммуникативную.

 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

     Словом «техника» (с древнегреч. — мастерство, искусство) обозначают или определяют совокупность средств, создаваемых людьми для оптимизации своей деятельности. По мнению философа техники Ф. Раппе, можно выделить два типа определений понятия «техника». Техника в узком смысле слова есть инженерная деятельность, в широком — любая эффективная методологическая деятельность человека. Следует иметь в виду, что в западной традиции понятие техники сближается с понятием технологии или, по Ф. Раппе, техники в широком смысле слова. На Востоке в слове «техника» видят смысл машины.

     Почему на место техники в смыслах греческой культуры приходит техника-и-технология западной культуры? Техника и технология существуют столько, сколько помнит себя человечество. В разнообразии древних цивилизаций присутствует один тип технического инструментария; техника здесь нечто из периферии культуры. Лишь в последние столетия в рамках еврохристианской культуры Запада техника и технология приобретают особое значение. Техника становится уникальным феноменом современного мира, существенно влияющим на изменения во всех культурах человечества. Сторонники технической цивилизации утверждают, что у истоков современных глобальных проблем не столько последствия последних десятилетий стихийного развития техники, сколько безграничная вера христианства в человеческий гений, христианская идея человекобога, сотворца Богочеловека. Отсюда оптимистическое мнение о принципиальной разрешимости глобальных проблем современности.

     Современное понимание техники предполагает несколько характерных моментов. Техника имеет искусственное происхождение, т.е. создается людьми в процессе овеществления идеальных моделей. Техника рациональна, т.е. достаточно быстро воспроизводима в данном сообществе. У нее утилитарный характер, т.е. техника связана с практическими потребностями людей и служит удовлетворению этих потребностей.

     Среди ведущих философских проблем техники и технологии называют вопрос о происхождении техники и характере ее связи с природой, обществом, культурой. Так, существуют концепции о слиянии современной науки и техники, в которых свойство первичности придается естественным наукам либо технике, соответственно, следствием признается техника или естествознание. Эта дискуссия имеет принципиальное основание: научно-технический прогресс начинается с масштабного теоретического осмысления или случайных находок, которым затем придается видимость солидного обоснования. Если второе, то не исключено, что после испытания очередной технической инновации, созданной любознательными фанатами техники методом «тыка», некому будет ее обосновывать. Так, действие опасной для жизни вещи, попавшей в руки ребенка, для которого весь мир — игрушка, может привести к летальному результату для многих. Парадигма технического прогресса, как безграничного по возможностям конвейера улучшения бытия человека, выработанная европейским мышлением пару столетий назад, опиралась на идеи неограниченности природных ресурсов и совершенства человека, существующего автономно от природы. Эти идеи опровергнуты жизнью.

     Пессимистические воззрения, представленные преимущественно философами, писателями, деятелями искусства и лидерами религиозных организаций, рассматривают технику как угрозу человечеству. Критики технической цивилизации подчеркивают ее механистичность, противоестественность, подавление техникой личности, природы, жизни. Пессимисты, — сторонники взглядов о негативном влиянии техники на социокультурные процессы, — столетиями призывают вернуться к традиционным видам хозяйственной деятельности человека с жестким контролем жизнедеятельности личности со стороны общины. В прошлом столетии появился вариант активного противодействия технической культуре. Противники технической цивилизации призвали организовать контркультуру для борьбы против репрессивного разума «власти-знания», отчуждения человека. Представители технократии — ученые, экономические и политические лидеры — присоединились к критике негативных сторон технической цивилизации. Они обратили внимание на экологические проблемы, на превращение человека в слугу и заложника стихийного развития технической среды. По мнению ученых, источник проблемы в неумении человека использовать технику на благо человечества и природы. Необходимо формировать иное взаимодействие человека с техникой, другой тип человека, способный интегрироваться с людьми, существовать в единстве с техникой и природой.

     Техника — феномен культуры, существующий на грани природы и культуры. Техника есть часть природы, преобразованная человеком для воздействия на природу. Социальный характер технике придает зависимость ее от уровня развития культуры общества. Технический прогресс, расширяя возможности человека в воздействии на природные процессы, влечет за собой социокультурные изменения. Культурное освоение новых достижений техники конкретным сообществом происходит достаточно сложно и длительно; процесс освоения обусловлен культурными традициями, в том числе социокультурной установкой на восприятие инновации. Технология — совокупность методов обработки, производства предметов и вещей. Технология — системное образование, она связана с техникой и культурой данного сообщества. Среди признаков технологии выделяют: рациональные методы деятельности; содействие развитию общества; подчинение господствующим ценностям данной культуры.

 

3. научно-технический процесс И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ

 

     XIX столетие характеризуется мощным  развитием производительных сил,  окончательным объединением науки  и техники. Собственно отсюда  берет начало научно-технический  прогресс. Наука становится основой  методологии мышления, системы образования, взглядов на мир, на человека и общество. Любая философская система строится как наука. Карл Маркс, разрабатывая коммунистические идеи, создавал их как науку - научный коммунизм. Развитие науки в XIX веке подошло к тому рубежу, когда нравственные ценности и цели собственно человеческой жизни стали сдерживающими факторами, - и от них отказались. Теперь перед научным познанием расстилался бесконечный и абсолютно познаваемый мир.

     Техника как древнейший вид деятельности человека с момента своего возникновения является уникальным средством преобразования всей действительности. Исторически цивилизация возникла на Земле на основе преобразующей деятельности человека и общества. Именно преобразование среды, природы, самого человека и человеческого общества лежит также в основе развития культуры и цивилизиции.

     Культура  как процесс реализации духовных ценностей выражает вечное стремление человечества к постоянному освоению-преобразованию действительности, и она как поприще  проявления сущностных сил человека отражает также его становление, самоутверждение как субъекта культуры. Или, иначе выражаясь, культура - это процесс, связанный с «работой» сознания, его активностью для удовлетворения духовных потребностей и реализации духовных ценностей, на основе которого формируются определенные взгляды, идеи, учения людей об окружающей действительности и самих себе и создаются духовные ценности, что составляет духовное богатство или духовную культуру общества.

     Культура  общества включает в себя как материальную, так и духовную сферы, но и в  материальной культуре воплощены духовные силы человека. Культура же личности преимущественно  есть его духовная культура, культура его души; культура как мера гуманизации человека, человеческих отношений должна проявляться в таких основных сферах духовной культуры, как познание, художественное творчество и нравственное поведение.

     Существование человека как социального существа подразумевает его активное, преобразующее  отношение к действительности, и вполне естественно, что это его существование развертывается на фоне «быть» и «иметь». Культура как средство и одновременно цель является поприщем, где проявляются эти важные качества человека. Человек, ориентированный преимущественно на обладание (иметь), рассматривает познание как «приобретение», как «аннексию». С его точки зрения, ценность познания зависит от ценности предмета, которым он овладевает. С этих позиций подлинное познание отличается от мнимого знания тем, что первое имеет дело с подлинными предметами - подлинным бытием, идеями; второе же - с кажущейся действительностью, с небытием. Но наука, научное познание, выражая процесс становления человека, его «очеловечивания», является важным элементом духовной культуры, и мы имеем полное основание для того, чтобы не считать познание предмета и достижение истины «аннексией» этого предмета. Человеческое познание по своей природе социально; познание - это диалог с другими людьми, другими эпохами, другими культурами; истинно познавательный интерес не имеет ничего общего с обладанием. Познание (как культура вообще) есть понимание в широком смысле - понимание предмета, природы, жизни. А понимание предполагает вслушивание, внимание к предмету. Поскольку познание предполагает понимание и диалог, постольку оно выражает сущность человека; подлинная познавательная деятельность способствует гуманизации человека, хотя она не может быть гарантией того, что результаты познавательной деятельности не будут использованы во вред человеку.

     Практика  общественной жизни человечества подтверждает, что связь между научно-техническим прогрессом и культурой, особенно с ее квинтэссенцией - нравственностью, носит далеко не однозначный, не прямолинейный характер. В связи с этим следует указать на то, что проблема взаимоотношения двух важнейших элементов духовной культуры - науки морали - вовсе не новая для философии и этики. Это одна из тех проблем, которые называют «вечными», традиционными. Проблема взаимоотношения науки (знания) и морали (нравственности) выдвигалась в число злободневных философских проблем на каждом крутом историческом повороте. Одна из первых четко фиксируемых постановок проблемы представлена в античной философии. Как известно, в работах софистов, Платона и Аристотеля намечена дихотомичность науки и морали (как учения о добродетелях и пороках), определено различие этих двух сфер духовной деятельности человека, их несовпадение и даже противоположность.

Информация о работе Влияние yng на материальную и духовную куьтуру общества