Влияние христианства на культуру древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:36, реферат

Описание работы

Христианство в Древней Руси существовало ещё задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространённый и, конечно, не могло конкурировать с язычеством, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финнов и подпадали под влияние финских шаманов - «волхвов» и «кудесников»,- то тем более должна была влиять христианская сфера на тех из славян, которые могли её узнать.

Работа содержит 1 файл

Влияние христианства на культуру Киевской Руси.docx

— 23.92 Кб (Скачать)

    Восточная же церковь, к которой относится  и православие, разрешала молиться и на других языках. Это право  отстаивал один из просветителей  славянских народов — Кирилл, прозванный Философом. Когда Кирилл после создания (вместе с братом Мефодием) славянской азбуки отправился в Италию, то его встретили там упрёками за отступление от традиций, от канонов, согласно которым богослужение должно вестись только на языках апостолов и богословов, т. е. на одном из трёх традиционных языков.

    Новая «собственная» письменность послужила  основой бурного развития книжной  культуры в Киевской Руси, которая  до монгольского нашествия была одним  из самых цивилизованных государств средневековой Европы в XI -XIII веках. Рукописные книги светского содержания, наряду с греческими богословскими трудами, становятся необходимым знаком приобщённости к культуре.  

    Основная  же часть литературы — это ранние церковные песнопения, сочинения отцов византийского православия — Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Василия Великого, а также, различные хроники, исторические сочинения, апокрифы. Особое место в библиотеке, собранной ещё самим Ярославом Мудрым, занимали переведённые на славянский язык книги. Именно они и были размещены в Софийском соборе.

    С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте мальчиков и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек. Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются берестяные грамоты. В Новгороде найдены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка.

    Осталось  и ещё одно любопытное свидетельство  о развитии грамотности на Руси: так называемые граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления  о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи ещё молодым  человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких  же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве  «Ох тяжко мне» и подписался своим  христианским именем «Василий». 
 
 
 
 
 
 
 

    Архитектура

    Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощённая в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и её архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал своё восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой.

    Если  деревянная архитектура восходит в  основном к Руси языческой, то архитектура  каменная связана с Русью уже  христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая  и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный  стиль народа дошёл до нас в  позднейших деревянных сооружениях, в  древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры  была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта  традиция живет в народе и до настоящей  поры.

    Мир Византии, мир христианства, стран  Кавказа, принёс на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчленённый четырьмя столбами, составляет его  основу; примыкающие к подкупольному  пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывшие  на Русь, начиная со времени Владимира, а также работающие с ними русские  умельцы, применяли к традициям  русской деревянной архитектуры, привычной  для русского глаза. Если первые русские  храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце Х в. были выстроены  греческими мастерами в строгом  соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве  отразил сочетание славянских и  византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать весёлых  глав нового храма. Эта ступенчатая  пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

    Софийский собор, созданный в пору утверждения  и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, её признанной святыне — Константине польскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси — Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престиж, как и Чернигов, где был сооружён монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами, свидетельства мощи и красоты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Иконопись

    Вместе с религией Русь унаследовала от Византии и художественные традиции, одной из которых было украшение храмов росписями и иконами. Слово «икона» происходит от греческого eikon (образ). Икона является посредником между реальным миром и божественным первообразом. Стиль живописи менялся в ходе веков, но художественные традиции иконописи сохранились до настоящего времени. Использование приёмов стилизации и яркий, нарядный колорит, характерные для средневековой религиозной живописи, оказали влияние на творчество многих художников конца 19 - начала 20 веков.

    В церквах иконы помещали на стенах, столбах и алтарной преграде. В 14 -15 веков низкая алтарная преграда превратилась в высокий иконостас, отделявший прихожан от алтаря. Иконостас стал строго организованной иерархической системой священных образов, в которой иконы с изображением Христа, Богоматери, апостолов, святых и праздников располагались рядами в определённом порядке. Иконы часто украшали окладами из серебра, золота и драгоценных камней, которые могли закрывать икону почти целиком, оставляя видимыми только лики. Вначале мастеров - иконописцев приглашали из - за границы (чаще всего из Греции), а иногда привозили и сами иконы. Икона Владимирской Богоматери, привезённая из Византии в первой половине 12 в., стала образцом для огромного числа русских списков. Сохранилось очень мало домонгольских русских икон; все они в большей или меньшей степени следуют иконографии и стилю византийских Образцов. 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Принятие  христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приёмы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась  с наследием античного мира.

    С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими  просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

    Христианство  повлияло на нравы и мораль. Церковь  запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось  с понятием греха, отсутствующим  в языческом мировоззрении.

    Христианство  укрепило княжескую власть. Церковь  внушала подданным необходимость  беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.

    Приняв  христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических  браках. Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал  католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось  изолированным от западного мира.

    Принятие  христианства способствовало сплочению  восточнославянских племён в единую древнерусскую народность. На смену  сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских  вообще.

Информация о работе Влияние христианства на культуру древней Руси