Византизм и славянизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 17:29, реферат

Описание работы

Византизм есть, прежде всего, особого рода образованность или культура, имеющая свои отличительные признаки, свои общие, ясные, резкие, понятийные начала и свои определенные в истории последствия. В нашей образованной публике распространены о Византии самые превратные или, лучше сказать, самые вздорные, односторонние или поверхностные понятия.
В работе раскрыты понятия культуры по работе Леонтьева К.Н. «Византизм и славянство» и показана его точка зрения

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1.Византизм древний……………………………………………………………..4

2.Византизм в России……………………………………………………………..7

3. Славянизм……………………………………………………………………….9

4. О государственной форме…………………………………………………….13

5. Сравнение Европы с Древними государствами……………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….17

Библиографический список……………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

реферат по культурологии.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

      Заметим, что аристократию родовую считают ныне обыкновенно каким-то болезненным, временным и ненормальным продуктом или, по крайней мере, праздным украшением жизни, вроде красивых хохлов или ярких перьев у птиц, вроде цветочных венчиков у растений, в том смысле, что без хохла птица может жить и без венчиков, без красивых лепестков есть много растений, и больших. Но все это эгалитарные верования: при ближайшем реальном наблюдении оказывается, что именно те исторические миры были и плодовитее, и могущественнее других, в которых, при монархических склонностях, сверх того еще и аристократия родовая держалась упорнее.

      Гипотеза  Леонтьева: единство в сложности, кажется, оправдывается и здесь. Мы имеем три поразительных примера: Англию, Турцию, Россию. В России (т. е. в ее великорусском ядре) было сильно единство нации; в Турции было больше разнородности; в Англии была гармония того и другого. В Англии завоевание, чужое насилие было глубоко и дало глубокие охранительные корни стране. Завоеватели настолько слились с побежденными, что составили одну нацию, но не составили одного с ними класса. В Турции завоеватели вовсе не слились с христианами, потому могли только создать сложное государство, но не единую нацию, и, отняв мысленно турок (привилегированных подданных империи), мы получаем чистейшую Демократию, христиан. В России завоевание было слабо, и слишком скорое слитие варягов с славянами не дало возможности образоваться у нас, в собственной Великороссии, крепким условным преданиям. Сообразно с этим и творчество, богатство духа трех степеней: выше всех Англия (прежняя, конечно), гораздо ниже и беднее ее умом Россия, всех бесплоднее Турция.

      Окидывая  умственным взором все родственное  нам славянство, мы замечаем странную вещь: самый отсталый народ, самая последняя из возрождающихся славянских наций, болгары, вступают в борьбу при начале своей новой исторической жизни: с преданиями, с авторитетом того самого византизма, который лег в основу нашей великорусской государственности, который и вразумил, и согрел, и (да простят мне это охотничье, псарское выражение) высворил нас крепко и умно. Болгары сами не предвидели вполне, может быть, того, к чему их привело логическое развитие обстоятельств. Они думали бороться лишь против греков: обстоятельства довели их до разрыва с Вселенской Церковью, в принципах которой нет ничего и греческого, ни специально славянского.

      Ни  в истории ученого чешского возрождения, ни в движениях воинственных сербов, ни в бунтах поляков против нас  мы не встречаем того загадочного и опасного явления, которое мы видим в мирном и лжебогомольном движении болгар. Только при болгарском вопросе впервые, с самого начала нашей истории, в русском сердце вступили в борьбу две силы, создавшие нашу русскую государственность: племенное славянство наше и византизм церковный.

      Самая отдаленность, кажущаяся мелочности, бледность, какая-то сравнительная  сухость этих греко-болгарских дел  как будто нарочно таковы, чтобы сделать наше общество невнимательным к их значению и первостепенной важности, чтобы любопытства было меньше, чтобы последствия застали нас врасплох, чтобы все, самые мудрые люди наши, дали угаснуть своим светильникам.

 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список: 
 

  1. Леонтьев  К.Н. "Восток, Россия и Славянство", М., 1996. стр. 94-155.
  2. Леонтьев  К.Н.Сборник статей "Восток, Россия и Славянство" (Т.1),М., 1876.
  3. Леонтьев  К.Н . Собрание сочинений (Т.5.), М., 1885-86.

Информация о работе Византизм и славянизм