Византийская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:03, доклад

Описание работы

Эволюция государственного устройства Византийской империи растянулась на несколько столетий и опираясь на ряд научных источников можно выделить I этап (IV - середина VII в.), II этап (с конца VII до конца XII в.) и наконец III этап (XIII-XV вв.).
I этап – становление Византии.

Работа содержит 1 файл

византийская культура.docx

— 29.92 Кб (Скачать)

Культура Византии.

1.Основные этапы византийской истории.

  Эволюция государственного устройства Византийской империи растянулась на несколько столетий и опираясь на ряд научных источников можно выделить I этап (IV - середина VII в.), II этап (с конца VII до конца XII в.) и наконец III этап (XIII-XV вв.). 
I этап – становление Византии. 
 В самом начале Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.  
VII столетие было трудным временем в истории Византии. Раздираемая внутренними усобицами, теснимая грозными внешними врагами, империя переживала серьезный кризис. К концу VII в. арабы лишили Византию последних владений в Северной Африке - Карфагена и Киренаики. 
 В середине VII в. завершается первый этап развития византийской культуры и идеологии. К этому времени окончательно устанавливается христианская догматика. На смену драматической напряженности беспокойных первых столетий истории Византии приходит некоторое идейное успокоение. Христологические и тринитарные споры, будоражившие ранневизантийское общество, затихают, подчиняясь единому церковно-догматическому мировоззрению. Однако это умиротворение оказалось лишь временным . 
II этап – подъем Византийского государства 
 II - IX века отмечены некоторым ослаблением центральной власти в Византии. Некоторая стабилизация византийского государства произошла в правление первых императоров Исаврийской династии Льва и Константина. Значительные перемены происходили в VII-IX вв. в общественной жизни и культуре Византийской империи.  
К концу VII столетия Византийская империя перестала существовать как великая средиземноморская держава. Ее место заняло средневековое Византийское государство, гораздо меньшее по размерам, но зато отличавшееся большим этническим единством, политической и религиозной сплоченностью. Греческий язык стал официальным, государственным. 
 Коренные перемены произошли в сфере социально экономических отношений. Империя вступила в новый период своего развития - становления и победы феодального строя. Этот длительный период, охватывающий около пяти столетий (VII-XII вв.), в свою очередь, можно подразделить на два этапа: генезис феодализма (VII-IX вв.); развитие и окончательное торжество феодальных отношений (Х-ХII вв.).  
С первой четверти VIII столетия богословские и идейные споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества. Иконоборцы выдвигали тезис о неописуемости и непознаваемости божества. В основу их учения был положен главный догмат христианства о единстве в Троице трех божественных ипостасей. Все они неописуемы и не могут быть постигнуты человеческим разумом, а тем более не могут быть представлены в антропоморфном образе. Если художник будет изображать только человеческую природу Христа, то он впадет в ересь несториан, разделявших в Христе две ипостаси; если же он попытается представить божественную природу Христа, то это будет проявлением ереси монофиситов, допускавших полное поглощение человеческой природы божественной. Иными словами, всякая попытка изображения Христа влечет за собой еретические заблуждения . 
 Идейная борьба в византийском обществе VIII-IX вв. мобилизовала все интеллектуальные силы. Противоборствующих сторон и в той или иной степени оказала влияние на общественное сознание эпохи. Религиозно-философские споры VIII-IX вв. вызвали необходимость систематизация христианского богословия, что нашло отражение в сочинениях Иоанна Дамаскина и позднее Феодора Студита. Иоанн Дамаский (около 675 до 753) -одни из крупнейших византийских богословов - в своем труде «Источник знания» поставил сложную задачу построить целостную систему ортодоксального христианства . 
В VIII - первой половине IX в. усиливается влияние религиозной идеологии на византийскую литературу, особую популярность приобретают такие литературные жанры, как жития святых и литургическая поэзия. В литургической поэзии иконоборческой эпохи выделяются фигуры двух талантливых гимнографов - Андрея Критского и Иоанна Дамаскина. Андрей Критский (около 660 - около 726) в своем творчестве продолжал традиции великого гимнографа ранней Византии Романа Сладкопевца. Другой гимнограф той эпохи - философ и теолог Иоанн Дамаскин, создатель многих церковных гимнов, вносил в поэтическое творчество свойственную ему теологическую рассудочность, схоластический пафос, торжественную парадность, утонченность стихотворной формы. 
III этап (XIII-XV вв.) - Поздняя Византия. Начало конца. 
 Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи. По словам писателя XIV в. Никифора Григоры, держава ромеев, подобно судну, подхваченному злыми ветрами и волнами, раскололась на множество мелких частей. Но постепенно в этом хаосе феодальных княжеств выделились три центра греческой государственности: Никейская империя в северо-западном углу Малой Азии, Эпирское царство на Балканах и Трапезупдская империя на земле древнего Понта, на южном берегу Черного моря. Нестабильность экономики, территориальные потери, нескончаемые феодальные усобицы и возрастающая турецкая угроза - вот что характеризует последние столетия существования некогда великой империи. 
 Последнее столетие истории Византии было наполнено драматическими событиями. Могущество грозного врага Византии турок-османов росло из года в год. Политическая раздробленность; внутренние междоусобицы; враждебность соседних Балканских государств - Сербии, Болгарии, а также Венгрии; выжидательная позиция Запада делали положение Византии крайне опасным. Решающий удар империи был нанесен утверждением турок-османов в Европе. 
 Штурм Константинополя произошел 29 мая 1453 г. Войска нападавших турок по численности значительно превосходили оборонявшихся. После многочасового боя Константинополь был взят штурмом. 
 Византия прошла трудный, но насыщенный яркими событиями общественной и культурной жизни тысячелетний исторический путь. Ей по праву принадлежит видное место в прогрессивном развитии Европы и всего средневекового мира. 
 
2. Религия, наука, образование в Византии. 
 
 Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом. Византийская цивилизация в отличии от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.  
Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV-V вв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные - о месте его в Троице. В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы – христианства. С течением времени эти разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной – православной и западной – католических церквей. 
В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием. 
 В XI-XII вв. значительный расцвет переживает светское образование, базирующееся на античных традициях. В Константинополе в XI в. возродился университет - центр светского образования для всей империи. Около 1045 г. был вновь создан юридический факультет, «музей законодательства», как его называли современники.В это же время возрождаются риторика и эпистолография. 
 В византийской культуре Х век был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. В этот период были составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913-959) «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора» - обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства. 
 В науке долго господствовало представление об иконоборческом периоде как о «темных веках» византийской истории, эпохе упадка культуры и образованности. Но иконоборческую эпоху нельзя рисовать одной черной краской: она глубоко противоречива и двойственна. С одной стороны, заметно временное затухание античных традиций, сакрализация литературы и искусства, господство церковной догматики. Античный идеал прекрасной личности постепенно уходит в прошлое и заменяется идеалом духовного совершенства, целомудрия. Литература и искусство приобретают все более дидактический, нравоучительный характер. Человеческая мысль ищет иные, чем раньше, духовные ценности, иные пути развития. Продолжается развитие науки и образования, не меркнет и светское художественное творчество. 
 Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает талантливых мыслителей, писателей, поэтов: Псевдо - Дионисий Ареопагит, Григорий Назианзин, Роман Сладкопевец . 
В христианской философии этой эпохи возвышается загадочная фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо – Дионисия Ареопагита. Его грандиозная религиозно – философская система соединяет неоплатонизм с христианством. 
Третьей яркой звездой в созвездии талантов ранней Византии был поэт Роман Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления, искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию народной поэзии и мироощущениях широких масс населения.  
 В науке долго господствовало представление об иконоборческом периоде как о «темных веках» византийской истории, эпохе упадка культуры и образованности. Но иконоборческую эпоху нельзя рисовать одной черной краской: она глубоко противоречива и двойственна. С одной стороны, заметно временное затухание античных традиций, сакрализация литературы и искусства, господство церковной догматики. Античный идеал прекрасной личности постепенно уходит в прошлое и заменяется идеалом духовного совершенства, целомудрия. Литература и искусство приобретают все более дидактический, нравоучительный характер. Человеческая мысль ищет иные, чем раньше, духовные ценности, иные пути развития. Продолжается развитие науки и образования, не меркнет и светское художественное творчество 

3.Взаимосвязь  Византии и Руси.

Более пяти столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства  происходило при самых многообразных  контактах и столкновениях с  византийцами. Византия всегда привлекала русских купцов. Чтобы добиться от Византии более высокого дипломатического признания и льгот на торговлю, на Константинополь ходили русская  рать и военные корабли. Русские  заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Но если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью  и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между  двумя государствами стало принятие Русью православия — одной  из важнейших основ византийской культуры.

Византия была не только наследницей античной культуры и римской государственности. Сама обогатившись православной верой, Византия обогатила мир православной культурой. Благодаря Византии православная культура стала достоянием не только Древней Руси, но также Болгарии, Сербии, Албании и многих других стран. С начала второго тысячелетия христианской эры православная культура приобретает уже вселенское значение.

Вместе с православием русские  приняли от Византии не только догматы и каноны православной веры. Греки научили наших далеких предков также тому, что догматы новой веры лучше всего могут быть выражены в красоте богослужения, в храмоздательстве, в церковном пении, в иконописи и в христианской подвижнической жизни. Именно эти аспекты православия более всего привлекали новокрещеную Русь и развивались с наибольшей активностью и самостоятельностью.

Христианство пришло на смену древнерусскому язычеству, типичному для родового общества. В этом язычестве гнездился  страх перед могуществом природы, сознание бессилия человека перед стихийными силами. Христианство в своей богословской концепции мира ставило человека в центр природы, а природу  воспринимало как служанку человека, открывало в природе „мудрость” мироустройства и божественную целесообразность».

Из Византии на Русь доставлялись первые книги. Просветителями славян стали  выдающиеся деятели византийской православной культуры — святые братья Кирилл и  Мефодий. Первые школы в Киеве, Новгороде  и других городах Руси устраивались по византийским образцам. Византийские мастера учили русских мастеров строить каменные храмы, украшать эти  храмы мозаиками и фресками, писать иконы, создавать книжные миниатюры. Заимствовалась не только греческая  церковная терминология, но и церковные  имена из православных святцев. Даже в наше время большая часть  широко распространенных в России имен (Андрей, Петр, Александр, Галина, Ирина  и др.) имеют греческое происхождение.

Одним из наиболее ярких свидетельств влияния православной культуры Византии на молодую культуру Руси являются древнерусские Софийские соборы. Высочайшим искусством православной Византии можно признать церковную архитектуру. София Константинопольская, воздвигнутая византийским императором Юстинианом Великим (527–565), была архитектурным  памятником вселенского значения. Сохранилось  предание, что после постройки  храма Юстиниан якобы воскликнул: «Я победил тебя, Соломон!». Величие  Иерусалимского храма, созданного при  царе Соломоне, описано в Библии, в Третьей книге Царств (главы 6–8).

Выстроенный в 532–537 годах и возобновленный в 563 году Софийский храм Константинополя  воспринимался молящимися как воплощение идеи соборной, то есть вселенской, Церкви. Наряду со смелостью архитектурных  решений София Константинопольская  поражала богатством внутреннего убранства. Многоцветные колонны из белого мрамора, красного, белого и желтого порфира  венчали резные капители. Над внутренней отделкой храма трудились лучшие византийские камнерезы и ювелиры. Ночное освещение этого величественного  храма сравнивалось со знаменитым фаросским  маяком. Византийские писатели иногда называли Софийский собор «кораблем» или «маяком». Этот главный храм Византии был посвящен Христу Спасителю, именуемому в Библии «Божией силой  и Божией Премудростью» . Отсюда его название: храм Софии — Премудрости Божией.

Крещение Руси древнерусские летописи относят к 988 году. Уже в 989 году в  Новгороде Великом был построен деревянный Софийский собор с  тринадцатью куполами. А к середине XI века на Руси имелось несколько  каменных Софийских соборов. Самые  знаменитые — София Киевская (1037–1043) и София Новгородская (1045–1052) —  стоят до сего дня и являются самыми достоверными свидетельствами духовных и культурных связей между Византией  и Древней Русью в те давние времена. В Киевской Софии до сих  пор сохранились прекрасные образцы  византийского искусства XI века —  мозаичные иконы

Внешний облик Софии Киевской и  Софии Новгородской сохранился далеко не полностью. Но архитектурная основа этих Софийских соборов, а также  дошедшие до нас мозаика, фрески и  другие элементы внутреннего убранства  этих величественных храмов свидетельствуют  о высочайшей культуре, которой достигла Русь спустя полстолетия после принятия православия.

Одна из величайших святынь Византии — древнейшая икона Божией Матери — в XII веке была привезена из Византии на Русь. Ныне эта драгоценнейшая святыня  Русской земли известна во всем мире как Владимирская икона Божией Матери.

С 988 до 1448 года Русская Православная Церковь являлась митрополией Константинопольского патриархата, и большинство митрополитов Киевских того периода были греками. Киевский митрополит всегда избирался или, по крайней мере, утверждался в Константинополе. Таким образом, культурное влияние Византии на Руси укреплялось также и церковно-административной зависимостью Русской Церкви от Царьграда, как называли в древности на Руси Константинополь.

В 1448 году, после самостоятельного избрания русскими святого Ионы на кафедру митрополита Московского  и всея Руси, Русская Православная Церковь фактически становится автокефальной, то есть управляется самостоятельно избранным митрополитом. В 1589 году глава  Русской Церкви — Московский митрополит — получает достоинство патриарха  Московского и всея Руси. Это достоинство  было признано всеми православными  патриархами — Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. Будучи пятым православным патриархом по историко-каноническому порядку, Московский патриарх фактически занял  важнейшее место в православном мире, потому что, с одной стороны, он возглавлял крупнейшую по территории и численности паствы Поместную  Православную Церковь, а с другой — все восточные патриархаты, находясь под гнетом турков, обращались за материальной поддержкой к Московскому  патриарху.

На Руси среди выходцев из Византии славились строители церквей, иконописцы, писатели, ученые. Величайший вклад  в формирование православной культуры России внесли мастера-греки, строившие  в 1073–1089 годах Успенскую церковь  Киево-Печерского монастыря, великий  иконописец Феофан Грек, писавший во второй половине XIV — начале XV века иконы  в храмах Новгорода и Москвы, великий  писатель и переводчик Максим Грек (умер в Троице-Сергиевом монастыре  в 1556 г.), а также великие педагоги братья Лихуды — Иоанникий и Софроний (в миру — Иоанн и Спиридон).

По просьбе патриарха Московского  и всея Руси Иоакима (1674–1690) братья Лихуды прибыли в Москву и в 1685 году основали при Заиконоспасском  монастыре Славяно-греко-латинскую  академию. Эта академия — первое высшее учебное заведение в столице  России — стала прообразом Московского  университета и основой Московской духовной академии. Воспитанниками Славяно-греко-латинской  академии были поэт Карион Истомин (конец 40-х гг. XVII в. — 1717), поэт и дипломат Антиох Кантемир (1708–1744), математик  Леонтий Магницкий (1669–1732), первый русский  доктор медицины и философии Петр Постников и другие выдающиеся деятели  отечественной культуры. Выпускником  Славяно-греко-латинской академии был  М.В. Ломоносов (1711–1765).

 


Информация о работе Византийская культура