Византийская культура и ее значение для культуры древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

История Византии как самостоятельного государства (395 – 1453)началась с раздела в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь, основанный в 324 г. императором Константином. После нашествия варварских племен в 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей.
Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т.е. Римской империей, а Константинополь – Новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Византии, то по этому названию и всю Восточную часть стали называют Византийской империей, или Византией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Особенности исторического развитие Византии………………………..4
2 Государственное устройство Византии………………………………….8
3 Период Раннего Средневековья…………………………………………11
4Период Македонской династии и династии Комнинов………………...16
5 Эпоха Палеологов………………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...23

Работа содержит 1 файл

культорология.docx

— 46.43 Кб (Скачать)

    Литература

    Латинское завоевание принципиально нового в  развитии литературы Византии не принесло. Не потеряла своеобразия византийская литература и при Палеологах. Уже  вполне сложившиеся формы византийской культуры полнее и глубже, чем в  предшествующий период, перерабатывали и ассимилировали внешние влияния, в том числе западноевропейские. Представители литературы этого времени - Никифор Григора, Лапиф, Акиндин, придворные поэты XIII - XIV вв. - Мануил Олабол и Мануил Фил. Сохранилось несколько романов: «Илиада» Гермониака, «Ахиллеида».Издания текстов, охватывающих все виды литературы, не имеет. Наиболее полно представлена церковная литература в изданиях беллетристов и в «Петралогии» - «Полном собрании творений отцов церкви, изданном аббатом Минем» (161 том издания 1857 - 1866). Под свежим впечатлением событий турецкого завоевания в 1453 г. сложено несколько «плачей», посвященных падению Константинополя и Трапезунда.

    Изобразительное искусство и архитектура

    Памятники эпохи Палеологов сохранялись в  Константинополе и в Спарте, где их особенно много. Так как эпоха была уже не способна к созданию большого архитектурного стиля, строились либо небольшие храмы, либо перестраивались старые. В живописи, однако, появились новые устремления. Это наглядно выразилось в церкви монастыря Хора. Мозаики и фрески Кахриэ Джами принадлежат к числу лучших памятников живописи эпохи Палеологов. Новое направление отразилось в миниатюре. В миниатюре рукописи XIV в. пророк взволнован голосом с неба, и он делает решительный поворот, фигура даже немного выходит за пределы рамы. Миниатюра выполнена широким живописным приемом. Перенесенное на Афон и на Крит византийское искусство развиваться дальше не смогло. Последний из критских живописцев Доменико Теотокопули вынужден был покинуть родину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Особенности исторического развития Византии предопределили сложный путь формирования ее культуры и искусства. Являясь преемницей Римской империи, культура Византии глубоко впитала греко-римские художественные традиции.  С другой стороны, занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населявших империю. Поэтому, несмотря на сохранение античных форм хозяйства и культурного наследия, византийского государство находилось в значительной зависимости от варварского окружения. Таким образом, главные источники, питавшие византийское искусство, - Древняя Греция и Восток.

    Однако  византийское искусство нельзя считать  не самостоятельным. Подвергаясь значительным изменениям, культура Византии окончательно сложилась в VI в. и сохраняла в  течение многих веков постоянные черты. Самая существенная особенность  византийского искусства - его культовость, связь с церковным обрядам, богослужением. Светское искусство играло подчиненную роль. Первейшая задача художника здесь - создание одухотворенного образа, способного вознести душу верующего из мира земного в мир небесный. Общественная мысль, литература, искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей.

    Византия, являясь связующим звеном между  западной и восточной цивилизациями, дала миру высокие образцы искусства, которые отличало не только благородное изящество  форм, но и глубина философско-религиозной мысли, утонченность эстетического выражения. Византийское искусство стало эталоном для искусства православного мира, а Византийская церковь - мировым центром православной веры.

    Исключительно важна просветительная роль Византии, которую она сыграла в Средние  века. Мир многим обязан Византии. Она  спасла Европу от арабов. Она сохранила для Европы античное искусство. Византийским переписчиками мы обязаны знаниями произведений Софокла и Эсхила. Греки, бежавшие  после турецкого завоевания из Византии в Италию, стали там учителями греческой философии. Византийские мастера построили собор св. Марка, которой был школой итальянских зодчих и живописцев. Влияние Византии простиралось до Франции, Германии, господствовало на Балканах. Многим ей обязан Кавказ, хотя и имел свою художественную традицию. Древнерусское искусство имело своей основой Византию, но в процессе эволюции приобрело характер вполне самостоятельной школы. Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Православия. 

      
 
 

      

      

      

      
 

     

       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Культорология: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н.Марковой. – 3-е изд. – М6ЮНИТИ – ДАНА, 2003 -559с.
  2. Культорология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов/ Л.А.Никитич. – ЮНИТИ – ДАНА, 2008 – 559с.
  3. Культорология: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальные специальности А.Л.Залкин – 2-е изд.,перераб. И доп. – М: ЮНИТИ – ДАНА 2009 – 583с. 

Информация о работе Византийская культура и ее значение для культуры древней Руси