Школы культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:58, доклад

Описание работы

Основные направления и школы в культурологи XX в. Сложились на базе всего предшествующего знания, обогащенного достижениями новых наук. Стремясь открыть самые сокровенные истоки культуры, определить ее сущность, выявить наиболее общие законы развития, многие выдающиеся представители новых отраслей знания стали претендовать на создание общей теории культуры, своей собственной культурологи. Так появились разнообразные школы с определенной научной «доминантой», отражавшей специфический исследовательский интерес.

Содержание

Введение
Социологическая школа
Символическая школа
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 29.19 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «МАТИ – Российский государственный технологический университет им. К.Э.Циолковского» (МАТИ)

 
 

Кафедра «Материаловедение  и технология обработки  материалов»

 
 
 
 
 
 
 

                                                      Доклад на тему

                          «Школы в культурологи»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             Группа: 4МТМ-1ДБ-074

                                                             Студент: Корниюк П.К.

                                             Преподаватель: Токтамысов С.Ж.

 
 

                                  МОСКВА 2011

      План

Введение

  1. Социологическая школа
  2. Символическая школа

Список используемой литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

 

      Основные  направления и школы в культурологи XX в. Сложились на базе всего предшествующего знания, обогащенного достижениями новых наук. Стремясь открыть самые сокровенные истоки культуры, определить ее сущность, выявить наиболее общие законы развития, многие выдающиеся представители новых отраслей знания стали претендовать на создание общей теории культуры, своей собственной культурологи. Так появились разнообразные школы с определенной научной «доминантой», отражавшей специфический исследовательский интерес.

      Разнообразие  точек зрения на культуру отражает многоаспектность и сложность этого  понятия, которое включает в себя все материальное и духовное богатство  мира, созданного человеком. Культурология, наряду с другими науками, стремится создать некую единую теорию культуры, которая содержала бы в себе интегративное знание, опирающееся на достижения самых различных наук XX в., которые так или иначе исследуют культуру со своих специфических сторон.

      Задача  создать некую метатеорию культуры в XX в. была поставлена американским учёным Лесли Алвином Уайтом (1990-1975), которого сегодня называют «отцом культурологи». Ещё в 40-е годы XX в. он попытался не только обосновать необходимость такой отрасли знания, но и заложил некоторые общетеоретические основы. В своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) и др. Уайт утверждал, что культурология представляет собой качественно более высокую ступень постижения человека по сравнению с другими общественными науками, и предсказывал ей большое будущее.

      О. Уайт рассматривал культуру как некую  целостную и самонастраивающуюся  систему материальных и духовных элементов и под влиянием развивавшейся  в то время семиотики значение в ее развитии придавал символам, а  также «технологической» и «энергетической» сторонам цивилизации. Новую науку  он считал устремленной в будущее, а  развитие культуры ставил в зависимость от  «количества энергии на душу населения». Культура, по его мнению, движется вперед по мере того, как количество «обузданной энергии» на душу  населения возрастает, или «возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией».

      Сегодня становится очевидным, что утверждения  О. Уайта отнюдь не бесспорны и  касаются больше его замечаний относительно цивилизации, чем культуры, поскольку  именно современная техногенная  цивилизация зависит прежде всего от энергии и умения ею управлять. А культура определяется другими сущностными характеристиками и если употреблять к ней понятие «энергии», то, скорее в переносном аллегорическом смысле, как это делали мыслители прошлого.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Социологическая школа
 

      Социологическая школа объединяет тех ученых, которые  ищут истоки и объяснение культуры не в историческом или «естественном» развитии человеческого духа. Не в  психике и не в биологической  предыстории человечества, а в  его общественной природе  и организации. В центре внимания этого направления  находится само общество, его структура  и социальные институты. Одним из представителей социологической школы  является Т. С. Элиот (1888 – 1965) англо-американский поэт и критик модернизма, автор  книги «Заметки к определению  культуры» (1948).

      Что же понимал под культурой Элиот? Прежде всего то, что понимают антропологи – образ жизни данного народа, живущего на одном месте, т. е. оседло. Проявления этой культуры предстают перед нами в его национальном искусстве, особенностях его социальной системы, его привычках, обычаях и, конечно, религии. Но все эти проявления культуры вместе взятые еще не составляют всей культуры, ибо они лишь части большого целого, из которых культура состоит (подобно человеческому телу в анатомическом театре). Но поскольку человек есть нечто большее, чем собрание различных составных частей его тела, то и культура есть нечто большее, чем собрание искусств, обычаев и религиозных верований, считал Элиот.

      Отмечая кризис традиционных ценностей западного  общества в середине XX в., утрату ею нравственных и интеллектуальных богатств в результате всеобщей стандартизации и узко утилитарного подхода к жизни, распространению «массовой культуры», Элиот считал, что созидательную энергию человечества могут поддержать лишь культурные «элиты».

      Однако  теория «элиты» (прежде всего политической) как ведущей силы исторического  процесса не является абсолютно новой  и восходит к древнегреческому философу Платону (472 – 347 г.г. до н.э.). Впоследствии она развивалась такими мыслителями, как Н. Макиавелли, Ф. Ницше и др. философами. В XX в. ее наиболее ярким апологетом стал итальянец В. Парето (1848 – 1923), рассматривавший историю как арену постоянной борьбы элиты за власть. Элиоту же принадлежит заслуга в том, что он подчеркнул значение элитарного подхода не только в сфере политики, но и в культуре. Подобно своему современнику и соотечественнику Тойнби, Элиот делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу. Причем лишь первая из них способна на культурное созидание. Творческая элита, по Элиоту, отнюдь не принадлежит к какому-нибудь определенному классу и должна постоянно пополняться из социальных «низов». Однако для ее возникновения и формирования необходимо богатство и принадлежность к определенному привилегированному слою. Наиболее умные и талантливые представители других слоев постоянно «вливают» в него новую творческую энергию, двигая, таким образом, культурный процесс.

      К представителям социологической школы  принадлежит и наш бывший соотечественник, русско-американский социолог и историк  Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968). Получив известность еще  до революции, он в ходе ее стал одним  из лидеров правых эсеров, был секретарем Керенского, позднее профессором  Петроградского университета, а в  1922 г. по инициативе Ленина вместе с большой группой ученых и писателей, представлявших цвет русской интеллигенции, выехал из страны.  В Гарвардском университете П. Сорокин возглавил один из первых в США факультетов социологии и стал всемирно признанным авторитетом в этой области.

      Разделяя  теорию духовной элиты как ведущей  силы общества, Сорокин подчеркивал  неразрывную связь процессов, происходящих в обществе, с общим развитием  культуры. В работе «динамика общества и культуры» (1937 – 1941) и др. он рассматривал историю человечества как смену  в разной степени целостных социо-культурных суперсистем, объединенных определенным единством ценностей и значений. Исторический процесс виделся ему не как прямое поступательное движение, а как «циклическая флуктуация», т. е. идущая законченными циклами смена перетекающих друг в друга типов культуры, каждый из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания. П. Сорокин выделял три типа культуры:

  1. Чувственный, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т. е. преобладает «истина чувств» и «истина наслаждений»;
  2. Идеациональный, где преобладают сверхчувственные ценности, поклонение  некоему Абсолюту – Богу (или Идее), т.е. «истина веры» и истина самоотречения;
  3. Идеалистический, представляющий некий синтез «чувственного» и «идеационального» типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера наукой, эмпирическое восприятие – интуицией. По выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума». 

      Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре  общественных отношений, радикальное  преобразование и смена которых  сопровождается кризисами, войнами  и революциями. Анализируя историю  европейской культуры и искусства  статистическими методами, П. Сорокин  относил к периодам расцвета «чувственной»  культуры греко-римскую цивилизацию  с III в. до н. э. по IV в. н.э., т.е. периода ее разложения и упадка, а также всю западную культуру последних пяти веков – с эпохи Возрождения до нашего времени.  К «идеациональному» типу относилась раннесредневековая культура христианского Запада (с VI по XIII в.), а к «идеалистическому» - культура эпохи Возрождения.

      Кризис  современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, веры в Бога, и в целом  устремленной к чувственному наслаждению  и потреблению, П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной  науки в ущерб духовным ценностям, что довольно четко ощущается  многими людьми в сегодняшнем  мире. Как человек верующий, П. Сорокин видел выход из нынешнего кризиса и неизбежном восстановлении «идеациональной» культуры с ее  религиозными идеалами.

А. Вебер (1868 – 1958) – немецкий экономист и социолог, автор книги «Социология истории  и культуры» (1927) выдвинул теорию расчленения  истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законам  процесса: социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации), культурный (творчество, искусство, религия и философия). Так, если придерживаться концепции А. Вебера, то за последние два века в США, например, преобладали социальные и цивилизационные процессы в ущерб культурным, а в России XIX в. наоборот проявился «золотой век» русской культуры на фоне социального консерватизма и научно-технической отсталости.  Европейские страны в своем большинстве сохраняли определенное «равновесие» между тремя процессами, а в Японии и других экономически развитых «драконах» Юго-Восточной Азии цивилизационный процесс получил бурное развитие лишь после второй мировой войны. Специфический облик той или иной страны или эпохи А. Вебер связывал, прежде всего, с культурными факторами, а не с социальными или цивилизационными, которые по существу интернациональны. Движение культуры, по Веберу, иррационально, а его творцом является духовно-интеллектуальная элита.

 
  1. Символическая школа
 

      Символическая школа является одной из самых  молодых и самых влиятельных  современных научных школ, сложившаяся  в результате развития средств массовой информации. По мнению некоторых философов  и социологов, в современном мире на смену НТР придет так называемая «информационная революция».

      Действительно, если посмотреть на культуру с точки  зрения способности людей выражать (в языковых символах и других видах  сигналов) и передавать во времени  и пространстве разного рода информацию, то перед нами откроется картина  неуклонного восхождения человека к своему нынешнему информационному  и культурному могуществу. Если первобытный  человек мог выразить в языке  лишь самые примитивные мысли  и передать их в пространстве не более чем на дистанцию голоса, то уже в наскальных рисунках он смог увековечить свои представления об окружающем мире и самом себе как части этого мира. Наскальная живопись заменила первобытному человеку письменность и заключила в себе все богатство визуального мира, который был средой его обитания.

      В современно мире радикально изменилась не только сама информация, но и средства ее передачи и богатство форм передаваемого  символического материала: от устной языковой -  к печатной, визуальной и аудиовизуальной; черно – белой, цветной, стереофонической, стереоскопической и до самой  совершенной – цветостереофоноскопической. Мы вступили в новую эпоху, когда с совершенствование электронных средств воспроизводства образов мира во всем богатстве его движения, звуковой и цветовой гаммы, объемного восприятия, уже создается «вторая реальность» - виртуальный мир, к которому человеку еще предстоит адаптироваться и научиться с ним взаимодействовать.

      Все это натолкнуло ученых на мысль, что  у истоков человеческой культуры лежит свойственная лишь человеку способность  создавать знаки и символы  окружающей его реальности и передавать их во времени и пространстве. Такому взгляду способствовали и развитие семиотики, информатики и кибернетики, изучающих общие законы оформления, получения, хранения, переработки и передачи информации. Через эти отрасли знания культурология получила прямой выход в мир техники и создания искусственного интеллекта.

      Из  других представителей символической  школы, работающих в самых различных  отраслях науки и в сфере массовой коммуникации, следует выделить Э. Кассирера и К. Леви-Стросса.

Информация о работе Школы культурологии