Культура речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:13, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка по дисциплине "Культура речи"

Работа содержит 1 файл

russky_1.docx

— 22.03 Кб (Скачать)

1. Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Орфоэпия, словообразование, лексика, грамматика: морфология и синтаксис, орфография, пунктуация, стилистика. Звук, морфема, слово, слово (как часть речи), словосочетание и предложение.

 

2. Речь-это язык в действительности; это использование языка, его системы в целях говорения, передачи мысли, общения. Когнитивная (познавательная), коммуникативная (общение), аккумулятивная, эмоциональная, волюнтативная. Воздействие, обозначение, сообщение, выражение.

 

3. Культура речи - это владение нормами устного и письменного лит-го языка, а также умение использовать выразительные средства языка в соответствии с целями и содержанием речи. Она содержит 3-и составляющих компонента: нормативный, коммуникативный, этический.

 

4.Лит-ый язык – это строго нормированная форма общенародного нац. языка. Нац. язык – форма существования языка в эпоху существования нации, сложное системное единство, включающее в себя диалекты, жаргоны, просторечие. Эти понятия соотносятся тем что, одно понятие вытекает из другого (лит-ый язык это определенный слой национального языка,  управляемый особыми нормами).

 

5.Основные качества, или критерии речи, представленные в классической риторике:

грамматическая правильность, точность, ясность, логичность, простота, богатство, сжатость, чистота, выразительность, благозвучие. В профессиональной деятельности, предусматривающей постоянное общение, просто необходимо владеть этими качествами для того чтобы наша речь была всегда понятна, выразительна и хорошо отражала то, что мы хотим сказать.

 

6.Обе эти речевые формы используют одни и те же единицы языка, но по-разному.

 

7.Единообразная образцовая общепринятая в употреблении совокупность  элементов языка, правила использования речевых средств в опр-ый период развития лит. языка. Относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, соответствие возможностям языковой системы.Орфоэпические, лексические (правильный выбор слов с учётом их значения),морфологические (слово, часть речи), словообразовательные (образование слов и их строение), орфографические (единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств), пунктуационные (регламентирует правила употребления знаков препинания), грамматические (правила использования морфологических форм разных частей речи), синтаксические (правила связи слов в предложении и словосочетании), стилистические (стилевая принадлежность языковых элементов).

 

8.Лексические нормы регулируют употребление слов в речи. К лексическим нормам относятся:

нормы словоупотребления;

нормы лексической сочетаемости

нормы функционально-стилевой принадлежности слова (стилистической окраски).

Употребление слова в несвойственном ему значении; нарушение сочетаемости слов; речевая недостаточность и  избыточность; неправильное употребление синонимов, антонимов, омонимов; смешение паронимов; неправильное употребление фразеологизмов.

 

9.Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или не соответствующей контексту форме. Например: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль.

 

10. Синтаксические нормы — это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Соблюдение синтаксических норм — важнейшее условие правильности речи. Синтаксические нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм: отклонение от норм управления; нарушение коорд. подлежащего и сказуемого; ошибки связанные с порядком слов; ошибки построения предлож. с обособ. членами и с деепр. оборотом; смешение прямой и косвенной речи; неправильное употребление союзов и предлогов

 

11. Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются  доказательность, точность, абстрактность, логичность и объективность изложения.Он используется в разных жанрах,среди них основными являются: научная монография и научная статья, диссертационные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т. п.), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и проч.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также жанры научно-популярной литературы.

 

12. Основные стилевые черты современного публицистического стиля:

образность, выразительность.

поиск новых языковых средств.

открытое выражение  авторской позиции.

широкое использование  устоявшихся речевых оборотов.

огромная роль ключевых слов, характерных для определенной эпохи, идейного направления.

сочетание логики и экспрессии.

индивидуальность.

избегает штампов, канцеляризмов, клише.

жанровое разнообразие: передовые статьи, очерки, фельетоны, репортажи, интервью.

задействованы и монологическая и диалогическая речь, устная и письменная.

ориентированность на мысль, факт, документ.

массовость, доступность, демократичность.

подчеркнутость авторского Я.

Цель публицистического стиля  речи - информирование, передача общественно  значимой информации с одновременным  воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением  ему определенных идей, взглядов, побуждением  его к определенным поступкам, действиям.

 

13.Официально-деловой стиль характеризуется:

1) сжатость, компактность изложения,  экономное использование языковых  средств;

2) стандартное расположение материала,  нередкая обязательность формы  (удостоверение личности, различного  рода дипломы, свидетельства о  рождении и браке, денежные  документы и т. д.), употребление  присущих этому стилю клише;

3) широкое использование терминологии, наименований (юридических, дипломатических,  военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики  и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных  слов, аббревиатур;

4) частое употребление отглагольных  существительных, отыменных предлогов  (на основании, в отношении,  в соответствии с, в деле, в  силу, в целях, за счет, по линии  и др.), сложных союзов (вследствие  того что, ввиду того что,  в связи с тем что, в силу  того что и др.), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если …; на том основании, что …; по той причине, что …; с тем условием, что …; таким образом, что …; то обстоятельство, что …; тот факт, что … и т. п.);

5) повествовательный характер изложения,  использование номинативных предложений  с перечислением;

6) прямой порядок слов в предложении  как преобладающий принцип его  конструирования;

7) тенденция к употреблению сложных  предложений, отражающих логическое  подчинение одних фактов другим;

8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных  речевых средств;

9) слабая индивидуализация стиля.

Он реализуется в юрисдикционных документах, обвинительных заключениях, приговорах, административных документах, заявлениях, автобиографиях, резюме, докладных записках, объяснительных записках.

 

14.Речевые штампы и канцеляризмы: штампы - это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью; канцеляризмы - словесные штампы и шаблонные выражения, грамматические формы и конструкции, присущие официально-деловому стилю.

Языковой стандарт – готовые  воспроизводимые в речи средства выражения используемые в публицистическом стиле.

 

15. Слова, употребляемые представителями некоторой профессии, и отличающиеся от общепринятых слов значением или произношением. Или же слово или выражение, употребляемое или происходящее из какой-нибудь профессии.

 

16.Естественно, для кого-то эталоном русского языка являются произведения Ломоносова, Пушкина, Лермонтова и Толстого. Такие люди не будут в восторге от жаргонных словечек. Тем более что употребление того или иного жаргонизма будет непонятным непосвященным людям и может послужить почвой для недоразумения. Однако устная речь молодежи неразрывно связана с жаргонизмами, которые придают ей оттенок иронии и живость. Искоренить их не представляется возможным. Одно радует, что у жаргонизмов узкая сфера применения – устная речь, нелитературная, с заниженным стилем.

17.Заимствованные слова, которые уже широко распространились и закрепились в структуре межстилевой русской лексики, с точки зрения стилистики не представляют особого интереса. В стилистической оценке подвергаются заимствованные слова и выражения, которые имеют ограниченную сферу употребления.


Информация о работе Культура речи