«Искусство, архитектура, литература в эпоху Возрождения».

Дата добавления: 13 Февраля 2013 в 14:03
Автор: 0******@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (363.59 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

«Искусство, архитектура, литература в эпоху Возрождения»..doc

  —  422.50 Кб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ:

«Искусство, архитектура, литература в эпоху Возрождения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

  1. Введение……………………………..3
  2. Общая характеристика……………...3-4
    1. Периодизация эпохи…………….4
    2. Проторенессанс………………….4
    3. Ранее Возрождение……………...4-5
    4. Высокое Возрождение………......5-6
    5. Северное Возрождение………….6-8
  3. Искусство в эпоху Возрождения…8-9
  4. Архитектура в эпоху Возрождения…9-10
  5. Литература в эпоху Возрождения….10-11
  6. О представителях эпохи Возрождения…11-13
  7. Заключение……………………………14
  8. Список литературы……………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

В средние  века в Европе происходили бурные перемены в экономической, общественной и религиозной сферах жизни, что не могло не повлечь  за собой перемен в искусстве, архитектуре и литературе. Во всякое время перемен человек пытается заново переосмыслить окружающий мир. Так, в средние века средоточием подобных перемен стали Италия, Германия, Нидерланды и Франция. Попытаемся разобраться, что же на самом деле происходило в этих странах в то отдаленное от нас время, какими мыслями были заняты головы мыслителей давно минувших дней, попробуем через произведения искусств, архитектур и литературы вникнуть в суть происходивших явлений времени, называемом «Ренессансом или эпохой Возрождения».

Возрождение (Ренессанс) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - начало 14-последняя четверть 16 века.

 

2. Общая характеристика.

 

Возрождение-это особая эпоха в культурном и идейном  развитии в ряде европейских стран, связанная с переходом от Средневековья к Новому времени.

Во время Возрождения  оживилось образование, процветали торговля, искусство, музыка, литература и наука. Ренессанс изменил весь образ жизни Европы. В связи  с развитием торговли, промышленности и коммерции быстро росли города. Стали складываться нации. Люди начали чеканить деньги. Возрождение возникло в Италии, где впервые его признаки были заметны ещё в 13 и 14 веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов 15 века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. В 16 веке назревает кризис идей Возрождения, следствие чего является возникновение маньеризма и барокко. В Италии Возрождение имеет свою периодизацию: дученто-13 век, треченто-14 век, кватроченто-15 век, чинквеченто-16 век.

 

2.1. Периодизация эпохи.

 

Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в  его культуре. Этапы истории  искусства, литературы и архитектуры долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс («эпоха Данте и Джотто», около 1260-1320). Более общими периодами являются Ранее Возрождение(14-15 века), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя её; а также Высокое(15 век) и Позднее Возрождение(16 век) особой фазой которых стал маньеризм. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды), совокупно именуется Северным.

 

2.2. Проторенессанс.

 

Проторенессанс-период истории  итальянского искусства, ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции. Это самый ранний этап в развитии искусства Возрождения. Ранее всего искусство Проторенессанса проявились в скульптуре, а затем в живописи. В ней особо ощутимо светское  начало, внимание к исторической тематике, портретному, бытовому и пейзажному жанрам. Творчество Данте, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Н. Пизано, живописцев П. Каваллини и особенно Джотто подготовило почву для искусства Возрождения.

 

2.3. Ранее Возрождение

 

Период так называемого  «Раннего Возрождения» охватывает собой  в Италии время с 1420 по 1500 года. В  течение этих лет искусство ещё  не вполне отрешается от преданий недавнего  прошлого, но пробует примешивать  к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы, и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство  в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго  держалось традиций готического  стиля. Раннее Возрождение (14-15 вв.) в искусстве Италии связано, прежде всего, с Флоренцией, где Медичи покровительствовали гуманистам и всем искусствам. Мечты гуманистов об «идеальном городе» легли в основу новых принципов градостроительства и архитектуры. Была творчески переосмыслена античная ордерная система, преобразованы достижения готики. В зданиях этого периода на первый план выступает ощущение гармонии. Художники, систематически изучая натуру и античные образцы, обращаются к героическим образам античности, по-новому пишут религиозные сюжеты(литература-Боккаччо, скульптура-Донателло, живопись-Джорджоне, Мазаччо, Боттичелли).

 

2.4. Высокое Возрождение.

 

Следующий период Возрождения - время самого пышного развития его стиля – принято называть «Высоким Возрождением» оно простирается приблизительно с 1500 по 1580 год. В это  время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим. Рим становится как бы новыми Афинами: в нём создаётся множество  зданий, исполняются скульптурные произведения, пишутся фрески и картины; при этом все три отрасли искусства идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

 

2.5. Северное Возрождение.

 

Северное Возрождение  – развитие, ряд европейских стран, находящихся севернее Италии в 17 веке. Этот термин достаточно условен. Искусство  Нидерландов,  Германии  и  Франции (главных очагов северного Возрождения) в XV веке развивалось как прямое   продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону «мирского». Главная же причина, по которой термин  «Возрождение» распространяется на всю европейскую культуру этого периода, заключается в общности внутренних тенденций культурного процесса. То есть повсеместном росте и становлении буржуазного гуманизма, в расшатывании феодального миросозерцания, в растущем самосознании личности. Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык. Эта работа продолжалась  двадцать  лет,  но

отдельные фрагменты  стали известны раньше. Лютеровская  Библия делает  эпоху, во-первых, в  немецком  языке:  она  становится  основой  единого  немецкого языка; во-вторых, она  создает  прецедент  перевода  Библии  на  современный литературный  язык,  и  вскоре  последуют   ее   переводы   на   английский, французский и другие.

Идеи лютеранства объединяют наиболее прогрессивные круги  Германии: в него  оказываются,  вовлечены  и  такие   мыслители-гуманисты,   как   Филипп Меланхтон, художники Дюрер и Хольбейн, священник и вождь народного движения Томас Мюнтер. Наиболее   совершенные   образцы   поэзии   того   времени представил  продолжатель  этих  народных  традиций  Ханс  Сакс.   Выдающимся прозаиком Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский. Его  лучшая  книга «Похвала глупости» увидела свет в 1509 году. Среди  видов  художественной  деятельности  лидировала  –  как   и   в итальянском Возрождении – живопись. В живописи:

  • Утвердили пейзаж как самостоятельный жанр;
  • Натюрморт - самостоятельный жанр;
  • Отказались от идеального человека, на полотна пришел обыкновенный герой;
  • Многофигурность, обилие полотна персонажа;
  • Открылись горизонты, обилие воздуха, широкое перспектива панорама.

 

Первым в  ряду  великих  мастеров  этого периода должен быть назван Хиеронимус Босх. Его творчество подводит итог достижениям средневековой  живописи  и  служит  прологом   Возрождения. В картинах Босха, написанных большей частью на  религиозные  сюжеты,  поражает

объединение  мрачных  средневековых  фантазий  и   символов   с   элементами фольклора и точными реалистичными деталями. И даже самые страшные  аллегории выписаны  с  таким  удивительно   народным   колоритом,   что   производят жизнеутверждающее впечатление. Никто из  последующих  мастеров  живописи  во всем мире не  будет  писать  столь  фантастические,  граничащие  с  безумием образы, но влияние Х.Босха ХХ век ощутит в творчестве сюрреалистов. Крупнейшим мастером Северного Возрождения  в изобразительном искусстве был Альбрехт Дюрер. Он оставил колоссальное наследие:  картины,  графические

работы, статьи, переписку. Своеобразной индивидуальностью было также отмечено  творчество  главы дунайской школы живописи  Альбрехта Альтдорфера (1480-1538). Ему  принадлежит приоритет  в  формировании  жанра  пейзажа.  Однако  самой  интересной   его картиной остается «Битва  Александра с Дарием» (1529).  Батальной сцене на Земле вторят соперничающие на небе Солнце, Луна и  тучи.  Картина  наполнена множеством декоративных деталей,  изыскана  по  колориту,  восхитительна  по своему живописному мастерству. К тому  же  это  одна  их  первых  написанных маслом батальных сцен, так что Альтдорфер может  считаться  основоположником еще одного живописного жанра.

      Век  Северного Возрождения был недолог.  Тридцатилетняя война  вторглась в этот процесс и задержала развитие немецкой  культуры.  Но  в  истории  оно осталось как поразительно целостная эпоха, как клуб гениев,  мастеров  слова и  живописи,  которые  общаются  между  собой,  участвуют,  в  общей  борьбе путешествуют,  пишут   поразительные   портреты   друг    друга,    взаимно вдохновляются идеями. Вовлечение народов северных  стран  в  общеевропейский культурный процесс началось в пору Северного Возрождения.

3. Искусство в эпоху Возрождения


 

 

Леонардо да Винчи.

Мона Лиза.

 

 

 

 

 

Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений. Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностям в изображении.

4. Архитектура в эпоху  Возрождения.


 

 

Собор Санта-Мария-

дель-Фьоре,

Флоренция

 

 

 

 

Главное, чем характеризуется  эта эпоха - возвращение в архитектуре  к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы - Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

 

  1. Литература в эпоху Возрождения.

 

В литературе Возрождения  наиболее полно выразились гуманистические  идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304-1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV-XVI веке итальянская литература пережила расцвет-лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313-1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474-1533) и Торквато Тассо (1544-1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Страницы:12следующая →
Описание работы
В средние века в Европе происходили бурные перемены в экономической, общественной и религиозной сферах жизни, что не могло не повлечь за собой перемен в искусстве, архитектуре и литературе. Во всякое время перемен человек пытается заново переосмыслить окружающий мир. Так, в средние века средоточием подобных перемен стали Италия, Германия, Нидерланды и Франция. Попытаемся разобраться, что же на самом деле происходило в этих странах в то отдаленное от нас время, какими мыслями были заняты головы мыслителей давно минувших дней, попробуем через произведения искусств, архитектур и литературы вникнуть в суть происходивших явлений времени, называемом «Ренессансом или эпохой Возрождения».
Содержание
Введение……………………………..3
Общая характеристика……………...3-4
Периодизация эпохи…………….4
Проторенессанс………………….4
Ранее Возрождение……………...4-5
Высокое Возрождение………......5-6
Северное Возрождение………….6-8
Искусство в эпоху Возрождения…8-9
Архитектура в эпоху Возрождения…9-10
Литература в эпоху Возрождения….10-11
О представителях эпохи Возрождения…11-13
Заключение……………………………14
Список литературы……………………15