Художественная культура Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

С глубокой древности Индия была известна на весь мир как страна удивительных чудес, несметных природных богатств и замечательных ремесленных изделий.
В искусство Индии буддизм внес определенные социальные идеи – это идеал несовершения зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретный образный характер. Так в буддизме была создана целая система символов, обозначавших скрытый смысл учений Будды и его жизни, например, изображения колеса или сияющего круга, символизирующий учение Будды и его самого.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…....3
1. Хараппская культура………………………………………………………4
2. Письменность и язык…………………………………………………...…8
3. Архитектура городов Хараппа и Мохенджо-Даро……………………..10
Заключение………………………………………………………………..….13
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

хУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА иНДИИ.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………….…....3

1.  Хараппская культура………………………………………………………4

2.  Письменность и  язык…………………………………………………...…8

3.  Архитектура городов Хараппа и Мохенджо-Даро……………………..10

Заключение………………………………………………………………..….13

Список использованной литературы………………………………….……14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С глубокой древности  Индия была известна на весь мир  как страна удивительных чудес, несметных  природных богатств и замечательных  ремесленных изделий.

В искусство Индии  буддизм внес определенные социальные идеи – это идеал несовершения зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретный образный характер. Так в буддизме была создана целая система символов, обозначавших скрытый смысл учений Будды и его жизни, например, изображения колеса или сияющего круга, символизирующий учение Будды и его самого.

Не менее распространены буддийские символы быка, льва, слона  и лошади, которые воспроизводят  различные стадии жизненных превращений  Будды. Ведь до первых веков нашей  эры Будда в виде человека не изображался.

Наиболее ранние памятники  буддийского искусства можно  разделить на несколько групп. Одно из них – архитектурное строение (пагода или ступа). Оно не имеет  внутри полого пространства, доступного для паломников, которые, обходя вокруг, оставляют в специальных сосудах пожертвования.

Другим видом религиозного искусства являются специальные  алтари, а также храмы и монастыри. Еще при Ашоке в скалах высекали пещерные храмы и кельи для  отшельников, например, пещерный храм в Карли (близ Бомбея) в длину около 40 метров.

В Индии каменная скульптура служила украшением архитектуры  и создавалась в виде декоративных горельефов – скульптурных изображений, выступающих над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

 

 

 

1.  Хараппская культура

 

Более четырех тысяч лет назад в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшая таким очагам мировой цивилизации, как древний Египет и Месопотамия, а в ряде отношений превосходившая их. Раскопки в долине Инда убедительно показали древность, самобытность и автохтонность индийской культуры, сложившиеся задолго до появления в стране индоарийских племен.

Поселения хараппской культуры, обнаруженные вначале лишь в долине Инда, известны теперь на огромной территории – более чем 1100 км с севера на юг и 1600 км с запада на восток. По территории хараппская цивилизация значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Двуречья. Среди многочисленных городов и поселений лучше всего исследованы два главных города – Хараппа и Мохенджо-Даро. Область распространения этой культуры не оставалась неизменной: хараппцы двигались на юг, и на восток, проникая во все новые и новые районы.

Установление хронологических  рамок хараппской цивилизации представляет немалые трудности, и датировка  ее в целом весьма условна. Сравнительно точно могут быть датированы лишь отдельные комплексы городов и периоды их жизни, особенно когда речь идет о периоде расцвета: возникновение и упадок поселений в различных районах происходили не одновременно.

Если упадок Мохенджо-Даро и Хараппы относится, очевидно, примерно к одному и тому же времени (Хараппа просуществовала несколько дольше), то города и поселения Катхиаварского полуострова, а также ряда областей Пенджаба продолжали жить и после гибели центров в долине Инда.

Главным материалом для датировки в течение многих десятилетий служили «индийские» и изготовленные по типу индийских в древних городах Двуречья месопотамские печати-амулеты. Поскольку месопотамская хронология известна сравнительно хорошо, то залегание индийских вещей (печати, бусины и др.) в конкретном культурном слое городищ Двуречья помогало датировать и эти индийские экземпляры. Вначале ученые очень удревняли возраст хараппских городов, исходя лишь из общих соображений об аналогичности процесса развития цивилизации в Шумере и Индии. Когда на помощь ученым пришел карбонный метод исследования, появилась возможность с известной точностью определить возраст анализируемых слоев. «Период развитой Хараппы» обычно датируется 2200-2100 гг. до н.э.

Основным занятием населения долины Инда, причем не только поселений сельского типа, но и городов, было земледелие. О значении земледелия говорят находки огромного числа зернотерок. Продукты сельского хозяйства хранились в специальных амбарах. Раскопки свидетельствуют о культивировании пшеницы (двух сортов), ячменя проса, гороха, сезама, кунжута, хлопчатника, дыни, о развитии садоводства. Отмечая развитие земледелия, нельзя, однако, недооценивать и роль садоводства.

Сельские поселения  были окружены прекрасными пастбищами. Разводили коров, овец, коз, зебу, свиней, держали также кур. Некоторые исследователи считают, что хараппцам была известна и лошадь, но имеющиеся сведенья требуют подтверждения. Костные остатки слона, тигра, бизона, шакала, волка, носорога, верблюда, льва позволяют судить о фауне эпохи. Многие домашние и дикие животные изображены на печатях. Немалую роль продолжало играть рыболовство. Особенно если учесть, что большинство поселений располагалось по берегам рек.

Хараппская культура была культурой эпохи бронзы. Наряду с медью бронза широко употреблялась в хозяйстве и ремеслах. Из этих металлов производили орудия производства и оружие: найдено много ножей, топоров, зеркал, бритв, кинжалов, мечей, наконечников стрел и копий, булав. Хараппцы хорошо знали плавку, ковку и литье металлов. Из них создавались предметы искусства (найдены две фигурки танцовщиц и фигурки животных), а также игрушки. Железо не было известно: следы его не обнаружены даже в самых верхних слоях хараппской культуры. Употреблялись, кроме того золото, серебро, свинец. Из золота изготовляли различные украшения, а из серебра еще и сосуды.

Крупные города были центрами ремесленного производства, ряд отраслей которого получили в то время значительное развитие, например прядение и ткачество. Пряслицы найдены почти в каждом доме, а в Мохенджо-Даро обнаружен кусочек хлопчатобумажной ткани. Отпечатки тканей сохранились и на хараппской керамике. Мастерством отмечены работы горшечников, ювелиров, резчиков по кости и металлу и др. Сосуды изготовляли на гончарном круге и подвергали обжогу в специальных крупных печах.

Их грунтовали обычно красной охрой, затем лощили и  перед обжогом расписывали черной краской. Орнамент весьма разнообразен: кружки, треугольники, клетки, скрещивающиеся линии, штриховка, растительные, реже зооморфные мотивы – фигуры птиц и зверей. Расписывались обычно верхняя часть сосудов, нижняя же, которая, очевидно, помещалась в углубления в земле, оставалась неорнаментированной.

Большим спросом у  жителей пользовались украшения  – бусы, ожерелья, кольца, браслеты, выполненные из метала (золота, серебра), кости и камня, и изделия из фаянса – украшения и некрупные по размерам сосуды. Хараппские ремесленники использовали в качестве материала также раковины и полудрагоценные камни (агат, яшма), добывавшиеся по всей вероятности в Гуджарате.

Памятников изобразительного искусства сохранилось немного  – прекрасно выполненный женский  торс из песчаника, скульптурный поясной  «портрет» из стеатита (его иногда условно называют скульптурой бородатого жреца), изящная фигурка танцовщицы, в облике которой ученые находят дравидийские или даже веддоидные черты. К памятникам искусства могут быть отнесены и изображения на печатях. До нас не дошли стенные росписи, но остались следы их. Многочисленные терракотовые фигурки имели, очевидно, и культовое назначение и служили в качестве игрушек.

Высокого развития в  хараппскую эпоху достигла внутренняя и внешняя торговля, которая велась по суше, по рекам и морю. На широкий  размах торговых операций указывают  находки весов и множества  гирь разной величины.

О постоянной торговле с  далекой Месопотамией свидетельствуют  находки в древних городах  Двуречья печатей и других предметов¸ близких к протоиндийским. Правда по технике изготовления и характеру  изображений эти печати во многих случаях отличаются от собственно хараппских, однако они сохраняют определенные «хараппские» черты.

Особого внимания заслуживает  недавнее открытие в «касситском  слое» Ниппура типичной протоиндийской печати, на которой изображен однорогий  бык, стоящий перед кормушкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Письменность  и язык

 

Характерной чертой этой цивилизации и показателем высокого развития ее культуры является существование  письменности. Найдено более 2 тыс. надписей, содержащих 400 различных знаков. В  основном надписи были найдены на печатях. Обычная хараппская печать представляла собой квадратную или продолговатую пластинку, изготовленную как правило, из мягкого камня, стеатита, который покрывали тонкой резьбой и обжигали. В Двуречье употреблялись цилиндрические печати, их прижимали к глиняным табличкам, где они оставляли оттиск с эмблемой и надписью.

Одна или две такие  печати найдены в Мохенджо-Даро, но с эмблемой хараппского типа. Первоначально печати служили, вероятно, метками для обозначения имени  владельца вещи, но со временем, несомненно, стали амулетами, которые люди постоянно носили при себе. В основном на печатях изображены животные: бык, буйвол, коза, тигр, слон и т.д., а также, по-видимому, сцены религиозных преданий. Краткие надписи на них, обычно 10, самое большее 20 знаков, - единственные значительные образцы хараппской письменности, сохранившиеся до наших дней. Надписи, однако, наносились не только на особые печати, но и на керамику, медные пластинки, бронзовые ножи, изделия из слоновой кости и т.д. Все это говорит о широком развитии грамотности в эпоху Хараппы.

Надписи состоят преимущественно  из рисунков, однако детальное изучение их позволило прийти к выводу, что  наряду с идеограммами встречаются и фонетические знаки. Судя по характеру последних, письмо не было алфавитным; среди знаков привлекают внимание черточки – по мнению ученых, цифры. Строки расположены горизонтально. Раскопки в Калибангане дали материал для решения вопроса о направлении письма. Брадж Баси Лал считает, что жители долины Инда писали справа на лево, но когда текст заходил на следующую строку, слева направо. К этому же заключению пришли советские и финские ученые, исследующие протоиндийские тексты.

В 70-х годах XIX в. появление первых публикаций печатей вызвало исключительный интерес к ним: высказывались различные точки зрения о близости письма к письменности о-ва Пасхи, но расстояние в пространстве и времени между обеими культурами так велико, что возможность контакта или влияния едва ли допустимы; также о схожести с шумерским, этрусским и хеттскому иероглифическому письму. Мы не знаем, какими средствами пользовались хараппские поселения при письме, хотя высказывалось предположение, что маленький горшочек, найденный на небольшом городище Чанху-Даро, представляет собой чернильницу. Во всяком случае, жители не писали своих документов на глиняных табличках, иначе они были бы найдены среди руин индийских городов.

В течение многих десятилетий  ученые стараются разгадать тайну этой письменности. Но, к сожалению, она до сих пор остается непрочитанной. Основная трудность в правильной дешифровке надписей из Мохенджо-Даро состоит в том, что наука не дает пока окончательного ответа на вопрос о языке создателей хараппской цивилизации. Не располагают ученые и билингвами. Некоторые современные индийские исследователи склоны рассматривать язык надписей из Мохенджо-Даро как архаический санскрит, что противоречит многим историческим и лингвистическим данным. К настоящему времени установлено влияние дравидийских языков на ведийский санскрит, хорошо прослеживаемое по материалам «Ригведы», причем для индоарийских языков Северо-Западной Индии дравидийский субстрат является, очевидно, основным или даже единственным. Наличие такого влияния позволило ученым предположить, что язык доарийского населения долины Инда принадлежит к группе дравидийских (протодравидийских) языков.

 

 

3.  Архитектура городов Хараппа и Мохенджо-Даро

 

Существование крупных  городов, наличие строгой системы  городского планирования и строительства свидетельствуют о высокой степени развития Хараппской цивилизации. В результате раскопок было открыто несколько крупных городов. Самые большие из них – Хараппа и Мохенджо-Даро.

Мохенджо-Даро занимал  площадь до 2,5 кв. км и, согласно условным данным, насчитывал 100 тыс. человек и более. Впрочем, обычно ученые называют гораздо более скромные цифры – 41 или 35 тыс. для Мохенджо-Даро и 35 или 21 тыс. для Хараппы. Строительство городов велось по заранее разработанному плану. Даже древние города Шумеров не знали столь четкой и строгой планировки.

Судя по раскопкам, городские  центры имели сходную систему  планирования: крупные города состояли из двух главных частей – цитадели, где, по всей вероятности, располагались  местные власти, а возможно и жреческая элита, и так называемого нижнего города – здесь были сосредоточенны основные жилые постройки. Жилая часть города обычно имела форму прямоугольника. Главные улицы, некоторые до 10 м, были абсолютно прямыми. Они разделяли город на большие кварталы, внутри которых вилась сеть узких переулков. Цитадель воздвигалась на кирпичной платформе и, видимо, призвана была защищать от наводнений, которые нередко обрушивались на города, особенно в долине Инда. Она была меньше «нижнего города» (в Мохенджо-Даро занимала лишь 1/7 всей территории, а в Хараппе – 1/6), и по форме напоминала параллелограмм. Ни в одном из больших городов не было найдено ни одного каменного строения. Обычным строительным материалом, как для жилых домов, так и для общественных зданий служил стандартный обожженный кирпич высокого качества.

Информация о работе Художественная культура Индии