Гуманистическая концепция А. Швейцера

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:14, творческая работа

Описание работы

Альберт Швейцер — эльзасский теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952), гуманист.
Он обосновал универсальный гуманистический принцип благоговения перед жизнью, сострадания и сочувствия, милосердия и любви. Является одним из тех немногих, кто на практике воплотил свое философское учение о милосердии и ценности жизни, организовав больницу в Экваториальной Африке и проработав там много лет.

Работа содержит 1 файл

Гуманистическая концепция Швейцера.pptx

— 4.06 Мб (Скачать)

 

Гуманистическая концепция  А. Швейцера

 

Альберт Швейцер — эльзасский теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952), гуманист.

Он обосновал универсальный гуманистический принцип благоговения перед жизнью, сострадания и сочувствия, милосердия и любви. Является одним из тех немногих, кто на практике воплотил свое философское учение о милосердии и ценности жизни, организовав больницу в Экваториальной Африке и проработав там много лет.

 

Альберт Швейцер

 

Главной темой, волновавшей  Швейцера, стал надлом европейской  культуры. Современная культура находится  в глубоком кризисе, что проявляется  в господстве материального над  духовным, общества над индивидом. Нет  необходимой связи между “внешним”  прогрессом (в области экономики, техники, образования) и духовным совершенствованием человека.

 

Надлом европейской культуры

Утратив связь с этическими идеалами, культура лишилась своего предназначения — способствовать духовному и  нравственному возвышению человека и человечества. Утрачивается и содержательность досуга — она заменяется либо абсолютной праздностью и сопутствующими ей извращениями в поведении человека, либо желанием забыться, развлечься. Театр  уступает место кабаре, серьезная  литература — развлекательной.

 

Выход из духовного  кризиса 

 

Возрождение культуры может произойти только благодаря «культуротворческому» мировоззрению, основанному на благоговении перед жизнью.  Под мировоззрением Швейцер понимал совокупность волнующих общество и человека мыслей о сущности окружающего мира, о положении и назначении человека и человечества в нем.

 

Требования, которым должно отвечать данное мировоззрение:

1) Оно должно быть мыслящим.

2) Оптимизм.

3) Этическое обоснование  мировоззрения.

4) Действенность мировоззрения.

Принцип благоговения перед  жизнью не отбрасывает конфликты, но каждый вынужден решать сам, в какой  степени он должен подчиниться необходимости  или же содействовать сохранению жизни.

 

Но особенно высокую ответственность  за ценность жизни должен проявлять  человек по отношению к другим людям и к самому себе. Здесь  нет готовых рецептов, каждый должен решать сам, чем он может пожертвовать от собственной жизни, от своей собственности, своих прав, счастья, времени, покоя  и что должен оставить себе. В  этом проявляется свободное решение  индивида.

Выход из духовного кризиса  может быть найден в осознании  всеми людьми пагубности безнравственного состояния.

Наше отношение к миру определяется самой главной и  всеобщей Ценностью, признаваемой всеми  людьми: благоговением и почитанием жизни. В этой истине заключен принцип  нравственного сознания, и поведения  человека.

В наши дни принцип благоговения перед жизнью стал символом экологического движения, охраны природы от разрушения, утверждения ценности жизни.

Главная идея всей гуманистической  концепции культуры состоит в  утверждении жизни как высшей ценности

 

 

Идеалы, образующие культуру

 

    • Идеал человека;

 

 

 

 

 

    • идеал религиозно-духовного единения;

 

    • идеал социального и политического единения;

 

    • идеал человечества.

Лишаясь идеалов  духовности, он превращается в человека-вещь. Людям недостает духовности, которая  придает им жизненные силы для  взаимного понимания и доверия. Однако это возможно при соблюдении принципа благоговения перед жизнью как главного условия гуманности. В этом и заключается идеал  человечества. Гуманность побуждает  прислушиваться к голосу не только разума, но и сердца. Доброта должна стать действенной силой истории, положить начало веку гуманности.

 


Информация о работе Гуманистическая концепция А. Швейцера